6 - Через 75 лет

   Хоронили отца Елены. "Его сразила чахотка. Он лежал в жестком сосновом гробу, в холщевой рубахе, с медным крестом на шее, с копеечной свечой в руках. Убивались младшие братья и сестры. А Елена не плакала. Она стояла у гроба строгая, бледная, и наполнявшие избу соседки, дивясь, шептали:
- Олена-то! Чисто сердце у ней каменное: видать и отца не жалко.
Хоронили крестьянина в зимний вьюжный день на окраине старенького сельского кладбища, по соседству с разбитым грозой дубом. В ту минуту, когда поп поднял мерзлые комья земли и бросил их в могилу, случилось неожиданное.
Перебив поповское пение, запричитала Елена. Нет, это причитание не было похоже на похоронный плач. Это было что-то совсем неслыханное.
   Громким, чистым голосом говорила Елена певучие, складные слова. И были пропитаны они такой болью, такой огромной человеческой скорбью, что голосившие родственники приутихли, утирая слезы, а удивленный поп не знал, что предпринять".

          "Государь ты мой, отец родной,
          Ты ушел от нас в землю черствую,
          Ты не скажешь нам слово доброе,
          Слово ласково да родительско.
          Не сломить грозе дуба крепкого,
          Ветру буйному не сломить его.
          Подточил червяк его силушку,
          Его силушку, его волюшку.
          До сердечушка добралась болезнь,
          И сломался дуб, богатырский дуб...
          И сломался он, как подкошенный."

   Елена Васильевна рассказывала позже, что до этого она и не знала и не понимала, что так складно говорить могла. "Когда засыпали батюшку мово землей мерзлой, поп-то мне и говорит: "Нехорошо, Олена, вышло, на миру осрамилась. Отец умер, а она на его могиле побасенки завела. Смотри!" Испугалась я и вот тут уж наревелась досыта. После опасалась на миру свои песни рассказывать, а складывать - складывала: не могла иначе. Выйду солнечным утречком в поле: рожь колосится, лесок зеленеет, речка голубится, пташки поют, и такая благодать сердце охватит, что запою я про речку, про полюшко чистое, про солнышко красное - про всю природу русскую, про любезную.
- Только пела я свои песни в одиночестве, в тайники души складывала, боялась добрым людям песенное словечко сказать - осмеют. Куда, мол, баба со своими побасенками лезет."
   Много интересного узнал тогда, в январе 1940 года, от Елены Васильевны Волковой корреспондент газеты "Московский большевик" Николай Васильев. И мы никогда не узнаем, что ему на самом деле поведала сказительница, а что он сам досочинил.

   Волкова рано потеряла мать. Не сладко жилось ей в детстве и юности. "В праздничный день нельзя было показаться на улицу - нечего было надеть. На всю семью были одни полусапожки, и те старые, материнские, а о новом платье нечего было и мечтать. А в будни - работа на болоте" в нечеловеческих условиях!

   Прошло ровно 75 лет. В январе 2015 года я вместе со своим внуком Мирославом снова еду из Москвы в Петушки, чтобы встретиться с внучкой народной сказительницы. Как и 75 лет тому назад "метет поземка, крепко морозит. В домах, где живут, радуются, волнуются простые люди, горят огоньки". Приближается Рождество!

  Елена Васильевна Волкова жила до революции очень бедно, а после - жизнь наладилась. Она всегда особое внимание уделяла судьбе простой русской женщины. Один из ее сказов называется "Сказ о женщине".

                "Прежде женщина жила -
                Счастья не видала,
                Кроме печки и горшков
                Ничего не знала.
                Прежде женщина была
                Миром всем забытая.
                Пьяным мужем ни за что
                Каждодневно битая.
                Нынче время уж не то -
                Счастье к женщине пришло!
                Как открыл нам Сталин свет, -
                И рабыни больше нет.
                В Конституции статья,
                Мудрая да славная,
                Чтобы женщина была
                Навек равноправная.
                Мне поехать бы в Москву,
                Повидать бы Сталина,
                Его мудростью и я
                Теперь не оставлена.
                Я сказала бы ему:
                - Ты рассеял злую тьму,
                Уничтожил ворогов.
                Нам печали больше нет...
                Славься ж Сталин тыщи лет
                На всю память долгую,
                Мудрый друг наш и отец,
                Конституции творец."

  Этот сказ был напечатан во Владимирской газете "Призыв" 5 декабря 1945 года. В День Конституции в первый послевоенный год. Все граждане Советского Союза поздравляли Сталина с праздником и говорили ему слова благодарности.
               
   Спасибо всем читателям Петушинской газеты "Вперед", которые откликнулись на очерки внука! Мы очень рады, что они помнят Елену Васильевну, отвечают на наши вопросы, помогают в исследовательской работе! Теперь мы точно знаем, что правильно говорить "Олена"! Во Владимирской области немного "окают", а москвичи "акают", поэтому в московских газетах сказительница и превратилась в "Алену".

   Среди откликов на очерк было очень интересное письмо в редакцию от Евгении Васильевны Секретовой. Она слушала сказы Волковой Е.В. в пионерском лагере фабрики "Катушка" в деревне Грибово летом далекого 1949 года. Путевка была выдана маме Евгении Васильевны как вдове погибшего ополченца.
Внуку Мирославу любопытно было узнать, в каких условиях тогда жили пионеры: спальни и столовая были дощатыми бараками, а умывались дети и чистили зубы порошком из картонных коробочек на озере, где были деревянные настилы.
   Секретова вспоминает: "С нами творчески занимались удивительные пионервожатые, такие, как Зоя Гусева. Они многое делали для нашего интеллектуального развития. И вот однажды пригласили Елену Васильевну Волкову. Она к нам в Грибово из деревни Борщевня приходила пешком, поскольку автомобилей тогда не было. Нам она казалась пожилой женщиной. Елена Васильевна садилась с нами на полянке и читала наизусть свои стихотворные былины, рассказы, басни, непринужденно вела с нами беседы. У нее был своеобразный напевный говор. Она вроде бы говорила прозой и в то же время складно, стихотворно. Таковы мои детские впечатления. Я была дружна с внуком Елены Васильевны Николаем Волковым. А ныне здравствующая его супруга, уважаемая в районе ветеран медицины Людмила Волкова наверняка знает о жизни народной сказительницы, помнит рассказы потомков рода. И они не совсем личные теперь: это уже история нашего города и память о его замечательных людях." Такое письмо от Секретовой Е.В. было опубликовано в Петушинской газете "Вперед" 16 января 2015 года.

   В Петушках нас ждали внучка Елены Васильевны - Любовь Николаевна Дудина; руководитель школьного музея "Берегиня" Людмила Николаевна Порошина и, конечно, директор Петушинского краеведческого музея Ольга Павловна Шуваева!
   Что же нового мы узнаем про народную сказительницу Елену Васильевну Волкову? Какие сюрпризы преподнесет нам город Петушки?
         


Рецензии