Социальное государство? Манифест обывателя


Многие из нас еще испытывают иллюзии, что живут в социальном государстве, как это и записано в нашей Конституции, хотя в жизни, так или иначе, мы сталкиваемся с тем, что врачи на скорой не окажут нам необходимой помощи, чиновники напишут непонятную отписку, прокуратура проигнорирует наше обращение, полиция не приедет на ваш вызов.

Казалось бы, всегда эту ситуацию можно исправить, например, можно пожаловаться в вышестоящую структуру и тебе обязательно помогут. На практике же, твою жалобу перешлют тем же людям, на которых ты жалуешься, или ты получишь очередную отписку.

На своем примере я хотел бы рассказать, в каком очевидном, на мой взгляд, состоянии находится правоохранительная система в РФ.
В декабре 2015 г. в  центре Москвы я был избит на рабочем месте своим руководителем. Инцидент произошёл во время рабочего заседания, на котором присутствовали и другие наши сотрудники. Избиение сопровождалось воспринятыми мною реальными угрозами убийства со стороны моего руководителя, а также угрозами вымогательства денежных средств (на одну минуточку, так: руководитель вымогает со своего работника деньги – приехали, теперь, наверное, это будет новым видом бизнеса).

В результате избиения у меня была сломана челюсть, и я потерял трудоспособность сроком на месяц. Избиение произошло после того, как я изъявил желание уволиться и получить причитающуюся мне заработную плату. Вроде бы частный случай: "шеф-самодур" нажил себе лишних проблем, если бы не одно - он действовал осознано. Среди своих компаний шеф имел и коллегию адвокатов, и, будучи юристом, он, очевидно, для себя понимал, что за его самодурство никто его не накажет («ну, кто тронет миллионера, проживающего в элитной Жуковке?!»). Он так мне прямо и сказал: «В полицию я могу не обращаться, так как в РФ отсутствует правоохранительная и судебная система, из-за чего в нашей стране нет и инвестиций». Как показали дальнейшие события, шеф знал, о чем говорил. Несмотря на свое дополнительное юридическое образование и богатый опыт представительства в арбитражном суде, в тот момент я и не догадывался, насколько все плохо в нашей правоохранительной системе. И все же я не мог просто оставить эту ситуацию, я понимал, что мой "шеф-самодур", отчасти, прощупывает почву. Ему и самому было интересно узнать, можно ли для него, без всяких последствий, взять и избить человека. И даже если бы я с самого начала знал, что за полтора года сотрудники полиции так и не установят лицо, причинившее мне травму, я все равно бы начал эту борьбу за свои права. Во-первых, шеф ничем не рисковал, несмотря на занятия боксом, позволившие мне избежать более тяжких последствий, я не мог его ударить без серьезных последствий для себя, а во-вторых, в следующих раз он просто убьет кого-то из своих работников.   

Обращение в полицию, действительно, привело лишь к тому, что мне три месяца морочили голову, что моим делом занимается участковый, что вот-вот он назначит судебно-медицинскую экспертизу. В конце концов мне на телефон пришло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. На этом странном Постановлении отсутствовала даже дата. Через Лефортовскую межрайонную прокуратуру мне удалось добиться того, чтобы сотрудники полиции возбудили уголовное дело по ст. 112 УК РФ (нанесение побоев средней тяжести). На неделю мне показалось, что отчасти я уже победил, уголовное дело не так просто закрыть, для этого нужны основания. Как показала практика, ничто не мешает сотрудникам полиции бездействовать. Сотрудники полиции всячески препятствовали расследованию данного уголовного дела, а Лефортовская межрайонная прокуратура, несмотря на мои обращения к ним, никак не помогла мне в восстановлении моих прав, как потерпевшего. От прокуратуры я получал отписки, смысл которых сводился к одному: «Не волнуйся, парень, дело находится у нас на контроле».

В течение 2016 г. полиция неоднократно выносила постановления о приостановлении уголовного дела. С данными постановлениями сотрудники полиции меня не знакомили, и о мотивах их решения я даже не догадывался, да и о самих постановлениях я узнавал случайно, когда приходил жаловаться в прокуратуру на бездействие полиции. 
Куда я только не пытался жаловаться: и в ГУВД г. Москвы, и службу собственной безопасности, и в вышестоящие прокуратуры, и даже в Администрацию Президента. Я получал лишь отписки о том, что будет проведена проверка, дело находится под контролем, и неминуемая справедливость восторжествует. А в редакции программы «Человек и Закон» мне посоветовали за скромное вознаграждение в 50 тыс. рублей составить грамотную жалобу у своих адвокатов.

Время шло, а моим делом так никто и не думал заниматься, ну я сдаваться не привык, и обратился с жалобой на сотрудников полиции и прокуратуры в суд. Про себя я думал, что суд не сможет мне отказать, так как обязанность знакомить меня с постановлениями о приостановлении уголовного дела прямо прописана в законе. Но и тут я ошибся, оказывается, - обойти закон достаточно легко.
В Постановлении  судьей Лефортовского районного суда города Москвы Котовой М.Н. было сказано, что с постановлениями я был своевременно ознакомлен (способ ознакомления в судебном акте не уточнялся, как и необходимая в таких случаях ссылка на документы также отсутствовала), сотрудники полиции бездействовали на законных основаниях. При этом страницы моего уголовного дела даже не были пронумерованы.

В общем-то, описываемая мною ситуация представляется очевидной и типичной для судебной и правоохранительной систем нашей страны, когда богатые люди договариваются с  сотрудниками полиции, те договариваются с сотрудниками прокуратуры, а те, в свою очередь, договариваются с судьями. Это приводит к тому, что отсутствует как рабочая правоохранительная система, так и независимая судебная система.

Несмотря на полученный негативный опыт, я все равно не сдался и решил продолжить свою борьбу в Мосгорсуде, а может быть, и в Верховном суде, и даже в ЕСПЧ, не смотря на свое негативное отношение к этому институту. Более того, для себя я понял, что дальше я уже не буду просто молчать, и задумался о том, что мог бы, наверное, поддержать любое движение против нынешней власти.
Российские СМИ сейчас часто муссируют тему с падением идеалов либерализма в Европе и США, в то время как у нас идеи либерализма лишь обретают силу. Сняты табу на обсуждение таких тем, как доступное медицинское образование и даже тему свободного собирания гражданами грибов и ягод. Дальше будет только обсуждение налога на воздух, вначале на уровне научных сообществ, а потом и Думы, но и постепенное превращение страны в какую-нибудь Уганду, при всем моем уважении к Африке.


Рецензии