Пуританское воспитание, Пемброк, Кембридж. Этюд 19

                Из цикла "Европа своими глазами"
 
         "Страна чертополоха, клевера и розы. Великобритания"



На авторском фото - памятник У.Питту мл.;   установленный во дворике колледжа Пемброк;   виды дворовой и парковой территории колледжа Пемброк;  старинный фонарь колледжа Пемброк. Колледж Пемброк, Кембридж, графство Кембридшир.




Своим развитием и преобразованием в университетский город Кембридж обязан Оксфорду. Настоящая история Кембриджа начинается с 1209 года, когда из-за конфликта с местными жителями часть преподавателей и студентов покинула его, присмотрев в качестве замены Кембридж.

Удачное местоположение на пересечении транспортных артерий, близость от Лондона, развитая инфраструктура - всё это сыграло большую роль в открытии здесь новых учебных заведений. К тому же, именно в это время был издан закон, запрещающий английской аристократии обучать своих детей за границей.

Буквально за пару столетий в Кембридже были созданы 30 колледжей, объединившихся в конфедерацию.

По своей организации университет до сих пор сохраняет много традиционных черт. Он по-прежнему состоит из 33 колледжей, в каждом колледже 300-400 студентов различных факультетов.

Университет имеет собственную конституцию и является самоуправляемым образованием со своим законодательным органом (Regent House), в который входят три тысячи преподавателей и административных работников.

Во главе Кембриджского университета стоит канцлер, назначаемый из высокопоставленных лиц. Фактически университетом управляет вице-канцлер, при котором имеется совет, состоящий из руководителей колледжей и являющийся административным органом Кембриджа.

Генеральное правление факультетов координирует учебную политику университета, в который входит более 100 отделений, факультетов и школ.

Колледж Пемброк, куда мы отправились сразу же, как вошли в город, входит в тройку самых старых колледжей. Он был основан графиней Пемброк Мари де Сент-Пол, вдовой графа Пемброк. В 1347 году король Эдуард 111 передал ей лицензию на строительство колледжа. Это считалось большой привилегией аристократии.

Пемброк расположился за Трампингстон стрит в окружении восхитительных парков. Колледж состоит из нескольких зданий, каждое из которых имеет свою уникальную особенность.
 
Уже при подходе к зданиям колледжа было понятно, что все здесь окутано стариной. Пемброк колледж владеет часовней постройки 1665 года, первой работой известного архитектора Кристофера Рена. Потрясшего своими соборами в классическом стиле весь мир.

Современное здание с часами наверху стоит на месте часовни 14 века (см. фото). Сегодня в ней располагается библиотека, в которой хранится оригинальная копия первой энциклопедии с напечатанными диаграммами. Но вход для посетителей туда закрыт.

Надо сказать, и для туристов вход на территорию колледжей запрещён во время экзаменов - с середины мая по середину июня. Да и внутреннее убранство помещений можно рассмотреть только через окно с улицы, что мы и сделали, заглянув внутрь.

Внутри всё скромно: старинные стеновые панели из дерева, потемневшие от времени, узкие коридоры с высокими потолками, отсутствие скамеек и стульев в коридорах - всё это постоянно напоминает человеку о его месте, укрощает его гордыню, не даёт расслабляться.

Отличие построек всех английских колледжей от других в том, что все здания построены в три-четыре этажа, и образуют закрытый дворик (см. фото). Это позволяет сохранить тепло, создать свой микроклимат для растений и уединиться от глаз горожан.

К слову, в Королевстве существует жёсткое правило. Ни одно жилое строение не должно быть выше 3,7 метров (или около этого). Исключения составляют общественные здания и дворцы знати.

Но вернёмся к дворикам. Поэтому во внутренних двориках можно встретить редкие для данного климата растения: цветущие рододендроны, банановые кусты, редкие породы деревьев, например, араукарии.

О неприхотливых цветах и растениях и говорить не приходится - их разнообразие и буйство красок бросается в глаза со всех сторон, стоит войти внутрь. Даже старые ветхие стены с облупившейся штукатуркой украшают вазоны с цветами. 

Все английские колледжи воспитывают своих студентов в строгих пуританских традициях. Даже, скорее, в традициях аскетизма, отсутствия роскоши, развлечений и удовольствий. Питание в колледже сбалансированное и простое в то же время.

Хотя в этом и есть отличие англичан от других народов, можно сказать, национальная особенность.

Так сложилось традиционно, что одна треть всех дней в году - постная. Это отвечает не только требованиям протестантизма, но и экономии на продуктах. Климат Англии, как островного государства, и почвы, не позволяют роскошествовать, в прошлые века бывали неурожайные годы, которые уносили миллионы жизней.

Английский практицизм - не дань моде, а способ выживания.

Распорядок дня студентов таков, что после обязательных утренних занятий они посещают библиотеку колледжа и развивающие спортивные секции, находящиеся на территории. Выход за пределы колледжа, также и встречи с родственниками, разрешаются только в воскресные дни.

Это позволяет прививать студентам скромность в желаниях, трудолюбие, усердие, послушание, укрепляет силу воли и силу духа.

Оттого многие выпускники колледжей уже в молодом возрасте занимают большие должности в управлении не только кампаний, но и целых государств.

Каковым являлся выпускник Пемброка Уильям Питт младший, известный английский деятель конца 17 века, который был премьер-министром Британской Империи уже в свои 24 года. В честь него на территории колледжа установлен бронзовый памятник (см. фото).

Покидая уютный дворик, всё же беспокоило ощущение замкнутости пространства. Массивные кованые решётки на окнах, мрачные стены, напоминающие об их древности, массивные деревянные двери, закрытые на замок - всё  это походило на больницу для душевнобольных. Кто знает, может именно такой пуританский образ жизни и делает процесс обучения наиболее эффективным.




Продолжение: "Св. Бенет - покровитель студентов Кембриджа" - http://www.proza.ru/2017/02/04/883


Рецензии
Ох,Татьяна Дмитриевна, разбередили Вы мою душу! Спешу на работу, но не терпится к Вам заглянуть.РЕДКОСТНОЕ совпадение наших интересов,наших душ. Я несколько дней провел в Сорбонне,изучал жизнь студентов в университетах Германии,со слезами на глазах сравнивал, как ОНИ готовятся и сдают экзамены и как МЫ.Так получалось, что где бы я не учился, назначали старостой группы.И я имею право говорить о жизни студентов ИЗНУТРИ.ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ОБРАЗ ЖИЗНИ.Нам же, изолированным от всего мира 4 поколения (не лет!) внушали, что только наша система способна воспитать честного, доброго, благородного человека.Конечно, ВОЛЕВОГО.И что я сегодня вижу?!

Вадим Егоров   29.01.2018 07:25     Заявить о нарушении
Вадим, спасибо за интерес к данному очерку.

Вы безусловно правы, воспитание в строгих нравственных правилах, в умении держать свои желания и управлять своими чувствами, и есть те нравственные нормы, о которых говорил Иисус Христос. К чему приводит разнузданность и анархия - описан ов Библии на примере Содома и Гоморры. И, хоть я не сторонник никаких земных теорий о процветании общества, но полностью с Вами согласна, что привитие с детства этих нравственных норм и правил поведения, стремлению к воспитанию в себе силы воли, на 50% обеспечивает разностороннее развитие личности, умение самоорганизации.

Кстати, эти основы заложены как в христианском православии, так и в англиканстве. Именно поэтому классическое образование в Англии основано на пуританском образе жизни. Поясню: пуританский образ жизни - это воздержание от соблазнов, воспитание в себе силы воли, нацеленность на достижение цели, учёбы, в данном случае. Но не преклонение перед силой, не беспрекословное подчинение. А осознанное построение своей полноценной жизни в рамках общества, в котором живём. А рамки эти у всех разные, надо научиться самоорганизовываться, но не быть лицемером ради достижения материальных благ.

Если говорить об образовании в советский период, то оно было хорошим в обучении базовым знаниям. Стране после ВОВ нужны были грамотные инженеры, мастера. Воспитательная же часть в школах была далека от привития нравственных начал, свободного развития личности. Наоборот, зиждилась на воспитании послушания перед силой, а вместе с ним и лицемерия, чтобы добиться похвалы и привилегий. А это путь не к свободе личности, а в противоположную сторону.

Знаю не понаслышке, мама 25 лет была завучем в школе, и случаев "перегибов" было немало. Например, одного парня директор школы за непослушание так унижал в глазах школьников, что тот в конце концов повесился. Вероятно, это было издержками партийной системы: директор был ещё довоенным партийцем, со стажем. А после войны и вовсе стал зверем. Но дело замяли, учтя его заслуги в войне.

Вам всего доброго,

Татьяна Дмитриева Рязань   30.01.2018 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.