Баня по-черному

В далеком детстве мы семьей ездили в гости к папиным родственникам в глухую деревню. Сейчас ее на карте нет. А  я  и название не помню.

 Вообще-то мы приехали в гости к папиной сестре тете Тане в деревню Одино Тюменской области, но потом папа сказал, что надо бы заехать ненадолго и в ту, в которой живет папин двоюродный брат. И мы заехали.

Она стояла на небольшом пригорке, заросшая старыми садами.  К деревне мы шли пешком по дороге мимо речки. Солнце пекло немилосердно, очень хотелось искупаться. Но мама не разрешала, надо сначала дойти до дома дяди,  подарить гостинцы, поговорить, попить чаю, а потом уже думать о купании.

Только подходя ближе к деревне, можно было разглядеть крыши, покрытые полусгнившими досками. Домики, огороженные такими же древними заборами. Через щели в заборах видны  дворы с вековой пылью, в которой рылись куры. Ленивые собаки лежали в тени, провожали нас взглядом  и снова  дремали.  Поросенок, рывшийся в канаве, недовольно хрюкнул и перебежал на другую сторону дороги.
 
 Нам не попалось ни одного человека. Оно и понятно, взрослые в поле, а дети на речке. Папа нерешительно остановился, забыв, в каком доме живет брат, а спросить не у кого.

И тут  увидел в конце улицы  чумазого мальчишку лет шести в одних трусах.  Папа его окликнул, тот  быстро подбежал. Мы спросили у него, знает ли он, где живут такие-то.

- Знаю,- с готовностью отвечал мальчишка,- айда, покажу!

И мы пошли за ним. Он бежал вприпрыжку, нетерпеливо оглядываясь на нас.  Нам пришлось ускорить шаг, хотя это было непросто, учитывая, что родители несли тяжелые сумки с гостинцами, а мы с сестрой устали от жары и еле тащились.

Дойдя до дядиного дома, мальчишка бегом убежал на речку, мама даже не успела достать  для него из сумки конфетку.

Если бы мы не видели других домов в этой деревне, мы бы сильно расстроились. Но домик дяди был такой же. Почти сгнившая крыша, покосившийся забор, пыльный двор.

Но когда мы вошли в дом, мне показалось, что мы попали в  сказку. В ту самую, которую я смотрела в мультфильмах, где сестрица Аленушка с братцем Иванушкой,  где Баба Яга и Лутонюшка, где Дед, Баба и Курочка Ряба, где  Колобок,  где все было такое русское, такое сказочное и знакомое, что вызывало оторопь и восхищение.

У дверей стояла большая, в полдома, русская печка с лежанкой.Рядом с ней под потолком деревянные полати. На печке томились щи в чугунке а  в другом, поменьше – топленое молоко.

Возле печки стоял рогатый ухват и деревянная лопата для хлеба.  Именно на такую Баба Яга усадила Лутонюшку, чтобы зажарить в печи.

На оконцах  стояли горшки с цветами и висели яркие ситцевые  занавески.  На такое окно положили Колобка, чтобы остудить, а он укатился.

У окна стоял большой деревянный стол, у стола с двух сторон длинные лавки. На стене висела такая же деревянная полка, на которой были тарелки и кружки.  За таким столом сидели Старик со Старухой, а под лавкой – Курочка Ряба.

На некрашеном полу домотканые половики.

В углу большая кровать,  и конечно же, на ней гора подушек в вышитых  наволочках, под покрывалом ажурный подзор, а на стене коврик с оленями.

Вот самый, что ни есть, классический деревенский интерьер!

Но тогда, в детстве, я не знала слово  «интерьер», а знала, что в книжках и мультфильмах именно так рисуют сказочные дома. И я с восторгом закричала:

- Мы в сказке! Мама, папа, мы в сказке!

 Все взрослые засмеялись, засуетились, стали распаковывать гостинцы.

Потом мы пили чай из огромного самовара, который дядя растопил заготовленными деревянными лучинами, а потом подкидывал туда мелкие деревяшки. Когда вода нагревалась,самовар гудел, как маленький паровоз. Он тоже занимал много места на столе. Но самовар я знала, у нас дома был, но поменьше и мы пили из него чай на балконе.

Пока все общались, я ходила по дому и разглядывала все вещи, трогала, нюхала,  гладила. Потом дядя подсадил нас на полати и мы лежали на теплых овчинах, свесив головы и разглядывали все сверху.

 Мне  не верилось, что так по-сказочному можно жить обыкновенным людям.

 А потом я вдруг вспомнила, что для полного впечатления не хватает бани. Ну как же, помните, Иван Царевич говорит Бабе Яге: » Ты меня сначала напои-накорми, баню истопи, а потом расспрашивай».

 Непорядок, нас напоили, накормили, а баня?!

- Дядя,- закричала  я,- а где баня?

-Баня? – удивился дядя. Ты хочешь посмотреть  баню? Ну пойдемте, покажу вам нашу  баню.

И мы пошли.

 Баня была маленькая, такая маленькая, что находиться там можно было только вдвоем. А когда открыли дверь, то удивлению моего не было предела. Она вся была черная. Вот абсолютно вся.

-Как же вы моетесь?- спросила мама, тут же после мытья сразу сажей измазаться можно.

- Так она же по-черному.  Трубы-то нет, дым прямо сюда и идет. Самая настоящая баня, мы в ней всю жизнь моемся, сажа не мешает,- сказал дядя.

-Да вот я вам сейчас ее истоплю, вечером помоетесь и узнаете,- добавил он.

Вечером мы мылись в бане. На лавке у входа стояла керосиновая лампа и слабо освещала закопченные стены.

 Одежду мы сложили на этой же лавке, прикрыв ее куском клеенки. 

Было жарко и дымно. Дым ел глаза и спасение было только в холодной воде, которую постоянно приходилось плескать на лицо. Мама вымыла нас по одной и очень быстро.

 Мы выскакивали на улицу и отдышавшись, еще долго стояли и вдыхали свежий воздух.

-А-а-а… Неженки городские,- ворчал дядя,- у нас ребятишки-то деревенские по часу парятся.

А днем мы целый день купались в речке. До посинения. И нам не было душно.

 Познакомившись с деревенскими ребятишками, спросили, как они моются в бане без трубы.

-Это по-черному, что ли? Так у нас таких бань давно нет. Только у вашего дяди осталась. Он нас  иногда пускает в ту баню попариться на спор, кто дольше просидит.

   



 
 


Рецензии