К юбилею Лермонтова

В России долго не получалось отметить большой юбилей М.Ю. Лермонтова. 100 лет со дня рождения бы отметить, а тут Первая мировая война, и стало не до празднеств. 100 лет со дня гибели – а тут Великая Отечественная война. Сегодня тоже война (в России почему-то всегда война в любом столетии в 14-м году), однако не мировая, а потому все же какой-никакой, но юбилей. Было много разговоров и попыток понять и смысл чудесных сочинений Михаила Юрьевича, и его таинственную краткую жизнь. Удивительно было то, что появились оригинальничающие, т.е. пытающиеся искать оправдание убийце Лермонтова – Мартынову. Вот о некоторых разговорах и оригинальностях и хотелось написать.
 К юбилею вышла книга В. Бондаренко о великом поэте в серии ЖЗЛ. Автор написал интересную книгу, в которой есть и находки, например, собственные разыскания о шотландских корнях Лермонтова. «Песня о купце Калашникове» возникла явно на русской, а не шотландской, почве. Конечно, понятно, что национальным поэт России стал не из шотландской ткани, но все же интересно всё, имеющее отношение к народному любимцу. А вот национальное и мировое значение так или иначе возникало при всех разговорах о Лермонтове.
Не избежал этого и В. Бондаренко. Одна из жареных тем – кто убийца? Автор новой книги явно придал этому лишнее значение и долго объяснял, что Н. Мартынов не еврей. Почему-то это стали обсуждать заново. Говорят, род Мартыновых с XV века, а евреи, как писал Солженицын, появились в России после польских разделов XVIII века. На самом деле не по Солженицыну, а в реальной истории известен, например, при Петре I канцлер Шафиров из еврейских Шапиро. Говорят, отец Мартынова был винный откупщик, значит, еврей. Но ведь и многие дворяне занимались этим небогоугодным делом. Это так, и все же шинок и винный откуп обычное дело для евреев так же, как для цыган угон и торговля лошадьми. Говорят, имя отца Соломон дано просто по святцам, ведь был же поэт Евгений Баратынский по отчеству Абрамовичем. Конечно, был, но всё же Соломон Моисеевич, как звали отца убийцы, явно еврейское, а не русское сочетание. Согласитесь, звучит просто анекдотично – русский Соломон Моисеевич.
На самом деле, отцом убийцы был винный откупщик из Нижнего Новгорода Соломон Моисеевич Мартынов, и едва ли не все шинки были отданы ему на откуп в Нижнем и окрестностях. Захотелось ему в дворяне, и он обратился в Нижегородское дворянское общество. Его приняли. Он получил герб и выполнил условие приема. Он построил больницу, до революции так и называвшуюся Мартыновской, а улицу, ведущую к ней, тоже назвали его именем. Сегодня это больница и улица им. Семашко.
А вот данный ему дворянами герб, на мой взгляд, снимает все спорные вопросы. Этот герб показал в фильме «Лермонтов» Бурляев: на голубом фоне шестиконечная звезда Давида. Что тут обсуждать? Видимо, Бондаренко и другие изыскатели хотели подчеркнуть, что конфликт Лермонтова и Мартынова не сводится к национальному вопросу. Думаю, что это и так ясно.
Не вызывает споров и то, что евреи разные бывают. Взгляните на нынешнюю Украину: среди евреев и преступник Коломойский, и современные жертвы бандеровцев (в одной из телепередач назвали цифру – 28 избитых и изувеченных евреев), и евреи среди защитников Донецка и Луганска. Так было и в XIX веке. Были не только Мартыновы, но и еврейские мальчишки-кантонисты, и из них вырастали русские офицеры и генералы. Об этом хорошо написал Б. Пудалов в своей книге о евреях в Нижнем Новгороде. Мартыновы же были и евреями, и масонами. И отец и сын Мартыновы были весьма увлеченными масонами. Пикантный и мало известный штрих – сестра отца и тетка сына Дарья Моисеевна была женой известного масона Н. Новикова. Масонство же не было народным движением. Это было элитарное  западное учение, и оно могло выражать европейское отношения к России, т.е. по словам Пушкина, быть невежественным и неблагодарным, а значит, и враждебным по отношению к России.
В чем же корень конфликта Лермонтова и Мартынова? Была, безусловно, личная начинка. Лермонтов – высочайшая и гениальная художественная натура с исключительным чувством меры прекрасного и художественного. Мартынов же был классическим имитаторрм, не знавшим меры и художественного чутья, по выражению Ю. Мориц – обои, а не стена. Отсюда его всевозможные чрезмерно кавказские черкесские наряды и громадные кинжалы. Нарушение меры, конечно же, раздражало тонкую художественную натуру Лермонтова (как ножом по стеклу). Компенсацией злого раздражения была ирония и насмешки. Для Мартынова, конечно, обидно было видеть себя на карикатуре, изображенным в мундире с газырями и с огромным кинжалом, сидящим на ночном горшке.
Во-вторых, известно, что Мартынов был весьма и весьма трусоват, и предпочитал вместо военных подвигов имитацию боевого начала для привлечения дам. Для этого он и ходил в невообразимых черкессках и с кинжалами длиной ниже колена. Лермонтов же был смелым воином. Вспомните «Валерик» (трудно отказать себе в удовольствии еще раз вспомнить и процитировать мощный стих поэта):

...– и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь.
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть...
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.

Воевал он в отряде разведчиков-пластунов, которым командовал его друг – бретер и дуэлянт, многократно разжалованный и восстановленный в офицерском звании за храбрость Руфин Дорохов. Когда же командира ранило, то он сдал свой отряд под командование Лермонтову. После этого отряд назывался отрядом Лермонтова. Говоря современным языком, это был спецназ. Бойцы отряда приняли поэта как своего. Напомню примечательное обстоятельство. Русское слово становится вечным, если нет зарубежных аналогов. Например, космический спутник. Так и название пластунов сохранилось в выражении «ползать по-пластунски» Ходили они, как правило, не соблюдая форму, одетые в невообразимые одежды. Так стал ходить и Лермонтов.
Сегодня особый маскировочный халат для диверсантов и снайперов называется «Гилли». Он специально шьется как бы из обносков и лохмотьев, что прекрасно маскирует бойца. Интересно, что на Кавказском фронте подобные части, в подобном облачении сохранялись и в Первую мировую войну. Когда им давали награды, то распределяли они их сами, а после распределения делились приличной одеждой для награжденных, чтобы они выглядели достойно при награждении.
На фоне такой привычной формы своего отряда ежедневные смены якобы боевых красивых черкесских одежд Мартыновым для Лермонтова могли выступать дополнительным раздражающим фактором. А вот дуэльные резкости могли Лермонтову казаться ребячьим баловством.
 Однако все это личные обстоятельства. Они могут скрывать гораздо более существенное. Глубинно-сущностное не сразу видно, как и силу глубинного течения. Ведь хотя Мартынов был довольно мелкой личностью, однако его наказали за дуэль весьма условно. И это в то время, когда за дуэль можно было попасть надолго в крепость или даже в Сибирь. В этой условности, мне кажется, и кроются ответы. Какова была позиция императора? Почему он всего лишь за стих «На смерть поэта» сослал Лермонтова на Кавказ, где шла война? Ведь, например, Александр III никак не стал наказывать философа Владимира Соловьева за публичный призыв помиловать народовольцев, убивших его отца императора Александра II. Почему же за убийство офицера (тот же Дорохов заявил, что это была не дуэль, а убийство) Мартынова лишь сослали с Кавказа в Киев на церковное покаяние, а вскоре и все ограничения с него сняли?
 Как-то император Николай I сказал, что немцы служат ему, а русские – России. Русские воспринимали императора как первого слугу России, как управляющего, который должен защищать интересы России. А ведь император мог и совершать ошибки. Немцы их простят, а русские – нет. Николай I неоднократно совершал ошибки, и сам нередко их признавал. Россия фактически доминировала в Европе после войн с Наполеоном. И русский император считал необходимым поддерживать существующее положение вещей.
Когда началась революция 1848-49 гг., по воле русского императора было подавлено венгерское восстание, что спасло Австрийскую империю. Николай I потом как-то выразился, что самым глупым польским королем был Ян Собесский, спасший Вену, столицу Австрии, от турок в 1696 году, а самым глупым русским царем был он, Николай, который спас Вену, подавив венгерское восстание. Действительно, в случае победы венгров, не стало бы Австрийской империи, враждебной России (как выражался австрийский канцлер Меттерних, «Австрия еще удивит мир своей неблагодарностью»), а зато венгры бы превратились в дружественный народ. Вспомните Первую и Вторую мировые войны и поймете, что цена ошибки очень и очень велика. Впрочем, это было уже после гибели Лермонтова.
А при нем император совершил еще одну страшную ошибку. В Османской империи начался страшный кризис. Египетский паша Мухаммед-Али, антианглийски настроенный и отразивший британское нападение, присоединил к своим владениям Палестину, Сирию, Ливан, Киликию, его войска вошли в Анатолию, у Коньи разбили турецкую армию и двигались к Стамбулу. Но русский десант остановил египетскую армию, после чего Османская империя сохранилась, и хотя по Ункяр-Искелесскому договору гарантом целостности турецкой империи выступала Россия, но в 1841 году она потеряла это преимущество, поскольку гарантами стали и Франция, и Англия.
Русскому императору казалось, что он сохраняет стабильность. А на самом деле Турция осталась враждебной страной, сохранилась как великая держава. С ней пришлось в том же XIX веке вести и Крымскую войну, и войну за освобождение Болгарии, и воевать на Кавказе с возбуждаемыми турецкими агентами племенами. Кроме того, Мухаммед-Али мог ослабить влияние Британии и стать другом России, а вместо этого геополитический противник России Англия усилилась, войны на Кавказе продолжились, и в этих войнах участвовал Лермонтов.
Можно сказать, а при чем здесь поручик Лермонтов? А вот при чем. Лермонтов принадлежал к высшим дворянским родам России, к ее элите. Напомню, что его бабушка была урожденной Столыпиной (называю уж точно известный непрофессионалам дворянский род, на слуху имя Петра Столыпина как последнего приличного и умного премьера Российской империи). И для русской элиты, к которой с опаской относился император, а тем более Запад, Лермонтов мог стать острием копья, кристаллизатором русской идеи, человеком, который мог сформулировать новую политику России, более национально ориентированную.
Напомню, что Лермонтов явно шел путем Пушкина. Александр Сергеевич создал и издавал журнал, желая стать своеобразным вождем-учителем России, осмысленно готовился сформулировать русскую идею или божественный замысел о России. Но его убили «наперсники разврата»... Лермонтов тоже собрался создать журнал с той же целью, мог стать носителем и выразителем русской идеи, и вот следующий «блестящий кавалергард» убил его! Взгляните на сегодняшнюю Украину. Легко понять, что мировые культуры, как симфонические сущности-личности преследуют свои интересы, борются за них, и на уровне инстинктов представители борющихся сторон хорошо ощущают своих и не своих. Лермонтов был из русских. Запад и император были из другой партии. Мартынов был их орудием.

 


Рецензии