Конец эпохе альтернативной энергетики?

Новая администрация США выступает против глобального потепления. Избранный президент США Дональд Трамп собирает команду. Он уже выбрал людей на посты госсекретаря, министра энергетики, главы Агентства по охране окружающей среды. Всех их объединяет позиция в отношении развития традиционных углеводородов и неприятие теории глобального потепления. Судя по всему, курс экономической политики Штатов будет серьезно скорректирован.

Поддержка нефти. На днях избранный президент США Дональд Трамп заявил, что определился с кандидатурой нового госсекретаря. Им станет Рекс Тиллерсон — председатель совета директоров и CEO нефтяной компании Exxon Mobil. «Я выбрал одного из по-настоящему великих лидеров из мира бизнеса, Рекса Тиллерсона,  чтобы он стал государственным секретарем», — сообщил Трамп в своем Twitter.

Тиллерсон занимает 25-е место в рейтинге самых влиятельных людей мира, составленном изданием Forbes в конце 2015 года. Но в контексте его назначения важнее его опыт и, конечно, позиция по ряду принципиальных моментов, а именно в том, что касается развития энергетики: разумеется, он сторонник развития нефтяной промышленности.

Вскоре стало известно о том, что Трамп предложил пост министра энергетики Рику Перри — бывшему губернатору штата Техас, также поддерживающему идею развития нефтянки и высказывавшему сомнения в достоверности научных исследований, которые доказывают связь между выбросами CO2 и изменением климата. «Думаю, что есть немало ученых, которые манипулируют данными и результатами экспериментов, чтобы получить деньги на свои проекты», — говорил, в частности, Перри отмечая также, что тема глобального потепления сильно политизирована.

Советником Дональда Трампа по энергетике будет Харольд Хамм, основатель одного из крупнейших в США производителей сланцевой нефти Continental Resources. Наконец, пост главы Агентства по охране окружающей среды предложен Скотту Прюитту, который называл глобальное потепление «мистификацией» и призывал отменить Парижское соглашение по климату.

Предвыборные обещания. Подбор ключевых игроков администрации с такими однозначными взглядами на нефтяную отрасль и «зеленую» энергетику свидетельствует о том, что новый американский президент, похоже, намерен выполнить все предвыборные обещания по вопросам, связанным с энергетикой. Среди них, например, было заявление о выходе США из числа участников Парижского соглашения, в соответствии с которым страны обязуются сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

Также Трамп говорил, что вопреки политике предшественников, которые направляли огромные средства на программы по борьбе с глобальным потеплением, он займется созданием рабочих мест для населения. «Наши шахтеры должны вновь вернуться к работе… Я уберу установленные Обамой и Клинтоном препятствия и позволю продвигаться вперед жизненно важным энергетическим инфраструктурным проектам… Это множество рабочих мест и большая польза для страны...», — обещал тогда еще кандидат в президенты Америки.

Отношение самого Трампа к вопросам климатических изменений и переходу на зеленую энергетику известно, и оно однозначно. Меры по борьбе с изменением климата Трамп считает «очень-очень затратной формой налогообложения». Он не раз обращал внимание на то, что: «Изменения климата являются далеко не самым насущным вопросом национальной безопасности. Это триумф экстремизма над разумом, и Конгресс должен остановить это. Мы отвергаем программы и Киотского протокола, и Парижского соглашения, которые представляют собой только личные обязательства тех, кто их подписывал».

Напомним, после подсчета голосов избирателей и объявления победы кандидата от республиканцев рванул вверх американский промышленный индекс Dow Jones Industrial Average — инвесторы осознали, что нефтегазовая и угледобывающая промышленность только что получила свой собственный выигрыш.

Новые приоритеты. В начале декабря в прессе появилась записка руководителя Института энергетических исследований (IER) и Американского энергетического альянса (AEA) Томаса Пайла, главы переходной команды штаба Трампа, работающей в министерстве энергетики США. Там приоритеты новой американской администрации обозначены довольно четко.

Во-первых, это выход из Парижского соглашения по климату. «Избранный президент Трамп обещает аннулировать это соглашение и перестать тратить деньги налогоплательщиков на расточительные климатические программы ООН», — отмечается в документе.

Во-вторых, планируется расширение геологоразведки на нефть и газ. «В настоящее время в лизинг в целях развития энергетики сдается менее трех процентов федеральных офшорных территорий», — пишет Пайл. Но эта практика будет расширяться, в том числе на участках в Чукотском море и море Бофорта, на Атлантическом побережье США и на суше, «особенно в таких местах, как Национальный нефтяной заказник на Аляске (National Petroleum Reserve — Alaska) и на федеральных землях на западе страны».

Согласно документу, Трамп намерен также снять мораторий на сдачу в аренду участков для добычи угля, дать штатам больше в сфере «энергетического лизинга» и ускорить строительство терминалов для экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Все эти вопросы администрация Барака Обамы рассматривала медленно, но теперь многое изменится, сообщается в записке Пайла.

Радикальное изменение мнений. Пока не ратифицировала Парижское соглашение и Россия. В ряду мер, предложенных для снижения выбросов, по мнению экспертов, есть крайне спорные, прежде всего так называемый углеродный сбор. Даже американский Конгресс в своей резолюции назвал этот инструмент разрушительным для национальной экономики и населения страны. 14 ноября в Москве состоялся круглый стол «Парниковый эффект для экономики: первый год Парижского соглашения», и здесь уже прозвучало мнение о том, что отказ от ратификации Парижского соглашения не грозит России ощутимыми последствиями.

Парижское соглашение не отличается принципиально от рамочной конвенции — оно не предусматривает штрафов, не содержит конкретных мер, требований об углеродном налоге и т.п. — это просто призыв к странам не допустить потепления более чем на два градуса. Любая страна может отказаться от исполнения соглашения. Никаких экономических рисков отказ от ратификации не несет.

Президент США Трамп тоже планирует отказаться от соглашения по климату и нарастить добычу энергоносителей. Избранный президент США обещает "перестать тратить деньги налогоплательщиков на расточительные климатические программы ООН", сообщает Томас Пайл, возглавляющий переходную команду штаба Трампа. Политика новой вашингтонской администрации Дональда Трампа в области энергетики будет включать выход из Парижского соглашения по климату, расширение геологоразведки на нефть и газ, в том числе в Чукотском море, облегчение строительства терминалов для экспорта сжиженного природного газа (СПГ).

Об этом говорится в памятной записке руководителя Института энергетических исследований (IER) и Американского энергетического альянса (AEA) Томаса Пайла, добытой продемократической общественной организацией "Центр в поддержку СМИ и демократии" и обнародованной в четверг сетевым ресурсом Real Clean Energy ("По-настоящему ясная энергетика").Пайл возглавляет переходную команду штаба Трампа, работающую в министерстве энергетики США.Ди Каприо дал Трампу советы по охране окружающей среды и развитию экономики.

Отказ от соглашения по климату. В документе перечисляются 14 конкретных направлений вероятной энергетической политики администрации Трампа. Прежде всего упоминается "выход из Парижского соглашения" по климату. "Избранный президент Трамп обещает аннулировать это соглашение и перестать тратить деньги налогоплательщиков на расточительные климатические программы ООН", - пишет Пайл."Даже если администрация Трампа ничего не станет предпринимать, это означает, что из этого соглашения начнется массовый исход, - утверждает он. - На данный момент любые прежние обязательства по сокращению выбросов (опасных веществ в атмосферу) или финансированию за счет налогоплательщиков "Зеленого климатического фонда" следует рассматривать, как недействительные".

Добыча нефти и газа на федеральных землях.Далее автор документа переходит к "расширению федеральной программы по сдаче в аренду нефтегазоносных участков". "В настоящее время в лизинг в целях развития энергетики сдается менее 3% федеральных офшорных территорий, - указывает Пайл. - В частности, эта практика будет расширяться в Чукотском море и море Бофорта, а также средней и южной части Атлантики (имеется в виду Атлантическое побережье США - прим. ТАСС). Расширится аренда и на суше, особенно в таких местах, как Национальный нефтяной заказник на Аляске (National Petroleum Reserve - Alaska) и на федеральных землях на западе страны".

Добыча угля и экспорт газа.Следом упоминается о снятии моратория на сдачу в аренду участков для добычи угля, о расширении прав штатов в сфере "энергетического лизинга" и об "ускоренном одобрении (строительства) терминалов для экспорта СПГ". Администрация действующего президента США Барака Обамы "медлит с рассмотрением" соответствующих заявок, а "при администрации Трампа их утверждение будет ускорено", - обещает Пайл.

Он также подчеркивает, что для руководства переходными командами новой администрации в целом ряде профильных ведомств, включая помимо самого Минэнерго еще и Агентство по охране окружающей среды и Министерство внутренних дел, ведающее в США природными ресурсами, "выбраны давние союзники IER и AEA".

По существу обе эти организации лоббируют отраслевые интересы американского энергетического бизнеса. Институт занимается организацией соответствующих исследований, а альянс в качестве его "политического подразделения" - продвижением выгодных отрасли решений в федеральном центре и штатах страны.

Что нужно знать о Парижском соглашении по климату. Что такое Парижское соглашение по климату? Соглашение по климату было принято 12 декабря 2015 года по итогам конференции в Париже. 195 участников форума условились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на 2 градуса по Цельсию по сравнению с доиндустриальной эпохой. Ученые считают, что более значительный рост температуры может привести к необратимым последствиям для экологии планеты.

Соглашение должно прийти на смену Киотскому протоколу после 2020 года. Условием для его вступления в силу является ратификация 55 странами, на которые приходится по крайней мере 55% от общего объема глобальных выбросов парниковых газов. На Всемирной конференции ООН в Париже 195 делегаций со всего мира пришли к соглашению, что для предотвращения необратимых последствий для экологии человечеству необходимо удержать рост средней температуры на планете в пределах 1,5–2° C по отношению к соответствующему показателю доиндустриальной эпохи.

Для достижения этой цели участники соглашения обязуются:
-принять национальные планы по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу и пересматривать их в сторону усиления каждые пять лет;
-к 2020 году разработать национальные стратегии перехода на "зеленые" технологии и безуглеродную экономику;
-ежегодно выделять в Зеленый климатический фонд $100 млрд для помощи слаборазвитым и наиболее уязвимым странам.

После 2025 года эта сумма должна быть пересмотрена в сторону увеличения с учетом потребностей и приоритетов развивающихся стран. 4 ноября 2016 года климатический договор вступил в силу.Почему ученые связывают рост температуры с выбросами? В 2015 году ученые впервые в современной истории зафиксировали превышение средней температуры планеты более чем на 1° C по сравнению с XIX веком, когда началось наблюдение за изменениями глобальной температуры.

Годом ранее Всемирная метеорологическая организация сообщила о рекордно высокой концентрации парниковых газов в атмосфере за последние 30 лет.
Из этого климатологи делают вывод: именно деятельность человека — сжигание нефти, газа и угля — приводит к парниковому эффекту, который вызывает повышение средней температуры. Это значит, что для сокращения выбросов нужно, с одной стороны, внедрять энергосберегающие технологии, с другой — переходить на альтернативные источники энергии.

Полгода плохая погода: как изменение климата влияет на стихийные бедствия
Почему так важно сдержать рост температуры?

Ученые считают, что рост температуры более 1,5–2° C может привести к глобальному изменению климата, в том числе к таянию ледников и повышению уровня Мирового океана, температурным аномалиям и увеличению частоты экстремальных явлений, таких как ураганы, наводнения и засухи.
Если государства не начнут всерьез заниматься проблемой охраны окружающей среды, к 2100 году температура на планете может подняться на 3,7–4,8° С.
На сколько нужно сократить выбросы?

По оценкам климатологов, чтобы удержать рост температуры в пределах до 2° C, странам необходимо к 2050 году вполовину снизить глобальные выбросы по отношению к уровню 1990 года, а к концу XXI века — сократить до нуля.

Близок конец эпохи углеводородов? По данным аналитиков PwC, с 2000 года Россия в среднем снижала выбросы углекислого газа на 3,6% в год, Великобритания — на 3,3%, Франция — на 2,7%, США — на 2,3%. Среднегодовое снижение углеродных выбросов за последние 15 лет составило 1,3%.Однако этих усилий мало. Чтобы предотвратить необратимые изменения климата, ежегодное снижение выбросов углекислого газа вплоть до 2100 года должно составлять не менее 6,3%.

Пять стран, на долю которых приходится наибольший объем выбросов, предоставили следующие цифры по их снижению по отношению к 1990 году:

Евросоюз — 40%;
Россия — 30%;
США — 12–14%;
Китай — 6–18%;
Япония — 13%.

Разве раньше мировые державы не занимались вопросами охраны окружающей среды?
Занимались. Начиная с 1988 года международные организации, такие как Межправительственная группа экспертов по изменению климата, Всемирная метеорологическая организация и Программа ООН по окружающей среде анализировали изменение климата и разрабатывали документы по охране окружающей среды.

Последним документом, на смену которому пришло Парижское соглашение, был Киотский протокол. Однако между этими документами есть несколько отличий. Основное — обязательства по сокращению выбросов берут не только развитые страны и страны с переходной экономикой, а все государства независимо от степени их экономического развития. Кто и как будет контролировать выполнение договора?

В Парижском соглашении не прописаны конкретные количественные обязательства по снижению или ограничению выбросов парниковых газов, а также механизм контроля или меры принуждения по исполнению документа.
Предполагается, что каждое государство будет самостоятельно определять свою политику в этой сфере, а за неспособность выполнить поставленные задачи не предусмотрено никаких последствий. Документ лишь предоставляет комиссии международных экспертов право проверять информацию, предоставляемую странами об их достижениях по сокращению выбросов СО2.

Вопрос о юридической силе документа вызывает споры среди юристов. Однако, как считает специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий, в Парижском соглашении "заложена идеология: не загонять в него, а стимулировать участие, создать такие условия, чтобы у стран не появилось желания не ратифицировать документ или выйти из него".
Если соглашение было одобрено еще в декабре 2015 года, почему оно вступило в силу только в ноябре 2016 года?

Чтобы документ вступил в силу, должно пройти 30 дней после того, как под договором поставят подписи как минимум 55 стран, чьи суммарные выбросы CO2 составляют более 55% от мирового объема. Информация о том, что Парижское соглашение ратифицировало необходимое число стран появилась 5 октября. Среди них — Франция, Норвегия, Бразилия, Китай и США.А что с Россией? Россия ратифицирует соглашение не раньше 2020 года.

Процесс ратификации — это процесс подготовки к выполнению тех обязательств, которые мы принимаем сами на себя. Поэтому должны быть разработаны соответствующие документы, например национальная Стратегия низкоуглеродного развития. На ее подготовку уйдет как минимум года два... Но документ нужно еще вписать в законодательство, потребуются поправки в законы, чтобы не было никаких противоречий.


Источники и литература:

1.September 2, 2016 - Valdez, AK, United States of America - The trans Alaskan pipeline during the winter near pump Station 4 near Valdez, Alaska.
Globallookpress.com
2.September 2, 2016 - Valdez, AK, United States of America - The trans Alaskan pipeline during the winter near pump Station 4 near Valdez, Alaska.
3.http://tass.ru/pmef-2016/article/3342511
4.http://tass.ru/obschestvo/3637582
5.EPA/MAJA HITIJ
6.http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3855887
7.http://tass.ru/obschestvo/3637582


Рецензии