2. Хрущёву показывают достижения учёных СО АН

НА СНИМКЕ Профессор Ю.Б. Румер рассказывает Хрущёву о научных достижениях своего Института. Рядом с Хрущёвым (справа) его дочь Рада Никитична Аджубей


В начале марта 1961 года Н.С. Хрущев посетил Академгородок еще раз. К его приезду на этот раз готовились очень тщательно. Прежде всего, я увидел в приемной Лаврентьева (как я уже писал, это был просто отгороженный торец коридора) довольно скромную по размерам, но впечатлившую меня по результатам выставку достижений ученых Института цитологии и генетики. Там были зерновые растения (наверное, пшеница) с необыкновенно большими зернами. Запомнилась мне и полиплоидная свекла-гигант. Я понял, что Лаврентьев хочет показать эту выставку Хрущеву, чтобы он обратил внимание на то, чего могут достигнуть ученые-генетики.
 
Мы тогда, конечно, были в курсе нового карьерного взлета Лысенко, которого Хрущев приблизил к себе. У меня к деятельности Лысенко было резко негативное отношение.

Среди моих друзей и знакомых было много биологов, и я не один раз слушал их рассказы о 1948 годе и гонениях на генетиков. Они рассказывали и о том, что здесь в институте собраны сохранившиеся остатки некогда сильнейшей школы генетиков.

У Володи Штерна был друг, студент университета Юрий Никоро. Его мама Зоя Софроньевна Никоро, была крупным генетиком.

В 1948 году, когда начались гонения генетиков, ее уволили с работы и, чтобы прокормить семью, она устроилась тапёром в ресторане.

Теперь она была заведующей лабораторией в Институте. Среди активных деятелей института, которых я знал тогда, был Юлий Яковлевич Керкис, тоже заведующий лабораторией.

А директором института цитологии и генетики СО АН вместо академика Николая Ивановича Дубинина, который в 1948 году открыто на сессии ВАСХНИЛ критиковал Лысенко, в 1959 г. стал канд. зоотехнических наук Дмитрий Константинович Беляев.

Его в институт пригласил Н.И. Дубинин.

Беляев впоследствии был избран член-корр. АН и академиком. Он оставался директором института до своей кончины в 1985 г.

Гости довольно долго пробыли в Институте геологии и геофизики, где была развернута выставка достижений СО АН.

Там директора некоторых институтов рассказывали Хрущеву о результатах первых научных исследований. Сохранились фотографии, где докладывают профессор Юрий Борисович Румер и академик Андрей Алексеевич Трофимук.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/29/460


Рецензии