Дело врачей


Если вы читали рассказы Шолом-Алейхема, то помните, что иногда их героем становился молодой репетитор, обучающий дочку богатого папаши. И нередко между учителем и ученицей возникали романтические отношения. Да и сам Шолом-Алейхем женился на своей бывшей ученице. Может и мне суждено повторить судьбу знаменитого писателя? Такие мысли приходили мне в голову, когда я шел на свое первое занятие, чтобы помогать по математике пятнадцатилетней девочке Лене. Она жила рядом с моим институтом.
В старинной квартире с большими окнами и высокими потолками встретила меня приятная женщина, оказавшаяся Лениной мамой. Она коротко рассказала, что Лена из-за болезни пропустила два класса и надо срочно наверстать упущенное, а я с любопытством ожидал появление моей ученицы. В комнату вошла не девочка, а вполне оформившаяся, нарядно одетая девушка, в руках у нее была тетрадка и учебник математики для 6-го класса. Она критически осмотрела мои старомодные очки и черный лыжный костюм, в котором я ходил и зимой, и летом, села за стол и в упор уставилась на меня большими карими глазами, сразу повергнув меня в немалое смущение.
- Ну, я вас оставляю, - сказала Ленина мама и вышла.
Наступило неловкое молчание. Я не знал, как Шолом-Алейхем начинал свой первый урок и вообще довольно слабо представлял себе роль репетитора.
- Лена, - нарушил я молчание, - а что ты проходила в последний раз? Какой это был класс?
- Это был шестой класс. Ты, что, студент?
- Студент, а что тебе не понятно в математике?
- Все. А в каком ты учишься институте?
- Тогда мы начнем сначала, - сказал я, игнорируя ее вопрос, и открыл учебник - вот простая задача. Она решается тремя действиями. Попробуй ее решить.
С этими словами я подвинул к ней учебник.
- Я эту задачу не решу, - сказала Лена и подвинула учебник обратно.
- Так ты ведь даже не прочитала условие задачи!
Я снова подвинул к ней учебник.
- Не прочитала. Что дальше?
Она опять подвинула его обратно. Интересно, чем она болела, подумал я.
- Лена, ты хочешь знать математику?
- Нет. Мой папа устроит в меня в любой институт без экзаменов.
- Тогда зачем я здесь?
- А я почем знаю. Наверное, тебе нужны деньги.
- Лена, сейчас же прекрати, - это вошла мама. Видимо, она была в соседней комнате и слушала наш разговор.
- Ты дала слово папе. Если ты не сдержись свое слово, папа рассердится. Ты знаешь, что будет.
- Мама, я сдержу свое слово.
Она взяла учебник и стала читать.
- Купили 5 коробок по 7 конфет и 3 коробки с пряниками. Сколько пряников в коробке, если общее количество конфет и пряников 62 штуки?
И жалобно добавила:
- Я и вправду не знаю. Помоги мне.
Она подвинулась ближе и наши плечи коснулись. Мне стало жарко.
- Ну, смотри: если мы имеем 5 коробок по 7 конфет, это сколько будет штук?
- 35.
- Так, это и есть первое действие, а сколько остается штук на пряники? От 62 надо отнять 35. Получится?
- 27.
Это вычисление она делает столбиком на бумаге, как учат в третьем классе.
- Верно, это и есть второе действие. Теперь, если пряников 27, а коробок с пряниками 3, то, сколько пряников в одной коробке? Надо разделить 27 на три. Получится, что в одной коробке...
- 9 пряников.
- Верно, это и будет третье действие. Ответ задачи - 9 пряников. Тебе понятно?
- Понятно.
- А ты боялась.
- Я ничего не боюсь, - засмеялась Лена, - это ты боишься, что... Она оглянулась на дверь, - ладно, молчу.
У нее был характерный смех.
- Теперь реши сама вот эту, похожую задачу про овец и гусей.
Я подвинул к ней учебник.
- Я эту задачу не решу, - повторяет Лена и двигает учебник обратно.
Интересно, все-таки, чем она болела? С урока я шел совершенно растерянный. Какой из меня репетитор? Значит, она слушается только отца - известного в Харькове психиатра с Сабуровой дачи.
Не все знают, что под именем Сабуровой дачи скрывалась обыкновенная городская  психбольница. Она располагалась именно в том месте, где когда-то до революции на окраине Харькова построил роскошный особняк для своей больной дочери богатый генерал Сабуров. У дочери было не все в порядке с головой, и отец считал, что тишина, свежий воздух и красивая природа помогут ей исцелиться. Там же жил врач-психиатр, лечивший его дочь. Поправилась ли она, я не знаю, об этом история умалчивает. Теперь это был лечебный комплекс зданий в черте города, где и работал отец Лены
После первого с Леной занятия стало легче, я приспособился к своей ученице, и потихоньку втягивал ее в мир математики. Принес из библиотеки книгу Перельмана «Занимательная математика», и мы оба с интересом рассматривали в ней картинки. На одной картинке был изображен поезд нескончаемой длины, все вагоны и платформы которого были заполнены продуктами и напитками. Этой картинкой Перельман наглядно показал, сколько продуктов за все жизнь съедает один человек. И когда наши головы склонялись над книгой, я чувствовал запах ее волос.
Постепенно меня стали приглашать к общему ужину, а Лена показывала письма, которые получал ее папа от вылеченных им больных. Одно письмо было написано в виде спирали. Строчки кружили вокруг листа, и письмо заканчивалось в самом центре страницы. Я втайне засомневался, что автор этого письма выздоровел. Я стал следить за собой, вовремя стригся и купил пару новых брюк. Мне представлялось, что Шолом-Алейхем одобрительно следит за моим поведением и советует: так держать.
Неожиданно все кончилось, когда в газете «Правда» от 13 января 1953 года была опубликована передовая статья "Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей". В статье сообщалось, что органами государственной безопасности раскрыта террористическая группа врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза. За раскрытие этого заговора была награждена орденом Ленина врач кремлевской больницы Лидия Тимащук.
Отца Лены уволили из больницы и он уехал жаловаться в Москву, где у него были связи. Вечером, когда я пришел на очередной урок, Лена не вышла. Ее мама сообщила, что занятия прекращаются. Она заплатила мне на один урок больше и поблагодарила за помощь ее дочке.
А через три месяца газеты и радио сообщили, что Министерство внутренних дел СССР произвело тщательную проверку всех данных по делу группы врачей, обвинявшихся во вредительстве и шпионаже. В результате проверки установлено, что врачи были арестованы неправильно, а обвинения, выдвинутые против них, являются ложными. Врачей освободили и реабилитировали. Орден Ленина у Лидии Тимащук забрали. Я ожидал, что уроки с Леной возобновятся, но ее отправили в какой-то санаторий, и я решил, что больше не увижу ее никогда.
Однако на выпускном вечере нашего института, когда начались танцы, я услышал характерный смех. Это была Лена. Моя ученица кружилась в вальсе с каким-то преподавателем, который что-то шептал ей на ухо. Лена подросла и похорошела. Наши глаза встретились, и я ожидал, что она ко мне подойдет, но она не подошла.
Повторить судьбу Шолом-Алейхема мне не удалось.


Рецензии
Удачами этого рассказа мне видятся такие моменты:

1. Опора на аналогию с Шолом-Алейхемом: сразу понимаешь содержательность героя (рассказчика): в самом деле у еврейского классика есть ряд похожих ситуаций;
2. Характерно ведёт себя юная балбеска - лентяйка: она и думать ленится,но удивляться нечему: папа, со своими связями, её устроит в любой вуз без экзаменов (сама объясняет!)- так зачем и голову себе сушить?
3. Очень достоверно описано поведение репетитора:его бросает в жар случайное прикосновение ученицы, волнует запах её волос.Он даже брюки себе новые "справил"!
4. Привлекает чувство юмора, очевидное у автора: мысль о том, действительно ли излечился психбольной, написавший врачу благодарственное письмо в виде ...спирали!

Но опять у Вас с искажением (через щ вместо ш) написана фамилия одиозной Лидии Тимашук!!!
Спасибо


Феликс Рахлин   28.11.2017 21:37     Заявить о нарушении