Дедушкина лампа - Ojii-san no Lamp

СВЕТЛЫЙ ПРОГРЕСС: АНИМЕ «ДЕДУШКИНА ЛАМПА»
(рецензия написана для аниме-журнала «НЯ!»)

ОЦЕНКА АНИМЕ: 8 из 10

Название: Дедушкина лампа / Ojii-san no Lamp
Жанр: драма, история
Выпуск: 2011 г.
Тип: ТВ-спэшл (1 эп.), 25 мин.
Студия: Телеком Анимэйшн Филм / Telecom Animation Film
Режиссер: Такигути Тэйити
Автор оригинала: Ниими Нанкити
Примечание: снято в рамках проекта Young Animator Training Project

Япония, эпоха Мэйдзи. Жители больших городов уже вовсю объедаются плодами прогресса и вестернизации. Но люди из провинции и сельской местности более консервативны.

Мальчик Миноске сирота. Он живёт в сарае деревенского старосты и с трудом сводит концы с концами, перебиваясь мелкими заработками.

Деревня живёт по старинке. О нормальном искусственном освещении здесь даже и не слышали. Огонь плюс дрова — вот единственный источник света. Без вариантов. А что делать, когда на улице дождь и ветер? Чертыхаясь сквозь зубы, до потери пульса пытаться поджечь сырые дрова. Миноске такая ситуация выводит из себя. Но что тут поделаешь?

Однажды Миноске вызывается помочь рикше довезти пассажира до города. Здесь Миноске видит чудо. С наступление темноты улицы озаряются ярким светом. В каждом доме, в каждой лавке висят странные приспособления, в которых под стеклянным колпаком горит огонь. Миноске узнает, что это — прогрессивное изобретение западной цивилизации: керосиновые лампы! Миноске упрашивает торговца керосинками продать ему лампу по оптовой цене: мальчик твердо решает принести в свою деревеньку это чудо. Он уверен, что это полезное приспособление принесёт людям пользу. Правда, поначалу крестьяне с недоверием относятся к странному светильнику. Но смекалистому Миноске быстро удаётся показать односельчанам преимущества керосиновых ламп.

Дело пошло в гору. Через несколько лет нищий сирота превратился в успешного предпринимателя, женился на любимой девушке из того же села, обзавелся домом, семьёй, детьми…

Но прогресс не стоит на месте. На Японию неумолимо надвигается эра электричества. А это значит, что процветающему бизнесу торговца керосиновыми лампами скоро придёт конец. Как быть? Сможет ли Миноске затормозить ход прогресса. И, главное, должен ли он это делать?

РЕВОЛЮЦИЯ МЭЙДЗИ И ВАША БАБУШКА

Революция Мэйдзи (1868–1889) — переломная эпоха в истории Японии. После добровольной трехсотлетней изоляции Страна Восходящего Солнца наконец возобновила контакты с внешним миром. И с удивлением обнаружила, что западные державы успели уйти далеко вперёд в плане науки и техники, экономики и культуры. В Америке и Европе правили бал индустриализация и капитализм, в то время как Япония застряла в болоте феодальных порядков. Чтобы стать в один ряд с сильными, мощными государствами Запада и занять почётное место в ряду хозяев жизни, Японии нужно было навёрстывать упущенное время. Начался активный процесс вестернизации (от анг. Western – запад): японцы перенимали американский и западноевропейский образ жизни в экономике, политике, культуре и быте. Всё западное признавалось прогрессивным и модным.

Однако всё это — сухие сведения из учебника японской истории. С высот XXI века легко восхищаться стремительным преображением Японии. Но люди, жившие внутри эпохи, понятия не имели, чем закончится авантюра с глобальной ломкой устоев и традиций, с внедрением непонятных новинок техники.

Ваша бабушка боится подойти к компьютеру? А каких трудов стоило уговорить её пользоваться мобильным телефоном: самым простеньким, с кнопочками, «чтобы звонить»! И вот ведь несправедливость: стоило только бабушке освоиться с кнопочным мобильником, как прогресс сделал очередной кенгуриный скачок…Как быть бабушке? Объявить айфоны и технологию тачскрин изобретением Сатаны? Или бежать вслед за кенгуру? Так или иначе прогресс не остановишь. Ему плевать на страдания бабушек. У него свой путь и своя цель. Этому и посвящено короткометражное аниме «Дедушкина лампа». Отношениям простого «маленького» человека и всемирного прогресса. Их дружбе и вражде.

ДОГОНЯЯ ВРЕМЯ

Историки дают глобальный взгляд на эпоху. В таком-то году произошло то-то и это привело к тому-то. За лесом неопределенных местоимений обычно теряются деревца отдельных людских судеб. В «Дедушкиной лампе» нам показывают кусочек эпохи глазами обычного человека. Мальчик Миноске всем сердцем жаждет приобщиться к плодам прогресса. Потому что он уверен: технические новинки делают жизнь людей легче и удобнее.

Когда Миноске возвращается домой со своей первой керосиновой лампой, путь его лежит через ночной лес. Там на мальчика нападет волк. Но хищник убегает прочь, напуганный светом керосинки.  Миноске чувствует себя властелином мира, которому не страшны ни дикие звери, ни лесная нечисть. В своем воображении Миноске видит себя предводителем вереницы лесных духов. Он возглавляет шествие демонов, освещая дорогу волшебной керосиновой лампой. Даже нечистая сила преклоняется перед плодами прогресса!

Но вот парадокс: взрослый Миноске, некогда боготворивший прогресс, начинает активно препятствовать проведению в деревне электричества.  Когда у Миноске за душой не было ни гроша, прогресс помог ему встать на ноги, обрести место в жизни. Теперь взрослому Миноске уже есть что терять. Налаженная жизнь, стабильный доход: прогресс ему больше не нужен. Вот только прогресс все равно продолжается.

Понятно, что, когда в деревню придёт электричество, необходимость в керосинках отпадёт. Миноске лишится средств к существованию. Поэтому он распускает среди односельчан нелепые слухи о том, что электричество очень опасно, а по линиям электропередач из леса приходят злые тануки. Миноске и сам понимает, что всё это чушь. Он не суеверен и достаточно образован. Но, как говорится, в войне все средства хороши.

Нечистая сила уже появлялась в аниме «Дедушкина лампа»: духи сопровождали маленького Миноске в его путешествии через ночной лес. Но тогда духи в воображении мальчика были дружелюбно настроены к человеку, так же, как прогресс. В рассказах взрослого Миноске духи снова связываются с прогрессом, но теперь и достижения цивилизации, и демоны предстают как враждебная сила.

В финале аниме «Дедушкина лампа» Миноске вспоминает, какие неудобства приносила ему бытовая отсталость, как он был воодушевлён приобщением к новейшим достижениям человеческой мысли. Он осознаёт, что препятствовать прогрессу значит вредить другим людям, мешать распространению новшеств, которые сделают жизнь счастливее.

«Прогресс не стоит на месте, — рассуждает герой. — Люди хотят иметь всё новое и лучшее. И я... Я найду то, от чего будет больше пользы!» (пер. Silver Phoenix, ред. Advokat).

Такова цель человеческой жизни: не довольствоваться достигнутым, не почивать на лаврах, а стремиться сделать жизнь людей еще лучше, делать прогресс.

Конечно, аниме «Дедушкина лампа» идеализирует прогресс, не упоминает о его обратной, отнюдь не столь благовидной, стороне. Однако восхваление непрестанного технического развития — это тоже точка зрения, причем довольно распространенная, и авторы «Дедушкиной лампы» придерживаются оптимистического взгляда на природу прогресса.

ЛЮБОВЬ НА ФОНЕ ПРОГРЕССА

«Дедушкина лампа» — аниме уютное, мягкое и атмосферное. Да, здесь в миниатюре показана революция Мэйдзи, здесь передан дух эпохи, затронута глобальная тема прогресса. Однако в этом аниме нашлось место психологии и взаимоотношениям персонажей. Любовная линия намечена тонким пунктиром и проходит от начала аниме до финальных титров.

Вот девочка Сэцу, которая усердно трудится на рисовом поле, посматривает на весёлого, непоседливого Миноске. Вот она, уже девушка, смущаясь, поджидает его у дороги, чтобы завести разговор под явно надуманным предлогом. И это не просто светская болтовня: она обращается к Миноске за помощью как к человеку образованному. А он стесняется признаться, что не умеет читать, злится на себя и, чтобы впредь не ударить в грязь лицом, засаживается за учебу.

Точно так же, вкраплениями, показывается счастливая семейная жизнь Миноске и Сэцу. Он работает, а она ждёт его дома с детьми. Отправляя Миноске в дорогу, Сэцу исполняет ритуал: щелкает у мужа за спиной огнивом — на счастье.

Потрясающе показаны отношения между Миноске и Сэцу в момент кризиса, когда торговец лампами узнаёт о надвигающейся электрификации и начинает бороться с ней. Миноске злится на людей за то, что они прельстились электрическим светом, променяв на него керосиновые лампы. Вместе с женой и детьми он приходит в город на фестиваль. Миноске знает, что в определенный момент в городе зажгутся электрические фонари, и он хочет увести семью оттуда, но не успевает. Маленькая дочка Миноске искреннее восхищается огоньками, залившими город, и Сэцу с ней соглашается. Миноске воспринимает это практически как предательство: если уж верная жена и спутница торговца керосинками перешла на сторону электричества…

В конце, когда Миноске собирает весь свой товар и уходит из дома в ночи, он велит жене не ходить за ним. Но она идет. Тихо. Молча. Сначала, когда  путь лежит по ровной дороге, Сэцу бредёт на почтительном расстоянии. Когда Миноске начинает подниматься в городу, жена помогает ему, толкая телегу сзади. И во время пути, и потом, у озера, она не задаёт ни единого вопроса, не пытается помешать мужу. Она просто находится рядом. Такая вот идеальная японская жена идеального японского мужа.

ИТОГ
«Дедушкина лампа» — неглупое аниме для всей семьи. В комплекте:
- хорошо проработанные персонажи,
- интересный, цельный сюжет,
- сбалансированное повествование без длиннот, скомканности и «провисов»,
– колорит эпохи Мэйдзи,
– яркие, «тёплые», неядовитые краски.
– восхитительные сельские и городские пейзажи,
– приятная музыка.


Рецензии