Круглая голова Лёни Костюка
Когда по стереометрии мы проходили сферу, преподаватель в качестве примера привёл бильярдный шар, мяч, земной шар, который на самом деле геоид, или проще говоря, трёхосный эллипсоид. А также голову Леонида Костюка. Возможно, что такая форма головы помогала ему в расчётах.
Особенно отличался Лёня, когда требовалось что-либо посчитать. Даже сложные вычисления он выполнял быстро и точно. Вся группа усиленно двигала логарифмическими линейками, приходя к приблизительным результатам. А Лёня вместо этого считал в уме, выписывая по очереди цифры результата. Делал это безошибочно и с любой точностью. Спустя немало времени заканчивали подсчёты и остальные.
В настоящее время логарифмическую линейку можно увидеть разве что в музее, а в те годы она широко применялась для технических расчётов. В линейке имелись подвижные вставки, благодаря которым вводились данные. На ней производились арифметические действия, извлекались корни, вычислялись логарифмы и тригонометрические функции. Результат был приближённым, из трёх-четырёх цифр, но для большинства расчётов этого было достаточно. Читая эти строки, иные могут улыбнуться, не понимая, почему не брали в руки хотя бы самый примитивный калькулятор. А причина довольно простая – тогда их ещё не было.
Нас удивляли феноменальные способности парня, и всякий раз спрашивали – каким способом это ему удаётся. На это Лёня всегда отвечал, что сам не знает, просто пишет цифры по наитию. Думаю, что он лукавил, и какой-то хитрый способ у него был, но раскрывать его не хотел. Сейчас сказали бы, что у него в мозгу прошита программа калькулятора.
Однажды на паре по математике требовалось вычислить сложное выражение. Пример был написан на доске, и решить его преподаватель вызвал Лёню. Пока вся группа сопела, двигая логарифмической линейкой, Лёня неспешно выписывал цифры одну за другой. Когда подсчёт был закончен, все студенты стали заявлять, что у Лёни неверный результат. Он стёр тряпкой свой ответ и принялся пересчитывать. После завершения оказалось, что Леонид всего лишь повторил то, что написал в первый раз. Все дружно загудели, поскольку на этот раз Лёня-Акила промахнулся. Такого ещё не было.
Раздосадованный Лёня прошёлся по рядам и убедился, что результаты вычислений существенно не совпадают с его собственными. Поглядел на преподавателя, а тот только пожимает плечами. Лёня никак не мог понять, откуда у него сбой. Не может же солдат идти в ногу, а рота не в ногу. Вид у него был как у ребёнка, у которого отобрали любимую игрушку.
И тут группа громко захохотала, не имея больше сил сдерживать смех. Студенты сговорились между собой, также вовлекли преподавателя, чтобы разыграть парня. В конце концов, и Лёня приобщился к общему смеху. Веселье было такое большое, что к нам стали заглядывать из коридора.
Сейчас вычислениями никого не удивишь, даже маленьких детей. Это облегчило им жизнь, так как не надо зазубривать таблицу умножения. Зато без калькулятора они беспомощны в вычислениях. Учёные утверждают, что устный счёт развивает мыслительные способности. Безусловно, они правы.
Не знаю, помогли ли Лёне в жизни его математические способности, потому что после окончания техникума его следы затерялись.
Свидетельство о публикации №217012900805
К сожалению, их мало.
Вячеслав Вячеславов 08.02.2017 16:17 Заявить о нарушении
Олег Маляренко 09.02.2017 11:08 Заявить о нарушении