IV - Итальянские мотивы - 2016

"ЗДЕСЬ БЫЛ ОСЯ..."


- Прилетаю я на Таити… А вы не были на Таити?
(из м/ф "Возвращение блудного попугая")


          Самая страшная болезнь нашего времени (на мой взгляд), которой подвержена подавляющая часть современных туристов и путешественников, это -  неприменно, побывать в рекламируемых местах, отметиться и поставить галочку ("и я там был, мёд-пиво пил..."). Каюсь: нас эта болезнь также не обошла стороной. Несмотря на то, что мы сознательно выбрали не "турпутевку", а индивидуальный маршрут. Чтобы не бегать за гидом как стадо баранов, а быть предоставлеными самим себе. Но для того, чтобы поездка получилась плодотворной, необходимо заранее проштудировать кучу самой разнообразной информации с тем, чтобы составить грамотный план, исходя из личных пристрастий и тех приоритетов, что отражают вашу шкалу ценностей.


           "Нельзя объять необъятное"... И - тем не менее - мы решили поделиться тем, что представлялось главным для нас и без чего, считали бы свою поездку неполноценной. Да, конечно: хотелось бы охватить намного больше, но как гласит мудрая таджикская поговорка: "Курпачаба нигох карда поя дароз мекунанд", примерный аналог которого соответствует русской: "По одёжке протягивай ножки". В частности, руководствуясь афоризмом моего  друга "Жадность - залог здоровья", я сознательно отказался от приобретения билетов в Галерею Боргезе. Зато, не смог устоять перед тем, чтобы пропустить Галерею Уффици. Словом, мы вынуждены были исходить из нашего скромного бюджета.
       И первое, куда мы решили двинуть свои стопы после Ватикана - это фонтан Треви.


Дабы не пересказывать всё по-новой на свой лад, я прибегну в проверенному способу и приведу короткие выдержки из "Википедии":


"Фонтан Треви (итал. Fontana di Trevi) — самый крупный фонтан Рима, высотой 25,9 м и шириной 19,8 м.
Этот фонтан в стиле барокко был построен в 1732—1762 годах архитектором Николой Сальви. Он примыкает к фасаду палаццо Поли (итал. Palazzo Poli), второй этаж которого в 1830-х гг. снимала княгиня З. А. Волконская.


       Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, и поэтому фонтан кажется ещё грандиознее. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Океан, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и гиппокампы. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними — барельефы.
           На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим, и акведук, так же как и источник, получил название Acqua Vergine (Acqua — вода, Vergine — девственница).
        Существует поверье, что человек, бросивший в него монетку, приедет в Рим ещё раз. Две монеты — любовная встреча. Три — свадьба (бракосочетание). Четыре монеты — богатство. Пять монет — разлука. Денежная сумма, которую ежегодно «вылавливают» коммунальные службы за год, достигает 700 тыс. евро"


 - Блин: на пять монет у меня не хватает... - разочарованно произнес я, глядя на супругу.
 Лена оценила эту шутку как неудачную.


       "Представительница княжеского рода Белосельских - Зинаида Александровна Волконская - родилась в семье князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского и Варвары Яковлевны Татищевой в Дрездене, где её отец был посланником при Саксонском дворе. Матери своей Зинаида лишилась рано и была воспитана со своими сестрами, Натальей и Марией, отцом, человеком образованным, известным меценатом, от которого она унаследовала любовь к науке и искусствам.
        В 1808 году, будучи фрейлиной, она состояла при королеве Луизе Прусской. Выйдя 3 февраля 1811 года замуж за егермейстера князя Никиту Григорьевича Волконского, она вместе с мужем и родившимся в 1811 году сыном Александром сопровождала Александра I во время его заграничных походов, побывала в Лондоне и Париже, где стала известна своим сценическим и музыкальным дарованием, исполняя на сцене частных театров оперы Россини, блистала на Венском конгрессе, позднее — на Веронском. С этого времени установились между нею и Александром I дружеские отношения и началась переписка, продолжавшаяся до его смерти.
       В конце 1824 года переехала в Москву, в дом своей мачехи княгини А. Г. Белосельской, урожд. Козицкой, на Тверской, и дом этот скоро стал центром умственной и артистической жизни «грибоедовской Москвы». Московский дом З. А. Волконской на Тверской улице, хотя и перестроенный, существует и известен под старым названием «Елисеевский магазин». Красота, ум и образование княгини, её чудный контральтовый голос и особый, присущей ей дар привлекать к себе сердца собирал на её музыкально-литературные вечера и театральные представления не только московскую знать, но и профессоров, художников и музыкантов.
       В её салоне собирались многие известные писатели: Пушкин, Баратынский, Мицкевич, Веневитинов, Девитте. Самой известной характеристикой Волконской и её салона стала фраза П. А. Вяземского из письма А. И. Тургеневу, о «волшебном замке музыкальной феи», где «мысли, чувства, разговор, движения — всё было пение». Лучшие поэты посвящали ей свои творения. Она и сама писала на русском, французском и итальянском языках, Пушкин именовал её «царицей муз и красоты», также её называли «Северной Коринною».


        Страстная любительница музыки, она устроила у себя не только концерты, но и итальянскую оперу, и являлась сама на сцене в роли Танкреда, поражая всех ловкою игрою и чудным голосом: трудно было найти равный ей контральто. В великолепных залах Белосельского дома оперы, живые картины и маскарады часто повторялись во всю эту зиму, и каждое представление обставлено было с особенным вкусом, ибо княгиню постоянно окружали итальянцы.
        После восстания декабристов положение Волконской осложнилось. В 1826 году Зинаида Волконская устроила проводы в Сибирь жён декабристов — Е. И. Трубецкой и М. Н. Волконской (жены брата Никиты Волконского, её мужа), чем вызвала неудовольствие властей.
        В то же время она под влиянием иезуитов перешла в католичество (была прихожанкой храма св. Екатерины в Петербурге) и вслед за этим получила от императора Николая Павловича разрешение отправиться за границу; имение её было переведено на имя сына.


        В последние годы жизни Волконской овладело мрачное мистическое настроение. Скончалась она 24 января 1862 г. и похоронена в Риме, в церкви св. Викентия и Анастасия, на площади Треви, вместе с мужем и сестрой Марией Александровной Власовой (1787—1857). Если верить преданию, то причиной смерти стала простуда, полученная княгиней после того как она отдала на улице своё пальто замерзающей нищей женщине. Она всегда отличалась состраданием и благотворительностью, а в конце жизни помощь страждущим стала для неё чуть ли не навязчивой идеей.
       В Италии помнят русскую княгиню, которую римская беднота называла Благочестивой, и даже сохранили имя Зинаиды Волконской в названии одной из улиц Вечного города.


       Откровенно говоря, я не мог себе представить, что какой-то "бассейн с фонтаном" может так тебя заворожить и влюбить в себя с первого взгляда. Просто, стоял как заколдованный и не мог оторвать глаз.
      - Лена, давай сфотографируемся вместе на фоне... - начал было я.
      - Ни за что! - категорично отрезала моя вредина. - Терпеть этого не могу.
      - Ну тогда щёлкни меня! Приеду - буду хвастаться перед друзьями.


                Весь оставшийся вечер был посвящен бесцельной прогулке по узким и уютным улочкам Рима. Наверное, первый раз в жизни мы брели туда, куда глаза глядят, предаваясь беззаботному отдыху. И догадались, что по-настоящему этот город просыпается к жизни с наступлением сумерек: куда ни кинешь взгляд, всюду сверкающие разноцветными огнями гирлянды вывесок небольших ресторанчиков, кафешек и пиццерий, смех и многоязычный говор местных и туристов, и самое поразительное - очень мало автомобилей и прочего транспорта. Зато, мотоциклов и скутеров невероятное количество.


            Поздним вечером, по пути к гостинице, мы наткнулись на супермаркет. Было принято решение: прикупить здесь бутылочку вина и что-нибудь к легкому ужину. Лена не смогла устоять перед оливками и сыром моццарелла, ну а я предпочёл пиццу со шпинатом и вяленые томаты.
           За день накопилось немало впечатлений, которые следовало переварить. К тому же, наутро нас ждал новый маршрут, составленный накануне: Санта Мария Маджоре, Сан Петро ин Винколи, Колизей, Форум Траяна и площадь Венеции. Так что утомленные путешественники благоразумно рухнули в кровать.


Рецензии