Борьба за трон. ч. 144
Было два царевича: царевич Иван подслеповатый и страдавший слабоумием и Пётр - подающий большие надежды ребёнок.
Возведение Ивана на престол привело бы к правлению Софьи, как самой умной из особ царской фамилии.
А избрание Петра требовало некоторое время регента.
Нужно было немедленно выбрать царя в день кончины Фёдора. Как только удар колокола возвестил о кончине, в Кремль съехались бояре.
Большинство бояр было за провозглашение Петра: за него были два брата Голицыных: Борис и Иван, четверо Долгоруких (Яков, Лука, Борис и Григорий), Одоевские, Шереметевы, Куракин и Урусов. Эти бояре на совет прибыли в латах, боясь, что начнётся
нешуточная рубка.
Все чины Московского государства выкрикнули на выборах имя Петра. Патриарх и святители отправились к Петру, нарекли его царём и стали поздравлять. Потом его посадили на престол и все принесли ему присягу. Царевна Софья вместе с сёстрами тоже подошла к ненавистному ей брату, и сквозь зубы поздравила его.
Утром повезли Фёдора на погребение. По тогдашнему церемониалу провожать в последний путь должен был один царь. Но к Петру подошла Софья и начала голосить громче черниц, которым по обряду положено было оплакивать умершего.
«Брат наш, царь Фёдор, - во всё горло вопила царевна - ты нечаянно отошёл со света отравою от врагов…».
Эти слова сильно озадачили народ. Кто и зачем это сделал? В тот же день Софья начала высказывать своё недовольство царице Наталье Нарышкиной.
Конечно, оспорить выбор народом Петра было невозможно, но поднять бунт против нового царя оказалось реальным.
Ещё во времена царствования Алексея, когда возникали один за другим народные бунты, стрельцы были надёжными и верными царскими охранниками.
Их всегда выделяли, платили больше жалование, одаривали подарками.
Даже одежда была лучше, чем у других охранников: кафтаны украшались золотом, обувались они в сафьяновые сапоги, шапки были бархатные с соболиными опушками.
Всё это привело к тому, что стрельцы начали зазнаваться. Они не захотели терпеть всё-то, что всегда терпели простые русские люди.
Командиры посылали их работать на себя, заставляли покупать за свой счет одежду, которая шла им от казны, отнимали жалование, переводили из одного места в другое против воли, наказывали батогами.
Недовольство стрелецкого войска использовала царица Софья с Милославскими: они умело направили ярость стрельцов против Петра и Нарышкиных.
15 мая 1682г., когда бояре собрались на совет, между стрельцами прошёл слух, что Нарышкины задушили царевича Ивана.
Поднялась тревога; стрельцы схватились за оружие, во многих церквях ударили в набат; большая толпа двинулась к Кремлю. Ворота закрыть не успели, и стрельцы бросились во двор. Там стояли боярские кареты, запряженные лошадьми. Кучеров всех избили, а лошадям отрубили ноги, после чего бросились во дворец.
Стрельцы требовали, чтобы выдали убийц Ивана. Тогда на Красное крыльцо навстречу разъярённой толпе, вышла царица Наталья.
За руки она вела двух царевичей: Петра и Ивана. Всё могло бы мирно закончиться, но по приказу Софьи на площадь выкатили несколько бочек вина.
После этого стрельцы начали требовать, чтобы царь Пётр отдал корону старшему брату, чтобы выдали всех Нарышкиных и царицу заперли в монастырь.
На крыльце стояли патриарх, Долгорукий, Матвеев и Черкасский, закрывая собой царя Петра. Стрельцы мимо патриарха вломились на крыльцо и на глазах малолетнего царя изрубили его защитников на куски. Затем они отправились домой к этим боярам и учинили зверства над их семьями.
На следующий день утром опять раздался набат и стрельцы с криками под барабанный бой ворвались в Кремль. Убили думного дьяка Аверкия Кириллова, бывшего полковника Дохтурова и врача Даниэля, который якобы отравил царя Фёдора.
http://www.proza.ru/2017/01/29/833
Свидетельство о публикации №217012900830