Президенты и бродяги

Неизвестные профессии

... А я только могу вам доложить, что я тот землемер, которого граф вызвал к себе. Мои помощники со всеми приборами подъедут завтра. А мне захотелось пройтись по снегу, но, к сожалению, я несколько раз сбивался с дороги и потому попал сюда так поздно. Я знал и сам, без ваших наставлений, что сейчас не время являться в Замок. Оттого я и удовольствовался этим ночлегом, который вы, мягко выражаясь, нарушили так невежливо. На этом мои объяснения кончены. Спокойной ночи, господа!» И К. повернулся к печке. «Землемер?» — услышал он чей-то робкий вопрос за спиной, потом настала тишина...

Франц Кафка. «Замок».

При слове «землемер» (он же — изыскатель, топограф, картограф, маркшейдер, геодезист) и сейчас часто наступает тишина. Большинство людей, далёких от строительства и наук о земле, не знает, что это за профессия. И только один из ста, услышавших это слово, сможет рассказать, в чем суть работы геодезиста. Несправедливо, что и вся слава первопроходцев, покорителей неизведанных земель и неисправимых романтиков почему-то досталась геологам… А они то идут уже проложенными изыскателями маршрутами и по картам, составленным по журналам топографов! Даже если съемка местности проводилась с самолета или из космоса, то в отпечатанный лист она превратится только по итогам работы полевой партии.
«Обидно!» — восклицают хором геодезисты, и они правы.

Из всех представителей древнейших профессий (картография во всех цивилизациях возникла раньше письменности) только они незаслуженно обижены народным признанием и популярностью. В Советском Союзе у каждого труженика был свой профессиональный праздник, но о геодезистах, как обычно, забыли. Историческую несправедливость исправили только в 2002 году — указом президента России было предписано отмечать День работников геодезии и картографии во второе воскресение марта. А ведь без этих скромняг не обходиться ни размежевание земель, ни строительство, ни ведение войны и заключение мира…

Среди геодезистов значатся императоры, вице-короли, президенты, лауреаты Нобелевской премии, академики, космонавты, писатели, великие авантюристы и просто прелестные…бродяги. Причем среди самых известных геодезистов не все «профи», есть и «великие» любители, совмещавшие астролябию, треногу и теодолит с основными своими обязанностями.

Как тут не вспомнить всем известного Колумба — картографа по совместительству, прожектёра, жаждавшего богатства и славы? Благодаря своей великой геодезической некомпетентности, Христофор стал первооткрывателем западного пути (как он думал, в Индию), получил дворянство и титул вице-короля Новой Испании. Спустя год после его смерти картограф-профессионал из Лотарингии Мартин Вальдземюллер, проанализировав «полевые материалы» Христофора Колумба и Америго Веспуччи из «терра инкогнито», сделал научные расчёты и возвестил миру об открытии нового континента. Но имени истинного открывателя Америки нет даже в энциклопедиях!

А вот в честь британского геодезиста Джорджа Эвереста названа самая высокая вершина планеты (его экспедиция в Гималаях и Тибете до сих пор самая «жуткая» по числу жертв). Всем известны имена мореплавателя Джеймса Кука (он тоже погиб «при исполнении служебных обязанностей») и других первопроходцев — Эрнеста Шеклтона, Руала Амундсена, Фритьофа Нансена — все они были профессиональными топографами.

Среди президентов США тоже полно «бродяг». Вашингтон — первый президент Америки и первый официально зарегистрированный геодезист нового государства. Джефферсон — один из авторов Декларации независимости занимал должность заместителя главного землемера штата Иллинойс. Линкольн — герой страны, победитель в гражданской войне, освободитель угнетённых негров и тоже, правильно, в прошлом землемер.

Не будем далеко ходить за океан. Наш четырежды герой СССР и Герой Труда Леонид Ильич Брежнев в 1927 году получил квалификацию землемера 3-го разряда и работал больше пары лет на землеустройстве в Курской губернии, в Белоруссии и на Урале. Хочешь стать главой государства — иди, ну вы сами поняли, куда…

Среди российских писателей необходимо назвать Александра Куприна. Четыре года он прослужил военным топографом (дань этой специальности он отдал в повести «На переломе» и в романе «Юнкера»). А ещё — тоже военного геодезиста и автора «Дерсу Узала» Владимира Арсеньева, менее известных, но не менее интересных, — Григория  Федосеева и Николая Гарина-Михайловского.

Да что там государственные деятели и писатели! Даже наш святейший патриарх Кирилл до того как надел рясу побывал в полевой партии. В юности четыре года проработал техником-картографом в Ленинградской комплексной геологической экспедиции.

А самым известным геодезистом всех времен и народов стал самоучка, боевик-революционер, половину своей жизни просидевший в тюрьме. В дальнейшем он стал президентом очень большой страны и лауреатом Нобелевской премии мира. Догадались? Речь о Нельсоне Мандела. История о том, как он стал топографом, в современной Южно-Африканской республике стала легендой и изложена в школьных учебниках.

В 1964 году Мандела, глава военной организации Африканского национального конгресса — Umkhonto We Sizwe («Копье нации»), был приговорён к пожизненному заключению и отправлен в тюрьму на острове Роббен. Этот южноафриканский Алькатрас располагается в бурном океане в 12 км от Кейптауна и славится строгим режимом и невозможностью побега.

Однажды начальник тюрьмы посетовал, что план острова сильно устарел и заявил, что тому, кто возьмется за новую топографическую съемку Роббена, ослабит режим пребывания и будет хлопотать о его досрочном освобождении. Нельсон вынашивал план побега и, даже не имея представления о предстоящей работе, тут же согласился, надеясь, что это поможет осуществить его замыслы.

Полтора года Мандела самостоятельно по книгам изучал геодезию и скрытно рыл подкоп из своей камеры. Как только он заявил, что готов перейти от теории к практике, ему предоставили теодолит, нивелир и рейку. Нельсону было разрешено передвигаться по всей территории острова и вести съемку.

А сейчас все геодезисты неподдельно содрогнутся — Мандела должен был выполнить всю работу ОДИН, без помощника-реечника! Для тех, кто не знаком с землемерной практикой, поясняем: суть топографической съёмки такова, что на все характерные точки местности нужно поставить рейку и при этом наблюдать ее в прибор. Как без помощника это сделать?! Но Мандела не был бы первым черным президентом ЮАР, если бы не нашёл выхода из тупиковой ситуации.

Из подручных материалов он смастерил приспособление, удерживающее рейку в строго вертикальном положении. Сначала ставил рейку, а потом шел ее наблюдать в прибор. Такая методика работа везде, но только не на пляже, где расположились пингвины. Стоило Нельсону установить рейку и отойти к прибору, тут же какой-нибудь неповоротливый пернатый ее сбивал, и все начиналось с начала… «Это было адское занятие», — вспоминал Мандела.

Работа выматывала так, что о рытье тайного хода пришлось забыть... Съемка тянулась из года в год и была закончена в 1980 году, спустя почти 15 лет! На сдачу объекта приехали специалисты национальной геодезической службы, сделали выборочную проверку и остались довольны качеством проделанных работ. Мандела, конечно же, не был освобожден, но в итоге его перевели на материк в тюрьму с менее жестким режимом.

В середине 90-х Мандела был на пике своей славы и всемирного признания, достиг всего чего хотел и даже стал в 1994 году «геодезистом года» по версии Международной геодезической федерации (FIG). В 1999 году Нельсон, когда закончился срок его президентства, ушел из политики и возглавил ANC Mandela Surveying, фирму, занимающеюся геодезией. А в его одиночке на Роббене открыт музей, где для туристов выставлены полевые журналы, абрисы и приборы…

Так что же такое геодезия, раз на нее «не глядя» меняют кресло главы государства?

Термин «геодезия» (образовано из греческих слов «ге» — земля и «десомос» — разделение) ввел Аристотель, живший в IV веке до н.э., в своем сочинении «Метафизика», где отделил эту прикладную науку о земле от геометрии — науке чисто теоретической. Спустя примерно столетие грек Эратосфен (возглавлявший Александрийскую библиотеку) совершил настоящий прорыв в геодезии — с помощью геометрических построений на поверхности определил радиус планеты с ошибкой менее 0,15 от сегодняшних данных! Он же ввёл понятие широты и долготы на картах. Правда, в средние века о его расчётах «забыли», а то бы Колумб не поплыл в Индию западным путём…

А у древних римлян был даже бог геодезии, меж и границ — Термин. Дороги и акведуки, построенные с мольбами и приношениями к нему, стоят до сих пор.
Самые старые карты, известные науке, имею возраст более 15 000 лет! Излишне говорить, что первые геодезические работы велись еще ранее — в эпоху палеолита. Знаменитые Стоунхендж, египетские пирамиды, оросительные системы Вавилона, его дворцы и башни не воздвигли бы без ребят с визиром, отвесом и мерными лентами. Кстати, эти древние геодезические инструменты до сих пор почти в том же виде используется в строительстве! До слез смешно, когда берешь современнейший электронный тахеометр и не обнаруживаешь в нем оптического отвеса. Приходится доставать старый добрый шнур с металлическим наконечником и центрировать прибор по нему.

На территории России первые масштабные геодезические работы датированы летописью XI в., когда по княжескому повелению по льду была определена ширина Керченского пролива. Видимо уже тогда русские правители задумывались о строительстве переправы в Крым. Имелся свой «большой чертеж» и у Ивана Грозного.

А подлинным отцом отечественной геодезии стал Пётр Великий. В 16-летнем возрасте будущий император с помощью голландца Франца Тиммермана научился пользоваться астролябией и теодолитом, доставленным по просьбе царевича из Франции. При Петре I прошли первые, основанные на науке, промеры вдоль Дона, инструментальные съемки побережий Азовского, Черного и Балтийского морей, начаты гидрографические работы на Каспии.

Есть у российской геодезии и «мама» — Екатерина Великая, манифестом которой от 10 сентября 1765 года была образована Межевая экспедиция при Сенате и межевые конторы в губерниях. Работы по Генеральному межеванию империи велись почти 90 лет. В 1779 году в Москве открыли землемерное училище, затем преобразованное в Константиновский межевой институт. В настоящее время это учебное учреждение носит название Московский государственный университет геодезии и картографии (всего в России два высших специализированных учебных заведения, второе — в Новосибирске).

Император Павел I учредил Депо карт, к которому присоединил Географический департамент. На него был возложен контроль за всеми картографо-геодезическими работами в России, была введена строгая цензура и запрет на вывоз карт и планов за пределы государства. В 1812 году Депо карт передано в военное ведомство и получило название Военно-топографический отдел Генерального штаба (в настоящее время — Военно-топографическое управление). С этого времени военное ведомство монополизировало основные геодезические работы в стране. Это нашло свои отголоски в советское время, когда государственная геодезическая служба входила в структуру НКВД.

Сегодня под геодезией понимают науку об измерениях, проводимых в целях изучения формы и размеров Земли, изображения отдельных частей её поверхности в виде планов, карт и профилей, а также решения инженерных задач на местности. А геодезическими работами в РФ может заниматься любая организация, получившая соответствующую лицензию.

Характер геодезических работ в последние два десятилетия изменился коренным образом — в помощь человеку и оптике пришли электроника, лазер, персональный компьютер и космические аппараты. Но суть работ осталось прежняя — отнаблюдать с помощью прибора нужные точки с необходимой точностью, обработать результаты измерений и получить на выходе требуемую документацию.

И геодезист по-прежнему больше стоит на земле (при любой погоде, иногда по самое «не хочу» в болоте), чем сидит в уютном кабинете. Еще о геодезистах говорят, что все они — бродяги и выпивохи. — «Кто на стройке пьян, но чист? — Инженер-геодезист!» Как назвать человека, срывающегося из семьи на полгода и улетающего куда-нибудь на Чукотку? — «Жена декабриста не ровня жене геодезиста» (ещё одна пословица). И как не выпить «для сугреву», когда восемь часов кряду «крутишь трубу» в легеньких перчатках при «минус» 30 с ветерком?

В этих словах только толика правды. Наверное, такие трудности и сложившийся в умах обывателей нелицеприятный стереотип отпугивает многих молодых людей от выбора этой необычной профессии.

Не всё так страшно. Во-первых, геодезисты бываю разные, работа на стройке и в партии отличаются как небо и земля (работа маркшейдера в шахте еще специфичнее). У первых нормированный рабочий день, как и у других строителей, их жизнь протекает по-офисному, размеренно. У вторых сейчас часто применяется вахтовый метод: месяц — в поле, месяц — дома. Во-вторых, работа на свежем воздухе полезна для здоровья, а за хорошие деньги многие неудобства можно потерпеть.

О зарплатах. Преподаватели в геодезических ВУЗах любят повторять такую пословицу: «Геодезист в любые времена заработает на кусок хлеба с маслом, на котором будет сантиметровый слой черной икры». И действительно, вакансии всегда есть (в командировки уж точно) и зарплаты всегда достойные. За полевой сезон можно заработать столько, что всю зиму потом отдыхать.

Если кто-то подумал, что за тридевять земель гонят только деньги, то это не всегда так. Приходилось встречать геодезистов (в том числе и потомственных), которые своей жизни не мыслят без командировок. Начало сезона для них всегда праздник, свой полевой быт они обставляют с максимально возможным комфортом, а у прибора стоят в одежде, в которой не стыдно пойти и на танцы.

Как-то раз на Васюганских болотах в глухой тайге наша бригада натолкнулась на других геодезистов. Так вот белизне «энцефалиток» (спецодежды) коллег мог позавидовать любой хирург. Казалось, что холеные гладковыбритые парни только что заброшены «бортом» с базы экспедиции, а между тем они в болотах (с ударением на последнем слоге) «болтались» безвылазно более четырех месяцев. Про таких гусар от геодезии говорят: «Жизнь в глухом российском местечке начинается с приходом геодезической партии».

Не всегда, правда, местное население принимает гостей должным образом, особенно в последние времена. Вспоминается вопиющий случай 2008 года, когда в Иркутской области геодезистам, отбивая атаку местной пьяной молодежи, пришлось застрелить трех человек.

В этой профессии есть ещё место подвигу. От того, что в стране демократия, а у геодезистов спутниковая связь и ноутбуки, медведей в тайге меньше не становится. Да и народец подбирается разный, на работу могут взять без трудовой книжки и не глядя в паспорт. Как правило, инженер и техник (обычный состав бригады) до этого не знакомы, а им, как космонавтам, долго и постоянно приходится быть вместе. Совместимость в таких случаях — первейшая вещь.

Все возникающие между людьми проблемы по старой геодезической традиции решают на месте, не вынося сор из избы. Иногда очень сурово. Главное слово за начальником партии и бригадирами, которые дают объемы, гонят план. Опыт и былые заслуги провинившихся не учитываются и новичкам снисхождение не делается.

Прочитав эти строки, можно подумать, что в поле — сплошное напряжение. Нет, конфликтов в геодезии не больше, чем в офисе или на строительной площадке, часто партия — сплочённый коллектив, где один за всех и все за одного. Потратил полевые — займут денег, нет теплой одежды или обуви — одолжит тот, у кого есть лишняя. А неподдельное дружное пение под гитару хора из двух десятков охрипших голосов можно услышать только в поле, когда партия по праздничному случаю наконец-то собирается вместе за общим застольем у костра на живописном берегу реки или озера.

Неизвестно был ли господин К. из романа Франца Кафки, отрывок из которого вынесен под заголовок, настоящим землемером («Замок» остался не дописанным), но что-то от геодезиста в нем определенно было. Кто однажды подхватил «вирус» романтика-бродяги и авантюриста, тот постоянно ловит себя на ощущении того, что чего-то не хватает в устоявшемся существовании… То ли тумана, то ли запаха тайги? Но это зовет наполнить жизнь новой дорогой.

/2010/


Рецензии