Ангельский Нино

Знакомство  российского слушателя с итальянской поп-музыкой несколько однобокое — советские люди пристрастились к ней в массовом порядке лишь в конце 70-х, когда началась эпоха активного распространения кассетных магнитофонов в СССР. Именно в эти годы итальянская поп-музыка переживала время своего расцвета, и такие эстрадные исполнители, как Тото Котуньо, "Рикки и Повери" ("Богатые и бедные"), Аль Бано и Ромина Пауэр, Пупо и Рикардо Фольи стали нашими любимцами. До сих пор некоторые из них приезжают в Россию, чтобы собрать дивиденды с нашей тогдашней любви к ним. В те же годы Адриано Челентано и вовсе превратился в народного артиста СССР, став популярнее всех наших доморощенных кобзонов вместе взятых, — в эпоху диско его карьера достигла своего пика.

В середине 80-х на нас обрушилось так называемое итало-диско, но из исполнителей того периода мы запомнили не так уж много — наиболее известной из них стала певица Сабрина (может быть потому, что ей было что предъявить миру и помимо песен). В последующие годы редкий итальянский исполнитель становился у нас известным (вспоминается лишь Эрос Рамазотти), а всенародно любимых итальянцев и вовсе не появилось. В определенной мере это связано с кризисом самой итальянской эстрадной песни, но, прежде всего, с массовым увлечением наших слушателей англоязычной поп- и рок-музыкой, до которой мы дорвались после перестройки.

Тем ни менее, итальянская эстрада отнюдь не умерла и достойных исполнителей там по-прежнему хватает. 

Не так давно я познакомился с творчеством итальянского певца Nino D'Angelo (Нино Данджело), который на просторах одной шестой части суши известен мало. Он начал свою певческую карьеру в 70-е и поет до сих пор, но популярным певцом стал только в Италии (он еще и актер, но и в этом качестве его известность не распространилась дальше Апеннин). Возможно, такая местечковая популярность объясняется тем, что Данджело поет в весьма специфической манере, которая массовому российскому слушателю не очень знакома: Нино родился в пригороде Неаполя в 1957 году, и как начал свою карьеру с неаполитанских песен, так продолжает их петь и сейчас.
 
Сама по себе неаполитанская песня — весьма специфический музыкальный жанр. На мой дилетантский слух главной характерной особенностью этой песни является выпевание гласных с каким-то специфическим надрывом, что окрашивает практически любую неаполитанскую песню в печальные тона.

Исполняются эти песни на неаполитанском диалекте, который мало похож по звучанию на итальянский язык. Хотя говорят, что сами итальянцы худо-бедно понимают его, но я, как иноязычный слушатель, знающий немало итальянских слов, в неаполитанских песнях их практически не слышу (разве, что "амор"). Если бы я не знал, что Нино – неаполитанский исполнитель, принял бы его за цыганского певца.

Началась карьера Данджело вполне обыденно, без ярких взлетов. В первые лет пятнадцать он выпускал в основном типичное неаполитанское нытье, которое не привычные к этому жанру люди долго слушать не могут.  Учитывая, что в то время итальянская эстрада была просто переполнена суперзвездами, Нино на их фоне просто затерялся. И нет ничего удивительного, что в СССР о нем слыхом не слыхали.

За все 80-е годы я припоминаю лишь одну его песню, которую можно назвать полноценным хитом: Stupida avventura (1987). В 90-е он почти ежегодно выпускал по альбому, но шлягеры он стал сочинять только после того, как ему стукнуло 40 (музыку к своим песням Данджело, в основном, пишет сам). Почему вдруг через 22 года после начала музыкальной карьеры у Нино произошел такой творческий прорыв, сказать сложно, но почти все запоминающиеся песни пришлись у него на конец 90-х и первое десятилетие 21 века: E canzone D;ammore (1997), Dint;a sta malincunia (1997), Sensa giacca e cravatta ( 1998), Jesche sole (2001), Mari (2002), Sto nmano a te (2005), O vesuvio (2008), Jammo Ja (2010), Nu Napulitano (2010)…

В Италии Нино считается основателем "неомелодичного" направления в неаполитанской песне. Вряд ли эта характеристика подходит к ранним годам его карьеры, но в 21 веке такая оценка его творчества не кажется притянутой за уши. Именно наличие множества запоминающихся мелодий выделяет его композиции среди типичной неаполитанской поп-продукции, и сделало его имя синонимом современной неаполитанской песни.

Годы идут, но ставить окончательную точку в биографии Нино Данджело еще рано. В 2017 году ему стукнет всего 60. Учитывая, что 40-летний юбилей начал совершенно новую главу в его музыкальной жизни, нельзя исключать, что главные свершения на ниве неаполитанской песни у него еще впереди. Это у российских исполнителей пенсионные годы – время дожития, а в Европе 60 лет – не возраст.


Рецензии