Радуга

               
  Как-то лет 30 тому назад, в году этак 1985, бегу с работы. Меня привлекла афиша на Доме культуры. Клуб книголюбов «Радуга» проводит заседание… Я решила зайти. Говорили о литовском  композиторе и художнике Чурлёнисе, показывали репродукции его картин. Я до этого никогда о нём не слышала, поэтому с любопытством разглядывала солнце на его мрачных картинах, слушала музыку… А позже,  отдыхая в Друскининкае, побывала на его  могиле. Пришла как к хорошо знакомому человеку.

   С первого моего посещения «Радуги» я поняла, что это моё. А когда мне самой  поручили рассказать о творчестве И. Бунина на тему «Без Родины нет творчества», я была очень  горда и поняла, что стала равноправным членом клуба.  О-о-о!!! Сколько за это время прошло незабываемых встреч с интересными  людьми!

  Если бы  меня спросили, а что запомнилось больше всего, я ответила бы: «Всё!». Как минимум  триста «Радуг» и каждая – событие. Постепенно собирались фотографии, и я завела специальный альбом. Сейчас я расскажу по фотографиям один год жизни нашей «Радуги».

  Вот фотография в саду у первого президента «Радуги» А. И. Газаровой. За столом сидят П. Байжа, А. Газарова, И. Кушнере, а это всё известные в городе люди, а я что-то читаю.

 А вот встреча с Иваном Владимировичем Ассуром. Жил и пел в Америке, там же построил русскую церковь, а на старости лет вернулся на родину, в Резекне. Мы слушали его пение, разглядывали фотографии, пластинки, вышедшие в Америке. Я впервые познакомилась с И. Ассуром на хуторе у своей коллеги Е.К.Рудник. Он там отдыхал. Сидим  с Еленой Калиновной на веранде, я не знала, что у неё гость, и вдруг, как с неба, голос: «Господу Богу помолимся…», и по лестнице со второго этажа спускается И. В. Ассур. Так он по моему приглашению оказался у нас на «Радуге».

    В июле 1999 года мы были в Пушкинских Горах (это был пушкинский год), уже были введены границы. Нам пришлось  доставать спецразрешения от высших чинов духовенства. Ночевали в частном секторе, а вечером на берегу Сороти слушали стихи А.С.Пушкина. Читал их Никифоров – лауреат  всевозможных конкурсов чтецов.

  В этот же год мы принимали у себе хранителя могилы  А.С.Пушкина Михаила Ефимовича Васильева. Слушая его рассказы, живо представляли, как в результате дождей съехала земля с холма Святогорского монастыря и обнажился угол гроба Пушкина, как собирали по всей округе колокола и поднимали на колокольню, как набрали 30 учеников, изъявивших желание стать звонарями, но в результате осталось только четверо.

   Или… по приглашению  клуба в Лудзе пел солист Национальной оперы Николай Горшенин. Он с женой и дочкой ночевали у нас. А Коля в детстве какое-то время жил  у нашего соседа Рамковича в Беляёво. Мы вместе катались по озеру на лодке, ходили в кино, убирали сено, купались. Он уже тогда хорошо пел. Выедет утром на озеро рыбу ловить и так громко поёт, что женщины, выводя в поле коров, слушали и удивлялись, как Коля  таким голосом рыбу не распугает! Мы с Э.А.Дукштом, организатором Дней польской культуры в Пасиене, решили попросить Горшенина дать благотворительный концерт, средства от которого пошли бы на ремонт Пасиенского костёла, в котором крестили Колю. Но неожиданно пришло печальное известие – 14 октября 2000 года в Риге отпевают Николая. А ведь ему шёл только 53-й год жизни.

   Клуб «Радуга» не только принимал гостей,но и сам был участником многих выездных мероприятий. Это и слёт  духовных хоров в Зилупе и Лудзе, это и поездка к святому источнику в Ополи. Его вода целебна, особенно для глаз. Два раза в год туда приезжает священник и служит молебен. Молящиеся из Зилупе идут туда Крестным ходом.

   Незабываемое впечатление оставила ночная  поездка в крестьянское хозяйство В. Лазовской  «Апситес» на встречу  с русскими мигрантами из Германии! В том же году мы познакомились с дикторами латвийского радио, артистами  Светланой Видякиной и Леонидом  Ленцем. Они несколько раз привозили концерты к нам в Лудзу и даже в «Воскресных прогулках» (есть такая радиопередача) нашим радужанам  передавали привет.

  Любили радужане творческие вечера моей коллеги Елены Рудник. Десять учителей Эзерсальской  школы подготовили программу из её стихов и песен и пропагандировали её творчество.

  «Радуга» была постоянным посетителем музейных мероприятий:  на одном
из фото Л.И.Корнеле выступает на выставке картин Ирины Николаевны Прыгун, вышитых  нитками в оригинальном стиле.

  Я же в том году поделилась с радужанами своими впечатлениями от поездки в Италию.

 Вот такая масса части мероприятий только за один 1999-й  год. А в 2018 году клуб будет отмечать свой 40-й юбилей.
 


Рецензии