О советской проруби

                Вчера, когда писал последнее эссе, помнил о рассказанном мне случае из заводской жизни, но не стал писать, чтобы не удлинять эссе — все любят короткие зарисовки.

Но сегодня в рецензии прочитал, что в советские времена «… на первом месте была ответственность и строгое следование инструкциям конструктора. А сейчас на первом месте коммерция, прибыль и экономия на всём. Вот и получаем, о чем вы пишите».

Увы, ловчилы были, есть и будут.

В далёкие 70-е годы в Тольятти съезжались со всего Союза. Если США — это сброд всех наций, то автогигант ВАЗ, к сожалению, уже почти похороненный, для того, чтобы не создавать конкуренцию иномаркам, стал сбродом всех слоёв населения. В город переезжали, чуть ли не всеми деревнями, конечно, неблагополучными.

Приезжали и из больших городов, где по разным причинам не смогли найти себе место. Я, без сожаления, оставил курортный Батуми, где мне, без всякого повода, часто говорили: Русская сволочь, езжай в свою Россию. Здесь тебе делать нечего.

Я и поехал. И не пожалел. Стал своим среди своих.

Но я не об этом. Как-то, коллега по работе, показав на соседнего начальника цеха, сказал, что знает его по Свердловску, вместе работали в одном цехе военного сверхзасекреченного завода. В те времена таких заводов было много на Урале.

Трудились на трубопрокатном заводе дефектоскопистом. За смену полагалось выполнить определённую работу, количество метров труб сфотографировать радиоактивными изотопами на наличие раковин, трещин и прочих изъянов.

Зарабатывали хорошо. Для повышения стимула рабочих все эти секретные города под цифрами снабжались по первой категории, то есть в тамошних магазинах было всё то, чего не было в остальных городах.

А не было очень многого. Помню, я с завистью смотрел на портативный приёмник «Спорт», купленный в Челябинске-40 моим коллегой, которого выгнали за пьянки, и отныне он работал вместе со мной на ЧМЗ простым стропальщиком.   

Как бы хорошо ни платили, а всегда хочется больше, вот, и этот дефектоскопист решил стахановскими методами увеличить свою зарплату: начал выполнять норму на 150% и даже больше.

Год проходил, другой, а его всё не собирались ловить на обмане, доверяли, вполне возможно, что и коммунистом был, а они, по определению, душа и совесть партии, пока однажды, не разрезав дефектную трубу, не обнаружили обозначенного дефекта — труба была сделана со знаком качества.

Оказывается, наш ловчила подкладывал несколько рентгеновских снимков за один проход труб, и к концу смены легко становился передовиком производства.

Нетрудно представить последствия такой работы. Не потому ли у нас было так много аварий? 

Поленились счистить снег с крыши — весь цех разнесло вдребезги.

На ВАЗе как анекдот, рассказывали случай с другим начальником цеха, которого отправили в Италию на стажировку, ума набираться. Незачем объяснять, как ему сильно повезло: хорошие командировочные, бесплатное проживание в отеле. И вот, как-то, проходя в обеденный перерыв по итальянскому заводу, когда весь персонал ушел в столовую, заметил на столе сиротливый аппетитный круг копченой колбасы, которую успешно и экспроприировал.   

Но, кто-то, из очень глазастых, увидел это изъятие и доложил куда надо. В эту же неделю наш инженер со свистом вернулся в родной цех, где его не ожидали узреть так рано, ведь, в Италии так прекрасно, даже зимой, — начали расспрашивать более разговорчивых, тех, кто был в теме происходящего, так и узнали о его проделке, боялся исхудать.

Единственный плюс рабочим от его поездки: до этого он ходил по цеху фертом, покрикивал, поругивал, а ныне потишал, стал задумчивым. Что тоже неплохо.

Вообще, работая на ВАЗе, очень скоро я понял, что если человек парторг цеха, или ещё выше, то он, обязательно, ворюга: то и дело их задерживали на проходной с деталями. Аппетиты росли: вывозили самосвалами, составами, а потом бандиты, вообще, взяли власть в свои руки: генерального директора избили в собственном кабинете. Причину побоев мне не поведали. Ну и ладно. Будь моя воля, я бы тоже пенделя ему отвесил, а его зачем-то перевели в Москву на повышение, где он, впрочем, недолго просидел.

Наш парторг, без стеснения, рассказывал нам во время работы, как он построил свой гараж, обложив его мраморными плитами из подземных переходов к ВАЗу, которые так и остались без задействия, поэтому и приходили в упадок, отваливались, а наш умелец подбирал и отвозил к месту назначения, в Комсомольский район.

Ну да, согласен с вами, воровали по мелочи, сейчас масштаб крупнее, поэтому и ракеты валятся на земь, и не видать нам обещанной Луны как своих ушей.  Обидно, что ни говори.

                Ставрополь-на-Волге


Рецензии
здорово , милости прошу

Игорь Скориков   04.02.2017 11:03     Заявить о нарушении
Игорь, здорово!
Надо полагать, Вы приглашаете к своему прочтению?

Вячеслав Вячеславов   04.02.2017 15:13   Заявить о нарушении
Так и есть

Игорь Скориков   05.02.2017 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.