О роли песни в советских фильмах о войне

               Мало какой художественный фильм 1950-х -1970-х годов о войне выходил на широкий экран без звучащей в нём песни. Их роль была велика: когда сюжет оказывался слабым, песня как бы своим звучанием «устраняла» этот недостаток. А в фильмах с захватывающим сюжетом она вызывала желание у зрителей смотреть их ещё раз.

              Накануне двадцатипятилетия Победы на экраны бывшего Советского Союза вышел фильм «Золото», снятый по одноимённому произведению Бориса Полевого. Рассказывает он о том, как в самом начале войны сотрудник одного из банков со своей помощницей спасали драгоценности от немецких оккупантов. Пройдено по вражеским тылам шестьсот километров. В пути помирают и погибают сотрудник и сопровождавшие главную героиню в исполнении Натальи Варлей люди. Сюжет, на первый взгляд простой. Однако концовка фильма всё меняет.

           Выбившаяся из сил героиня опускается в лесу на снег возле сосны, прикрепив перед этим с помощью ножа записку. Рюкзак с драгоценностями лежит с ней рядом. Закрывает глаза и видит себя в белом платье на сцене, где поёт собравшимся зрителям. Понятно, что обращается певица к воину Красной Армии:
 «…Будет день, будет дождик нечастый,
   Бесконечный закат за рекой,
   Из далёких тревог и несчастий
   Ты однажды вернёшься домой.
   Здесь всё твоё и пруд за окном,
   И запах сырой тишины.
   Твой сад, твой дом под тихим дождём,
   И больше не будет войны!...».
            
           Когда закончилась песня, она открыла с трудом глаза и начала плакать от радости: перед ней стояли на лыжах советские воины в маскировочных халатах. Не будь этой берущей за душу песни окончание фильма не явилось бы столь оптимистическим.

             В фильме 1958 года «На дорогах войны» есть замечательная сцена, когда возвращающиеся с разведки в осаждённый Севастополь наши военные моряки несут на руках детей. «Чьи это дети?»- спрашивают женщины. «Дети? Наши!» - звучит ответ. И по мере того, как проходят дальше разведчики, у них с рук детей забирают те же женщины. Берут чужих,  имея «за спиной» и своих. Спокойно это сцену просто смотреть нельзя. Но её усиливает во много раз и звучащая за кадром песня о Севастополе:
«… На Приморском бульваре подруга
   Ожидает свидания со мной… .»
            Идёт первый, самый страшный год войны, а матросы мечтают о любви. Жизнь продолжалась и на войне. Победить такой народ было нельзя.

             Много раз смотрел в детстве фильм 1968 года «На войне как на войне». Приходилось читать и одноимённую повесть Виктора Курочкина, по которой и снят фильм. Интересных эпизодов в фильме много, но я почему-то запомнил один. Наверное потому, что он не совпадает с повестью. Мы видим на экране, как экипаж самоходки (актёры Михаил Кононов, Фёдор Одиноков и Виктор Павлов) роют могилу для своего погибшего товарища (актёр Олег Борисов). На самом деле, в повести погибает сам командир Малешкин – герой Кононова. Однако зритель практически этого «не замечает», ибо в этот момент с экрана звучит песня:
«Поля изрытые лежат,
 Осиротело смотрят в небо.
 Уже который год подряд
 Дома хозяин не был?
 А где-то ждёт его весна,
 Птичьи разговоры.
 Да, увела его война
 За леса, за горы… .»
             Всё внимание  приковано к этой песне.

             Фильм 1972 года «Ижорский батальон» снят на реальных событиях, к тому же в его съёмках принимали участие бывшие бойцы и командиры Ижорского батальона. В одном из эпизодов медсёстры батальона, находясь в землянке, поют задушевную песню:               
«Над Ижорою светлую
 Машет полночь белой веткою.
 Струна как волна,
 Волна как струна
 На первую встречу зовёт…»
            
            Мы не знаем, эту ли песню пели реальные фронтовые медсёстры, но то, что пели, посмотрев до конца фильм с указанием пройденного боевого пути батальона, сомневаться не приходится.

             Фильм 1965 года «Жаворонок» в основе своей тоже имел реальные события. Он повествует о подвиге экипажа советского танка «Т-34» в плену через год после начала войны. Начиная его смотреть, зритель ещё не знает (не должен знать) о сюжете фильма, но когда он видит перед собой Трептов-Парк в Берлине с грандиозной бронзовой фигурой советского солдата-освободителя с немецкой девочкой на руках и слушает песню «Его зарыли в шар земной» в исполнении Майи Кристалинской на стихи поэта-фронтовика-танкиста Сергея Орлова, то понимает: фильм надо досмотреть до конца. «Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. … Ему как мавзолей земля на миллион веков…»

           Названные мной выше фильмы о войне касались её начального периода. Однако огромное значение имеют песни и в фильмах о сражениях на её последнем этапе.  Эти фильмы, разумеется, куда приятнее смотреть. А песни в них  усиливают эмоции зрителей. Приведу для примера один из них.

           О сюжете фильма 1969 года можно догадаться по его названию «На пути в Берлин». В конце фильма, как бы подводя итог войны, звучит песня :
  «Ещё о подвиге твоём
  Не сложено былин.
  Уже у ног твоих лежал                               
  Поверженный Берлин.
  Ты снова людям возвратил
  Тепло и свет весны.
  И было трудно умирать
  В последний день войны».

            Как видим, песня в советских фильмах о войне  как бы дополняет их сюжеты. Она заставляет кинозрителя переживать героям или восхищаться  их подвигам. Сценаристы вряд ли заранее знали, какая песня прозвучит в фильме, и прозвучит ли вообще. Эту проблему решали, конечно же, режиссёры, подбирая тексты песен, написанных ранее или поручая авторам их написание.
               
            Особенно хорошие песни получались у поэтов-фронтовиков. В 1972 году специально к фильму «Расскажи мне о себе» Булат Окуджава написал песню «В нашем доме война отгремела». Как прекрасно  она  звучит в исполнении автора, переплетаясь с сюжетом:

"В нашем доме война отгремела,
 вновь земля зеленеет,
 злые пули по кровь не летят.
 Женихи, навсегда молодые,
 с фотографий военных глядят.
 А годы уходят, уходят,
 вернуться назад не хотят..."

          Пролетели годы, но песни прозвучавшие когда-то в фильмах, продолжают  в наше время жить "самостоятельно". Их исполняют не только в День Победы. Главное: они не забыты. Они - своеобразный музыкальный памятник тем воинам, живым и павшим, благодаря которым в "наш дом" в 1945 год пришла Победа!

30.01.2017 г.

Фото из Интернета (кадр из фильма "На пути в Берлин")


         

      


Рецензии
Пётр, Вы правы, придавая такое важное значение песни в кинофильмах. Иногда и фильм давно забыт, да и художественные достоинства его невысокие, а живёт только задушевная, лирическая или патриотическая песня. С уважением,

Александр Смирнов 83   27.07.2019 13:29     Заявить о нарушении
Спасибо!!!

Петр Панасейко   05.08.2019 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.