4. Жизнь и судьба Василия Гроссмана

НА СНИМКЕ: Фронтовик Василий Гроссман


Гроссман Василий Семёнович, настоящее имя – Гроссман Иосиф Соломонович (1905 - 1964), прозаик, драматург.

Он родился в Бердичеве в семье химика, что определило выбор его профессии: поступил на физико-математический факультет Московского университета, окончив его в 1929.

До 1932 работал в Донбассе инженером-химиком, затем стал активно сотрудничать в журнале Литературный Донбасс: в 1934 появилась его первая повесть «Глюкауф» (из жизни советских шахтеров), потом рассказ «В городе Бердичеве».

Максим Горький обратил внимание на молодого автора, поддержал его, напечатав «Глюкауф» в новой редакции в альманахе «Год XVII» (1934).

Гроссман переезжает в Москву, становится профессиональным писателем.

Перед войной был опубликован первый роман писателя «Степан Кольчугин» (1937 - 1940).

Во время Отечественной войны Василий Гроссман был корреспондентом газеты «Красная звезда», пройдя вместе с армией путь до Берлина, опубликовал серию очерков. В 1942 в Красной звезде была напечатана повесть «Народ бессмертен», которая считалась одним из самых удачных произведений о событиях войны. Во время битвы под Сталинградом находился на Сталинградском фронте. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»:

«Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли и шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?.. »

Пьеса «Если верить пифагорейцам», написанная до войны и опубликованная в 1946, вызвала резкую критику.

С 1946 по 1959 год Гроссман работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба».

Эпический роман «За правое дело» (1952), написанный в традициях Льва Толстого и повествующий о Сталинградской битве, был подвернут разгромной критике в партийной печати. Гроссман вынужден был переработать роман. Но уже на Втором съезде Союза писателей СССР в 1954 году (после смерти Сталина) Александр Фадеев признал, что его критика романа как «идеологически вредного» была несправедливой.

Роман «Жизнь и судьба», над которым писатель работал с 1950 года, – имел резко антисталинский характер. После того, как писатель Вадим Кожевников сообщил о романе в КГБ, один экземпляр рукописи был конфискован в результате обыска КГБ у писателя в 1961.

Читатель! Остановись и посмотри год – 1961! Через 5 лет после ХХ съезда!

Повесть Гроссмана, которую он писал параллельно с 1955 – «Все течёт» – была конфискована тогда же, но он все же завершил её вариант в 1963.

Василий Гроссман умер через три года после описанных мной событий, 14 сентября 1964 в Москве.

Из Википедии:

«Роман «Жизнь и судьба» оценивается многими как «роман «Война и мир» двадцатого века», не только из-за прямого влияния романа Толстого на Гроссмана, но и по своему значению.

Его центральная идея в том, что проявления человечности, происходящие в тоталитарном обществе вопреки давлению такого общества, являются высшей ценностью.

По словам Григория Дашевского, и эта идея, и красота построения романа приближают Гроссмана к классическим авторам античности».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/06/14/142


Рецензии