Жизнь, отданная за власть Советов. Анджиевский Г

            Слово о земляке.
Григорий  Григорьевич Анджиевский.

            2017 год. Сто лет назад, в 1917 году, произошли великие революционные события, которые изменили общественный строй в России. В 1922 году страна получила название Союз Советских Социалистических Республик (СССР), но, в результате новых потрясений, и это ушло в прошлое. Сегодня мы всматриваемся в столетнюю историю нашей Родины и видим, как время выявило организаторов народных масс, неистовых революционеров. Расскажу о Григории Григорьевиче Анджиевском, уроженце села Мысовое, расположенном на мысе Казантип. А услышала это имя в 1973 году, во время экскурсии на Кавказ. В каждом городе юга России: Пятигорске, Кисловодске, Минеральных водах – запечатлено имя революционера. Оно сохранено в памятниках ему, в названиях улиц, детского парка, промышленной артели, типографии, школы, завода, санатория. Экскурсовод в Нальчике интересно и воодушевлённо рассказывала о сыне рыбака из Казантипа, о становлении его судьбы на Кавказе. Условия жизни вели его к революции. В детстве лишился отца, нужда, полуголодное существование   многодетной  семьи –  вот что преследовало его изо дня в день. После смерти отца мать увезла семью из села Мысовое. Григорию удалось попасть в Темрюкское училище, но смерть матери лишает его возможности получить образование. Потянулось время, полное унижений, работа по найму – жизнь «в людях».
        Поступив работать в типографию в Ростове-на-Дону, Анджиевский знакомится с революционерами и принимает активное участие в революционном движении. В годы империалистической войны Григорий Григорьевич находится на Австрийском фронте, ведёт агитационную работу среди солдат и так убедительно, что весь 113-й запасной полк перешёл на сторону большевиков. Бывший член Пятигорского Окружного Совдепа, комиссар Георгиевского фронта И. Алешкин вспоминал: «В этом человеке чувствовалась исключительная сила воли. Он был развит не по летам, разбирался в самых сложных вопросах партийного и государственного строительства». В апреле 1917 года проводился первый армейский съезд в Тифлисе. От 113-ого полка на съезд были выбраны Анджиевский и Малыгин. По возвращении Григорий объединил революционные силы города Пятигорска вокруг большевицкой группы, куда входили Ф. Д. Пащенко, В. И. Кучура, Н. С. Янышевский. Это было начало партийной организации большевиков, которые в ноябре 1917 года подняли трудящихся на борьбу за власть Советов.  Власть Советов Народных Комиссаров была провозглашена 4 марта 1018 года на Второй сессии Терского областного народного съезда, проходившего под руководством Сергея Мироновича Кирова. 21 марта 1918 года  на заседании Пятигорского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Анджиевский был избран первым председателем Совдепа. Жизнь Анджиевского так переплелась с событиями страны, что стала своеобразной вехой в её истории. Всего двадцать два года прожил Григорий Анджиевский, но имя его при жизни было широко известно на Северном Кавказе. Трудовые люди Пятигорска,  казаки Терека, кабардинцы, балкары с уважением относились к революционеру-большевику. В конце мая 1918 года партийным комитетом и горсоветом коммуниста командировали на встречу к В. И. Ленину. Ленин одобрил работу пятигорских большевиков. Возвратившись, Анджиевский так проникновенно рассказал о встрече, о жизни рабочих Москвы и голодающих детях Рязани, о бандах и буржуях-спекулянтах, о живом интересе Ленина к жизни простого народа Пятигорска, Ставропольского края, что жители Ставрополья собрали эшелон хлеба и отослали в Москву.
        Летом 1918 года, когда на Тереке поднялась контрреволюция, Анджиевский организовал боевую коммунистическую дружину и повёл её против  Шкуро, нанеся поражение его отряду под городом Ессентуки.
        Затем была борьба с отрядами Деникина и белогвардейских генералов, угрожающих Советской власти на Тереке. После захвата города Пятигорска «белыми», Анджиевского направили на подпольную работу в город Баку. В Баку он был предательски схвачен полицией азербайджанских мусаватистов и английским патрулём и отправлен в тюрьму города Пятигорска.
        31 августа 1919 года Григория Григорьевича казнили у горы Казачка. Через год, в 1920 году газета «Красная заря» была полностью посвящена Анджиевскому, где рассказывалось многое из последних часов жизни героя. Камеру, куда поместили его, на четверть заполнили грязью и водой. Страшен он был врагу и на суде: наручники с Григория Анджиевского не сняли, на казнь вели закованным в кандалы, а сопровождала его сотня вооружённых до зубов казаков.
        Перед казнью Анджиевский произнёс слова: «… Даже мёртвый не бессилен коммунист, потому что сама смерть его призывает к борьбе и победе». Слова эти справедливы, потому что в годы Великой Отечественной войны немцы сбросили памятник с пьедестала, а люди спрятали его и после освобождения города от немецких фашистов возвратили на пьедестал.
        Я слушала экскурсовода с благодарностью за её гордость и восхищение, с какими она рассказывала о нашем крымчанине, о земляке мысовчан. Приехав в Мысовое, стала спрашивать старожилов о семье Анджиевских. Многие помнили многодетную семью. Их воспоминания я записала. Некоторые, например, А. П. Балабаевой и Л. И. Дмитренко, заверила в сельсовете. Заверяла Председатель сельского Совета Г. Н. Денисенко. «Помню семью Анджиевских,– вспоминала в1981 году Александра Петровна Балабаева. – А запомнила потому, что это была очень большая семья. Много было детей, человек десять, а мальчиков – четверо. Несчастье случилось в этой семье. Отец их то ли утонул, то ли простудился после того, как тонул, и умер. Анджиевская с детьми уехала в Темрюк, а мой отец хотел купить у них избу, она и сейчас стоит на берегу Русской бухты. Потом ещё в избе Анджиевских бы рыбтрест».
        Лука Иванович Дмитренко об Анджиевских слышал от матери: «Семья большая была, а осталась без кормильца. Они уехали, а избу у них купил Шугаев. Домик этот сохранился. Я покажу вам его».
                При Кудрявцевой Л. Г., Председателе сельсовета, был оформлен стенд с информацией о жизни и деятельности Анджиевского Г. Г., помещены фотографии.
        О большой семье в Мысовке услышала и от Шведченко Анны Емельяновны, хотя она жительница Семёновки.
        Статьи о пламенном революционере появились в газете «Под знаменем Ленина». Писали я, автор данной статьи, и М. Ф. Вольфсон.  «Он погиб молодым, – писал журналист и писатель Михаил Фёдорович, – но подвиг живёт и жить будет в веках: кто погиб за народное дело, навеки останется в памяти благодарных поколений».
              Анджиевский настолько значимая и яркая личность во время становления Советской власти, что жизнь его стала сюжетом книг: А. Першин «Из семьи неистовых», И. К. Никитин «Страницы истории», Ставрополь, 1957 г., И. З. Теплицкий, «Исторические памятники Ставрополья». В этой книге описаны памятники, посвящённые Анджиевскому разных скульпторов. Алексей Першин в 1978 году вновь издал книгу «Покой нам только снится», первая повесть которой, «Подвиг», посвящена короткой, героической жизни первого председателя Пятигорского Совета рабочих и солдатских депутатов Григория Анджиевского.
         Жители Мысового с интересом слушали сообщение о Григории Григорьевиче, доброжелательно встретили предложение, увековечить имя своего земляка на  его Родине.
             С 1981 года Никитский сад шефствовал над озеленением нового города. Привезли саженцы пирамидального тополя. Я предложила высадить их вдоль дороги от городка энергостроителей к Мысовому, к месту, где был дом Анджиевских, и назвать аллеей Анджиевского.  На месте его дома у моря  сделать сквер с мемориальной доской. Либо набережную назвать его именем. Вопрос разрешился 19 марта в 1987 году. Исполком Мысовского сельского Совета народных депутатов решил: «Увековечить имена славных земляков, переименовав в селе Мысовое улицу Морскую на улицу имени Григория Григорьевича Анджиевского и улицу Виноградную в селе Семёновка на улицу Лидии Шведченко». Дата и подписи.
         Чтобы это стало исторически верным и возможным, проведена большая поисковая работа с 1981 года: встречи со старожилами, переписка, поездки. Взяты достоверные сведения из государственных источников. Это церковная метрическая книга установленного образца 1897 года. Сведения из областного Архива Загса города Симферополь. Документы из Государственного архива Ставропольского края, из Пятигорского музея краеведения.
         Богата наша земля замечательными людьми: сильными, надёжными, настойчивыми. Их мужеством и верностью сильна она. Историю менять нельзя. Святая обязанность живущих помнить и продолжить  добрые дела потомков. Быть достойными преемниками.

Память
• Первый бюст Г. Г. Анджиевского (скульптор Л. К. Шодкий) был установлен в 1924 году в центральной части Пятигорска (на месте современного кафе «Рома Пицца» у трамвайной остановки «Цветник»).
• В 1926 году в Пушкинском сквере напротив Пятигорской грязелечебницы, на проспекте Кирова,  был открыт новый памятник
Г. Г. Анджиевскому (скульптор Г. Н. Валуйский). Позднее сквер переименовали в сквер имени Анджиевского.
• На месте казни революционера (гора Казачка) установлен обелиск (архитектор Б. П. Светлицкий).
• В 1957 году бюст Г. Г. Анджиевского установлен в городе Минеральные воды.
• Достопримечательности Пятигорска включают памятные места, связанные с пребыванием Анджиевского: здание солдатского госпиталя, где С. М. Киров встретился с И. В. Малыгиным и Г. Г. Анджиевским (ул. Рубина ); здание, где в 1917 году помещался Комитет солдатских депутатов, возглавляемый Анджиевским (проспект  Советский, 15); здание, где в 1918 году помещался первый Совет депутатов города Пятигорска, проводился под председательством Анджиевского (ул. Крайнего, 41).
• В честь Анджиевского названы: посёлок городского типа в Минераловодском районе, санаторий в городе Есентуки, улицы в городе Минеральные Воды, в микрорайоне Рождественском города Невинномыска в городе Темрюке.
• Г. Г. Анджиевскому посмертно присвоено звание Почётного гражданина города Пятигорска.
• Названа улица Г. Г. Анджиевского в селе Мысовое. Казантип. Ленинский район, 1987 г. Малая Родина героя.

г. Щёлкино
30. 01. 2017 г.


Рецензии