Рецепты здоровья и долголетия от Иваныча

  (полезный рассказ)
 
      Знакомство с Иванычем состоялось давно. Тогда ещё не
думалось о годах пенсионных; ощутимо затягивала работа, а
житейские планы - в русле их воплощения - не давали передышки.
      Погода в тот день резвилась весенняя: в небе из-за
клочковатых облаков игриво щурилось солнце, набирая высоту;
ветки деревьев тяжелели под полнеющими почками, а птички
соревновались в прыти и голосистости. От луж ночного дождя
тянуло приятной сыростью.
      Я сидел на скамейке, пристроенной возле аллеи, тянущейся
меж домами нашего микрорайона. Мельком любовался
раззадорившейся природой и обдумывал результат недавней
деловой встречи...

      На этого мужчину не обратил бы особого внимания, но -
привлекли глаза! На фоне идеально белых, искрящихся на солнце
реденьких седин, они выглядели не просто молодо, а с оттенком
брызжущей юности. Так смотрят подростки в пору своего
цветения-созревания. Вот этот контраст – возрастных седин и
юношеских глаз – и привлёк моё мимолётное внимание.

      Мужчина не торопясь, размеренно, прошествовал мимо и я,
глядя вслед, машинально отметил его кряжистую, довольно-таки
спортивную стать. Эпизод этот так бы и забылся через минуту,
но мужчина, дойдя до края аллеи, развернулся, подошёл ко мне
и, извинившись, вежливо попросился присесть рядом.
      Приятный грудной голос, без всякой хрипоты, и лёгкий
запах дезодоранта дополнили возникшую к человеку симпатию:
      - Конечно, присаживайтесь, - радушно расшаркался я.
      Мужчина тут же представился, протянув руку с умеренно
крепким пожатием. Я слегка растерялся – то ли имя назвать, то
ли отчество - остановился на первом.
      И мы разговорились...
      
      То, что услышал уже в начале беседы, меня просто сразило
– мужику недавно “стукнуло” 92 года!
      - И как Вам это... удалось, - сдерживая заикание, выдавил
я, чувствуя растущий интерес к неординарному человеку –
назвать его стариком просто язык не поворачивался.

Иваныч широко улыбнулся:
- А система у меня есть, своя, выстраданная, вымученная
годами. Система здорового образа жизни...
- Своя? – подивился я, припоминая, что таких систем
немало.
- Да, своя. По-другому и не может быть, - уверенно
развивал мысль мужчина. – Основана она на известных вещах,
только подход индивидуальный, поскольку организм, понятное
дело, уникален у каждого человека. И тут шаблонов не должно
быть: полезное для одного, может, обернуться неприятными, а то
и роковыми последствиями для другого. Чтобы такого избежать, в
моей Системе я руководствуюсь универсальным принципом: слушать
себя, свой организм, его реакцию на оздоровительную процедуру;
ритм и интенсивность её нагрузки. И на этой основе принимать
решение о целесообразности самой выбранной процедуры, так и её
тяжести.
- То есть главный принцип контроля в вашей системе –
слушай себя, оценивай своё самочувствие по ходу тренировки? –
подытожил я.
- Истинно так, - кивнул Иваныч.
- Ну, принцип логичный, но... интересно-интересно! –
заёрзал я на скамейке. – Не поделитесь ли...
- Поделюсь, - в ответ на мою заминку, тепло улыбнулся
Иваныч. – Только болтливый я, не могу коротко. Предпочитаю
дополнять сказанное жизненными примерами: тогда доходит лучше.
- Ну, и отлично! – оживился я совсем, вспомнив, однако,
что поджимает время. – И как бы нам встретиться и обговорить,
а то и записать...
- Нет вопросов, - выпрямился мужчина. – Приходите ко мне
на чай в удобное вам время. А живу я рядом... – указал он
рукой на дом, что высился в конце аллеи, с правой стороны.

Так началось моё общение с интереснейшим человеком,
прожившим непростую жизнь, опыт которой воплотился в его
оздоровительную систему. Она не оригинальна по базовым
принципам, но интересна своим воплощением. А в деталях, как
говорится, черти прячутся.

                ***
Наше знакомство растянулось на несколько лет. В свободное
время, предварительно созвонившись, я познавал систему Иваныча
в беседах за чашкой чая.
Жил он в трёхкомнатной квартире на девятом этаже с женой
Марией. Была она старше мужа на год и, что говорится,
органично его дополняла. С добрым открытым, чуть морщинистым,
лицом, плотно сбитая, поворотливая, своего возраста никак не
проявляла. И глаза! Как и у Иваныча, они отблескивали чистотой
и скрытой улыбкой. Да и атмосфера в этой семье царила
благожелательная, приветливая, так что уходил я оттуда всегда
в приподнятом настроении.
А что же система Иваныча?... Распишу её, как беседу с
короткими примерами из жизни долгожителя. В них отражается его
отношение к тем или иным сторонам жизни нашей.

                ***
В целом, Система выглядит, как общеизвестная.  Это отказ
от всех вредных привычек, как-то: курение, алкоголь,
праздность, леность и иное в этом духе; умеренные, но
системные физические нагрузки; закаливание; гармоничный режим
активности-труда, отдыха и сна; психологический комфорт;
любимое занятие-хобби и – эротика, секс!
Как видно, есть и изюминка, которую обычно пропускают
популяризаторы здорового образа жизни – интимная часть! И о
ней поговорим в своём месте.  А пока о вредных привычках...

Курить  Иваныч пробовал ещё в школе, церковно-приходской. 
И как не попробовать? Те, кто уже тайком дымили в школьной
уборной и за углами, воспринимались малышнёй “героями” и почти
взрослыми. Затянувшись первый раз, юный Иваныч с трудом вникал
в чём прелесть табака. Дыхание перехватило, во рту загорчило
до кашля. Однако виду не подал и эксперимент продолжил. Как бы
оно кончилось, но учитель-священник вовремя внушил детям, что
курение – большой грех! Он проникновенно рассказал, как не раз
приходилось причащать людей, умирающих от истлевших от табака
лёгких. Как они страдают при этом... Юного Иваныча эти примеры
просто сразили! С дрожащим голосом он потом выпытывал у
учителя, признавшись в “грехопадении”, не умрёт ли на днях?
- Если сейчас же бросить, то душа и тело очистятся и
надёжда есть, - лукаво улыбаясь, потрепав мальчика за волосы,
обнадёжил батюшка-учитель.
И с тех пор ни-ни! Вот что значит вовремя повлиять на
юную душу. Это к слову.

- Молодёжи свойственна беспечность, мол, здоровье
позволяет баловаться сигаретой. А проблемы от курения?... Так
до старости ого-го как далеко. Я же за свою долгую жизнь
насмотрелся на тех, кто докурился до ампутации ног, от сужения
сосудов, вызванного табаком; кто слёг от инфарктов и иных
сердечных болезней; а уж умерших от рака лёгких, так и пальцев
не хватит сосчитать. А сколько красавиц, вместо юной свежести,
дожились уже к тридцати годам до серого, землистого цвета
лица...

                ***
С алкоголем было сложнее...
Родился Иваныч в начале 20-го века в зажиточной
крестьянской семье, в Курской губернии. Своё благополучие
наживали ежедневным тяжким трудом. Почитали Бога и его
заповеди, ходили в церковь. Поэтому “винные дела” не
приветствовались – некогда было за трудами и заботами. Да и
грех это – пьянство. Ну, разве что винца чарочку выпить в
большой христианский праздник, как кровинушку Христову.

- При царе, если сравнить с сегодняшним днём, так и вовсе
не пили, - размышлял Иваныч.- Вот вычитал я, тогда потребление
спиртного на душу в год было чуть более 2-х литров. А
сейчас?...  Последняя статистика: пьют в России по 10 литров в
год на душу! При этом кое-кто внушает, что русским пьянство
досталось через гены. Враки всё. Я специально покопался в
истории и нашёл полное опровержение этих домыслов. Приведу
только несколько примеров. В средние века, во времена Руси, у
нас по большим торжествам пили медовуху, пиво и бражку. То
есть, как сейчас говорят, слабоалкогольные напитки. А в это
время в Европе уже принимали законы о всяких запретах,
связанных с пьянством, поскольку вино лилось рекой. В
европейской мифологии есть боги вина: греческие - Дионис,
Вакх, Бахус и римский Либер. У наших предков нет никакого
упоминания о таких богах. Вино в древнюю Русь  приходило с
Запада и Востока, сами ещё не делали. И пили его только
знатные люди, да не в будни, а по знаменательным поводам.
Отмечу ещё “питейные бунты” в 19 веке. Тогда простой люд
требовал закрытия питейных заведений! Да и приглашали у нас
“на чай” с самоваром, а не на пивко или водку потребить. Во, как
было...

И всё же пришлось соприкоснуться с этой заразой, правда,
уже после Великой Отечественной, - грустно делился Иваныч. –
Тяжёлое было время. Отвоевав своё механиком в лётном полку,
прибыл я в родное село. А там разруха! Уехал на заработки в
Донбасс: тут разворачивалось такое строительство, что рук
рабочих не хватало. И здесь, начиная с хрущёвского правления,
когда вожжи государственные слегка ослабли, народ стал часто
прикладываться к стакану гранёному!
Апогей пришёлся на брежневский застой. Мне иногда
кажется, что пьянка и разрушила Союз. Пили везде и всюду, на
всех уровнях, а работали для галочки. Вот и пошли дефициты,
очереди. А тут и горбачёвская “пересрайка” подвалила, и пошло-
поехало...
За свою жизнь насмотрелся я на результаты работы
“зелёного змия”, - с грустью смотрел вдаль Иваныч. – у моих
друзей закадычных, товарищей по работе, сколь родных
отправилось в могилу не ко времени. У того брательник по пьяни
утонул; у другого семья просто вымерла; третий чем и у кого
только не лечился, да так и умер во цвете. А сколько веточек-
уродцев родилось в “загульных” семьях, обрывая ветвь рода!
Полегло немало и друзей-товарищей от этой змеюки.

  Вот, была у меня соседка, симпатичная бабёнка, только
перевалило за сорок; многодетная мать. Загулял у неё как-то
муженёк и сгинул в неизвестности. И, как ведётся у некоторых,
стала женщина-мать заливать своё горе водкой, самогоном, всем,
что горит. Не раз и меня заманивала в компаньоны. Пытался её
отговаривать, беседы проводил. Однако не поддалась баба. Как
она умудрилась за год заработать цирроз печени!... В голове не
укладывается. Так и схоронили молодой да красивой. А детей
поместили в детдом. Так то...

  Тут отметил бы дурную пословицу: кто не курит и не пьёт, тот
здоровеньким помрёт! Да, здоровым и в свой срок, отведенный богом.
А пьющие и курящие умирают до срока, часто в болезнях и муках. 

И задумался я как-то: зачем люди пьют водку? - грустно
размышлял Иваныч. - Не алкоголики, конечно: они больные, с
ними понятно. А, вот, “умеренно потребляющие”. Да чтобы, как
говорят сейчас, “кайф” словить, настроение поднять и
поговорить по душам с “партнёром”. И приметил я, что “кайф”
длится несколько минут. Дальнейшие граммы сначала отупляют, а
потом – уже при большом количестве – опускают до
невменяемости. После такого “отрыва” вариант один: упасть где-
нибудь - желательно не в грязюку, а в свою кровать - и
мертвецки уснуть. На следующий день – депрессия, в лучшем
случае, а то с ней и головная боль, тошнота, сухость во рту,
душевные терзания от своего “срыва” и полное забвение всяких
мыслей о вчерашней “откровенной” беседе. И какой затем
работник из тебя?... Возникает вопрос: зачем такое? Не лучше
ли чаёк!... Тут и разговор плодотворный, и время не зря
потеряно, и голова с душой в ладу, хоть к вечеру, хоть с утра.
Работа спорится! В общем, никаких последствий и бед.

Особо хочется коснуться пива. Как и курево, не мог понять
и не понимаю сейчас, с какой надобности потребляют этот напой.
Если хочешь “забалдеть” – так лучше водки: и пить меньше и
действует эффективнее. С точки зрения вкуса – горькое. Во
много раз лучше и полезнее кваску или соку выпить. И
потребляют пивко многие, даже школьники. Пьют литрами. Главная
опасность пива – толкает оно к водке. Это первый шаг к
алкоголизму, причём незаметный такой. Да и учёные установили,
что будто безобидное “пивко” – враг здоровью, поскольку пьют
его всегда помногу, без меры. Перегружают нутро, печень,
отсюда и болячки.

Благодаря крепкой духовной основе, Иваныч так и не
пристрастился к дурманящим напоям, хотя “совращали” мужика и
не раз.
- Что, вообще не?... – подивился я.
- Вообще! Поскольку вопрос принципа, - твёрдо ответил
Иваныч.
                *** 
Очень важен ритм жизни: пробуждение, активность-труд,
сон. Засыпать Иваныч старается часа за два до полуночи.
Ужинать тоже часа за два до сна, и еда должна быть лёгкой для
желудка, ни в коем случае не наедаться. Впрочем, о еде –
разговор отдельный, ввиду её важности для здоровья.

      Также полезна, по Иванычу, за час до сна физическая, с
умеренным напряжением, нагрузка. Причём любая. Например, если
времени маловато, можно попрыгать на месте, покрутится с
махами рук; присесть столько раз, что бы сердце забилось
ощутимо или поотжиматься – от стола, пола, стула - до того же
уровня сердцебиения. А если есть время, то неплохо бы
прогуляться по свежему воздуху, так с полчасика.

      - Люблю я такие прогулки, - мечтательно блестел глазами
Иваныч. – Вечерами встречи бывали неожиданные, иногда
забавные. Помню, раз подбегает ко мне юная особа,
разгорячённая от волнения, и просит, чтобы я представился её
отцом! Мол, мне нужно отбиться от настырного воздыхателя. И
такой, как вы... солидный мужчина,  поможет остудить его,
разъясняла девица. Ну, давай, согласился я. Тут же подбегает
не менее взволнованный ершистый молодец под два метра ростом и
к ней. Ну, думаю, влип. А она жмётся ко мне и кричит ему в
лицо, мол, это мой папа. Кстати, отставной начальник областной
милиции. Так что не вздумай!...
Молодец подозрительно осмотрел меня сверху вниз,
перекривился и, на удивление, шустро исчез. Оказалось, он из
бывших зэков, а у них аллергия на ментов, даже на бывших.
В знак благодарности, она меня так сердечно чмокнула, что
до сих пор помню сладость губ её... – с лучами в очах закончил
отступление Иваныч.
Я только восхищённо помотал головой!

                ***
- Вот вы упомянули сердцебиение, - пытал я далее. –
Растолкуйте подробнее, как по пульсу сердца контролировать
степень нагрузки?
- Я не сторонник, чтобы оздоровляться с секундомером,
высчитывая после каждого упражнения количество ударов сердца в
минуту. Но, вначале нужно приноровиться и посчитать пульс с
часами. В дальнейшем, по мере тренировок, по самочувствию и на
глазок нужно определять этот самый пульс. Если сердце
колотится как трактор на морозе, в голове жар и, не дай бог,
подташнивает – значит, излишек нагрузки. Если же сердце
отзывается чуть-чуть и в глазах совсем светло, то явный
недобор. Так что тут важна та самая, золотая середина, которую
и нужно научиться определять лично для себя.

Перед сном обязательно, хотя бы минут пять, проветрить
спальню. Ощущение чистого, прохладного воздуха – уже
способствует полноценному сну.
- Хороши зимой проветривания! – делился Иваныч. – Комната
наполняется морозным воздухом, отчего появляется ощущение
кислорода. Затем ныряешь под одеяло, и процесс согревания тела
дополнительно толкает к быстрому засыпанию.

И это не всё: полчаса перед самым сном, уже в постели, я
читаю книжку. Телевизор не смотрю, поскольку тут получасами не
отделаешься, да и напрягает он зачастую как кинофильмами, так
и развлекательными программами. После них сны снятся
навязчивые. Иногда до того реальные, что средь ночи проснёшься
и думаешь: явь это или сон? Как правило, если посмотришь
детектив или боевик, то обязательно во сне тебя или кого-то
будут убивать или резать. И тогда маешься уже ночью и
крестишься, что всё сон, но головная боль поутру обеспечена.
Бывает, приснится светлое, хорошее. И тоже, очнёшься
средь ночи и до утра жалеешь, что лишь сон это. Так что лучше
книга, она не так впечатляет.

Время сна. Оно должно быть таким, чтобы выспаться, но не
переспать. Тут Иваныч рекомендует несколько потретировать себя
и научиться вставать часам к шести, что соответствует
восьмичасовому сну, если засыпать около десяти вечера.
- Летом хорошо, - пояснял Иваныч, - к шести уже солнце
встаёт и настырно будит. А зимой сложновато – темень ещё, все
спят, окна в соседних домах чернеют. И тут нужно поднапрячься.
Со временем вырабатывается привычка, и встаёшь легко: спал-то
аж восемь часов!

Появился и свой, неоднократно опробованный, принцип 
скорого засыпания и глубокого сна: чтобы хорошо спать, нужно
умеренно уставать! Если целый день ничего не делать, валяться
на диване и смотреть телевизор – то какой тут сон? Тяжёлая
работа, переутомление – тоже вредны. Отчего  и условие,
особенно, для ведущих сидячий образ жизни: за час до сна
физически нагрузиться, умеренно, конечно.

Был у меня случай с ранним подъёмом...
Тогда я только начинал жить по Системе. Боясь проспать –
а всякие будильники не признаю в принципе, и дело было осенью
– я периодически просыпался ночью, включал ночник и пялился на
стенные часы. Что-то не так доглядел и встал - в четыре часа.
Сделал обычную зарядку, разбудил жену. Тут и выяснился мой
прокол. Я было расстроился, а жене стало весело! Она у меня
молодец, не даст пропасть и всегда поддержит.

И далее: спать нужно без одежды, любой - голым! Всякие
там майки, трусы, тем более пижамы – не дают телу нормально
дышать и отдыхать; давят – особенно резинки и складки белья.
В какой позе лучше спать? В той, которая удобна. Говорят,
на левом боку нежелательно спать, поскольку тут появляется
нездоровая нагрузка на сердце. Да, при сердечных проблемах так
оно и есть. Тут лучше правый бок и спина. Но если сердце в
норме, то устраивайтесь в постели, как удобно. Лично я за ночь
опробую все варианты.

                ***
Ну и, конечно, после сна – зарядка! Тут Иваныч выделяет
знаковый момент: она различна для людей работающих и тех, кто
уже на “заслуженном отдыхе”. У первых – дефицит времени, у
вторых – его побольше.
- Работа есть работа, - отмечает Иваныч. - Даже сидячая
требует физических нагрузок, связанных, скажем, с прибытием к
месту работы. Тут и пробежки, и толкотня, и стояния, и
лестницы. Поездка на личном транспорте тоже требует
напряжения. Отсюда и цель зарядки у таких людей – разбудить
организм, привести его в рабочее состояние. Для этого много
времени не нужно, минут пятнадцать-двадцать.
     - Какие делать упражнения, - задаю по ходу понятный
вопрос.
     - Каждый должен опытным путём определить для себя и
перечень упражнений, и количество повторений. Не забывать
только про цель зарядки – разбудить мышцы, сердце и все
системы организма. То есть задействовать надо всё: руки
(плечи, кисти, пальцы), ноги, шею, поясницу.

      Вот, случай со мной, - рассказывал Иваныч. - Вычитал я 
блистательную систему упражнений, которой пользовалась одна
голливудская кинозвезда. И как не попробовать, ведь в свои
пятьдесят она выглядела на двадцать.
      Уже на первых упражнениях я “растянулся” по двенадцать
раз так, что потом целый день ходил буквой “г”. Подумав, я
подстроил эти упражнения под себя: не так глубоко и сильно
“гнулся-тянулся” и делал по шесть раз. Некоторые упражнения,
например, с гантелями, выкинул вообще. Добавил свои. И польза
наметилась очевидная.
      Пробовал я как-то по утрам только отжиматься, причём, как
можно дольше. Почему-то голова потом побаливала, и в пояснице
постреливало целый день. А друг мой, наоборот, считает, что
такое упражнение заменяет все! Так что подбор упражнений
индивидуален. Главное, слушайте свой организм и
подстраивайтесь под него.

                ***
      - Когда я ушел на полную пенсию – то есть перестал
работать – я ввёл для себя не просто зарядку - а своеобразную
утреннюю тренировку! – продолжил Иваныч.
      - Это как? – ахнул я. – С утра, после сна, когда ещё и
глаза не разлепились?
      - В самый раз так. На пенсии время, слава богу, есть, да
и встаю раненько, в районе шести часов. Но у этой тренировки
есть свои особенности: первые упражнения – эдак, штук с
десяток – разминочные. Потягивания, махи руками, тряска
кистями, попрыгивание, разные наклоны. Очень полезны
упражнения для шеи: повороты в стороны, вверх-вниз, в бока и
кручение по и против часовой стрелки. Через шею проходят
крупные сосуды, которые питают мозг кровью, отсюда и значение
этих упражнений.

      Что касается остального, то тренирую те мышцы тела,
которые считаю нужным усилить, натренировать. Тут использую
тяжести - гантели, гирю, пружинный и резиновый эспандеры.
Здесь всё же учитываю, что утро это, время после сна. Поэтому
тяжести выбираю умеренные: главное, чтобы нужная мышца
напряглась, вошла в тонус, а не просто проснулась, например,
мышцы ног при приседании; бицепсы и трицепсы рук; пресс
живота.
Где-то через неделю, состав упражнений меняю, чтобы не
надоедало, и охватить разные мышцы. Кроме того, у меня есть
шведская лестница с турником и брусьями. На лестнице делаю
растяжку позвоночника, вися эдак с минуту. Подтягиваюсь, делаю
упражнения для пресса. Количество повторений, как уже отмечал,
выбираю по пульсу и самочувствию.
В эту же тренировку, входит и бег. Километраж и скорость
выбираю, опять же, из уже указанных критериев. В плохую погоду
хожу по ступенькам: дом о девяти этажах, так что есть, где
разогнаться.
- Неужто, погода для вас так важна? Любители бега,
говорят, что дождь, снег им не помеха, - слегка съехидничал я.
- Так то ж бегуны, - спокойно парировал Иваныч. – Для них
бег – основное, а у меня это только упражнение в Системе,
наряду со ступеньками.
- И на всё времени хватает? – поразился я.
- Благодаря чередованию: неделя тяжести, неделя  бег или
ступеньки, вполне хватает. На весь комплекс утренних
упражнений выделяю чуть более часа.
- А-а, - понятливо кивал я головой, готовясь слушать
далее.

                ***
А далее водные процедуры, цель которых – закаливание и
окончательное приведение организма в “боевую готовность”.
- Перепробовал я всё: холодный и ледяной души и ванны;
моржевание и контрастный душ. На последнем и остановился.
Почему?...  Закалка – это быстрая реакция организма на смену
температуры, которая выражается в сужении-расширении сосудов.
На холоде сосуды сужаются, чтобы тело отдавало меньше тепла.
При жаре наоборот – сосуды расширяются, чтобы организм
эффективнее отдавал тепло, дабы не перегреться.
И тут контрастный душ - когда поливаешь себя, поочерёдно,
то ледяной, то горячей водой - тренировку мышц сосудов на
сужение-расширение выполняет наиболее эффективно. Естественно,
разницу температур холодной-горячей воды нужно увеличивать
постепенно. Эту “постепенность” каждый определяет методом проб
по самочувствию, но лучше не спешить ставить “рекорды”. Чтобы
не отягощать себя измерениями температуры, начинаю я
“баловаться” контрастным душем с лета. Естественное уменьшение
температуры воды к зиме, мне вполне подошло.

А моржевался я поначалу успешно, но...
- О, можно здесь подробнее, - вклинился я в рассказ.
- Во-первых, не вписывалось в Систему, поскольку нужен
рядом водоём и мороз, зима. Во-вторых, быть моржом, почти то
же самое, что, скажем, альпинистом: не каждому дано и риск для
здоровья. Хотя ощущения аховые! Вылезаешь из проруби – кожа
горит, внутри всё сжато в комок, но ты на высоте ощущений:
прохожие и зеваки, кутаясь в шубы, смотрят на тебя с
восхищением. Растираешься полотенцем, набрасываешь на себя
чего-нибудь тёпленькое и будто в рай попал! Однако где-то дал
маху, переохладился, и, было, слёг с бронхитом на недельку.
Так что быть моржом – дело серьёзное. Заниматься им нужно
системно и уделять много времени.
Однако крещенские окунания в проруби, для меня святое! Не
пропускаю никогда. Новичкам рекомендую без подготовки не
плюхаться в “иордань”. А подготовка – закаливание в течение
года.

                ***
После водных процедур – завтрак. О еде чего-нибудь
новенького сказать не могу: всё давно сказано специалистами.
Отмечу несколько знаковых моментов: ешьте в меру и можно всё,
особенно себя не ограничивая по составу. Разумеется, если нет
каких-нибудь болячек, когда нужны диеты или воздержания,
скажем, от жирной пищи.
- Как эту меру определить? – не удержался я. – Иногда
вкусненького ешь и не наедаешься...
- Это только кажется, что “не наедаешься”, - усмехнулся
Иваныч. – Самообман. Нужно просто не пропустить момент, когда
уже не ешь, а напихиваешься, по инерции. Оно уже и не так
вкусно, и не так хочется, а ты пхнёшь в утробу. Здесь и нужно
остановиться, проявить и разум, и волю, кстати, небольшую.
 
И ещё совет: утром, натощак – обязательно выпивайте
стакан обыкновенной воды! Тут польза, прежде всего, для
желудка, но и для всего организма неплохо. Я воду поутру начал
пить, когда прихватила изжога ещё в детстве. Соседка, баба
Варя – земля ей пухом – и присоветовала мне лечиться водой.
Помогло почти сразу. В нашей воде много щёлочи, она и
нейтрализует повышенную кислотность, вызывающую изжогу.

Понятное дело, что с годами рацион питания нужно менять:
больше уповать на овощи и фрукты. Это, так сказать, азбука
правильного питания. Однако и от мясца я не отказываюсь.
- Сколько же раз есть в день? – решил уточнить я.
- Хороший вопрос, но к нему бы я добавил: и в каком
временном разрезе? – Минимум нужно есть три раза в день и
очень желательно в одно и то же время! Особенно это критично
для пожилых людей. Вообще, в моей Системе строгий режим –
центровой момент. Стремитесь всё: сон, зарядка, тренировка,
завтрак, обед, ужин, даже посещение туалета – делать в одно и
то же время.
- Туалета? – было, подивился я. 
- О-о, - значительно, в струнку, выпрямился Иваныч, - про
туалет я даже остановлюсь подробнее. К этому месту,
называемому в народе “отхожим”, нужно относиться с почтением.
Если вы научитесь в одно и то же время, извините за выражение,
какать – вам обеспечена гарантия от многих неприятных болячек
живота! От тех же запоров. Тут же добавлю ещё одно замечание –
о нашей попе, после процедуры “опорожнения”. Вытирание
туалетными бумажками недостаточно. Как сказал один врач-
проктолог: смотреть за своей попой нужно не хуже, чем за
лицом! Поэтому рекомендую не стесняться и после туалета “по
большому” подмываться конкретно и качественно. Про всякие
геморрои забудете! Впрочем, к месту, нужно добавить и
известную истину о том, что все интимные места надобно
содержать в чистоте, не стесняясь и не экономя на  этом
времени.

                ***
На “заднем месте” у нас, с Иванычем, как-то
застопорилось, и дальнейший разговор о его Системе продолжился
аж через год! То у меня со временем были “напряги”, то Иваныч
делал очередной вояж по детям, внукам и правнукам,
разбежавшимся по всей необъятной России. Помнится, успел он
прокатиться в Якутии на оленях; окунуться в Тихий океан во
Владивостоке; понаблюдать за амурскими тиграми в приморских
заповедных лесах; полюбоваться белыми ночами в Питере... Оно и
понятно, одних детей у Иваныча было пятеро, а внуков и
правнуков!...

Но, вот, снова благоденствовала весна, и мы встретились
на “нашей” скамеечке. Будоражащие ароматы нежной зелени; синее
после дождя небо и напевная птичья суета – навеяли мой
естественный вопрос:
- Если не ошибаюсь, в вашей Системе есть и место...
сексу, в смысле, эротике? – начал я робко, слегка смущаясь.
- Не ошибаешься! – весело глянул на меня мужик и даже
приосанился.
-  И что вы... с женой... в свои... – пытался я собрать
разбегающиеся слова.
- Да... – начал было Иваныч и замялся, устремившись
взором на аллею.

Я проследил за его взглядом – нашу аллею пересекала
“жгучая” брюнетка довольно-таки завлекательной внешности. Даже
лицо её несло печать умственного напряжения. Она шла
вызывающей походкой. Хотя каблучки у неё были не очень
высокими, но бёдра выделывали свои “па” очень соблазнительно!   
Иваныч, не смущаясь, проводил девушку взглядом до угла
дома, с лукавыми глазами обернулся и прокомментировал:
- Да, чувство эротизма нужно в себе поддерживать и
тренировать, несмотря на годы. Вот, полюбовался я сейчас этой
завлекательной особой и добавил в свою кровь солидную порцию
тестостерона. А эта штуковина для мужика, в смысле его
организма, как бальзам. Я считаю, любоваться посторонними
красавицами или красавцами – для женщин, естественно, - не то
что не грех, а благо. Это как в картинной галерее любоваться
шедеврами, на которых изображены женщины в райском одеянии и
невероятно эротичных позах. Однако и меру нужно блюсти, дабы
не увлечься банальным блудом. Тут же всё плохо.
Вот, был случай...

Ехал я как-то на своём “Москвиче”, эдак вечерком, после
работы – дело было давно, тогда ещё волосы русыми были. На
повороте “голосует” девушка. На вид симпатичная,  в
миниюбочке, на мордашке - игривая улыбочка. Ну, как такую не
подвезти! Уселась она, расщебеталась о том о сём. И так
приятно было с ней беседовать, чувствовать себя совсем
молодым. Когда уже подъезжали к месту, она объявила с
наигранным смущением:
- А у меня денег нет вам заплатить...
- Да ладно! – махнул я рукой. – Приятно было пообщаться,
да и не далеко уклонился от своего маршрута.
Она сверкнула очами, неожиданно ловко чмокнула меня в лоб
и выпорхнула птичкой из салона. Так бы и забылась эта
встреча... Но на следующий день в том же время, на том же
повороте, всё повторилось. И так всю неделю. Я уже и привык к
ней, появилась симпатия, даже влечение какое-то.
- Не, я не могу бесплатно, - заявила она мне к концу
недели и улыбнулась как-то странно. Потом потянулась, обняла и
поцеловала, да так жгуче, что я растаял...
Так и слетел с тормозов и ударился во блуд. И сломалась
вся моя Система! С одной стороны сладость, с другой - будто
грязью обливаюсь, когда прихожу домой, к жене. Муторно мне,
спать стал плохо, зарядку было забросил, даже на работу
опаздывать начал. Вот, так-то.
- И чем кончилось? – лукаво прищурился я.
- Через месяц вина перед женой, гаденькие ощущения и
плохое самочувствие перевесили сладость блудливую,  и я
поменял маршрут! – расхохотался Иваныч.

- И всё-таки, извиняюсь за нескромность, как у вас с
женой...
На что Иваныч, не тушуясь, прямо глядя в мои глаза,
твёрдо ответил:
- По установленному медициной стандарту для пар, полных
жизненных сил: минимум один раз в неделю, а то и два.
Он театрально выпятил грудь и широко разулыбался. Это в
свои-то, за 90!

Продолжая тему, Иваныч отметил, что в оздоровительных
системах сексу почти не уделяют внимания – а зря. Если ты ещё
“можешь” – хоть мужчина, хоть женщина – значит, живёшь!
Значит, бурлит кровушка твоя, не застаивается. Кроме того
повышается самооценка, отодвигая старость. И, естественно, как
и всё, сексуальную “мочь” нужно регулярно тренировать. А с
годами – тем более.

                ***
- Это (в смысле, секс) важная часть ещё одной
составляющей моей Системы – психологический комфорт. И здесь
мне помогает - Церковь.  Да-да. Не сказать, что я верующий
очень, хотя закладка давняя, но в храм наш, православный, в
последние годы хожу частенько. Там какая-то особенная
атмосфера умиротворённости, успокоенности и душевной
торжественности. Выхожу оттуда как после бани, только
духовной: ощущение чистоты в мыслях и лёгкости в помыслах.

Ну, религия, это на любителя. А понятные заповеди: как
аукается, так и откликается; сохраняй спокойствие и
доброжелательность в любой ситуации; думай о хорошем, оно и
сбудется; не отвечай на зло злом, на хамство хамством и другие
– помогают создать тот самый психологический комфорт. Про
семью тут и говорить не приходится: люби близких своих и
возвернётся радостью, здоровьем и долголетием.

С Марией, женой моей, бывают нестыковки бытовые, иногда
обидные, да такие, что хочется прикрикнуть или стукнуть по
столу кулаком. Но... приучил себя: наклоняю голову вниз с
выдохом, как бы выпуская в пол негатив, и обращаюсь к ней
ласково – Марийка. Заодно меняю тему, скажем, вспоминаю
правнука, например, Ваню. Какой он развитой да шустрый! Так
ситуация разряжается: Маша губы выпрямляет, укладывает в
улыбку, предлагая вечером пообщаться по телефону с этим Ваней.
 
В этой же психологической стезе и хобби, увлечение.
Всегда любил музыку, пение. Бывало, в деревне, когда дед ещё
жив был, собиралось полдеревни, скажем, лепить саманные блоки
для нового дома. После ударной работы – весёлое застолье. Тут
под гармошку и песни удалые, народные и танцы заводные:
развесёлые “барыня”, “цыганочка” и трогательные вальсы...
В этом месте у Иваныча чуть затуманились глаза, в словах
проскочила грусть, а губы сжались.
-...Так вот и пристроился я в церковный хор. Убиваю двух
зайцев: и молюсь... иногда, и душу освежаю в торжественном,
проникновенном пении. Недавно увлёкся ещё одним: гитару
осваиваю. Туговато идёт, но уже что-то получается. Хобби под
силу людям ищущим, непоседливым, целеустремлённым, что
является признаком молодости. Для пенсионера – это как
своеобразная работа. А она отвлекает от всего дурного,
настраивает на оптимизм и омолаживает.

Ещё одно направление для душевного умиротворения,
комфорта и, я бы сказал, радости – благотворительность. При
нашей церкви есть приют для ущербных, брошенных детей. Раз в
месяц несу туда часть наших, с женой, пенсий. После такого
действа, всегда чувствую себя возвышенным, ещё более себя
уважающим. Уж действительно – делать добро другим, тем более
находящимся в трудной жизненной ситуации, это укрепляться
духовно и физически, продлевая себе жизнь.

Ну и, конечно, Иваныч исповедует ещё одно, чрезвычайно
важное для здоровья и долголетия, - это принципы позитивного
отношения к жизни!
      - Даже если у тебя пошла чёрная полоса, если рушится всё
– опирайся на позитив, ищи его в любой ситуации, - с
горячностью утверждал долгожитель. – Вспоминай народные
афоризмы и пословицы для таких случаев: а могло быть и хуже;
главное дело, что живой; будем жить; живым – живое; жизнь
продолжается и другие. Просыпайся утром и радуйся будто бы
обыденным явлениям и мелочам: восходящему солнцу, ветерку,
поющим птичкам, травке, цветам; или выпавшему снегу зимой...
Вспоминай, что случилось хорошего вчера, что будет доброе
сегодня. А на дурном не заморачивайся, тем более на всякой
сволочи, что, к примеру, нахамила вчера.

      Вот был случай, ещё во времена детства, который часто
вспоминаю в “нехороших” случаях, чтобы наполнится позитивом.

      Погиб мой дядька Митрофан. Человек редкой строительной
профессии – кресты на куполах устанавливал. Однажды сорвался с
высоты насмерть. Убивался я за ним долго. Вот, как-то пошёл на
крутой берег нашей речки, вечерком. Уселся над обрывом, свесил
ноги и посмотрел на закат. Передо мной открылась невероятной
торжественности картина! Заходящее красное солнце;
подкрашенные разноцветьем далёкие облака; внизу переливались
тенями река, поля, домики деревень, а вверху уже зажигались
звёзды – всё это величие, эта ширь земная влили в меня чувство
вечности природы, вечности жизни! На душе стало легче, и горе
смягчилось...
   
                ***
Последний элемент системы Иваныча чуть не затерялся в
моих записях. Тогда он собрался уезжать, причём, надолго – на
Север, в Якутию, к правнуку своему, газовщику. Очень уж
захотелось долгожителю опробовать себя в суровых краях, да и с
родными “ростками” пообщаться поближе.
А элемент этот – умственные нагрузки!
- Мозг ведь стареет последним, но признаки с годами аж
наседают, - рассказывал Иваныч. – То забываешь, зачем
холодильник открыл, то, что хотел сказать жене; то имя
знакомого артиста не вспоминается и тому подобное.  Впрочем, и
молодым не помешает тренировка извилин.
Работающий человек, хочешь не хочешь, нагружает свой мозг
ощутимо, тем более, если работа умственная. А, вот, пенсионер
должен специально заниматься своей головушкой. Чтение тут
просто обязательно, поскольку напрягает, заставляет работать
воображение, включает ассоциации. Всякие кроссворды, судоки и
подобное – тоже хороши, но мелковато. Некоторые энтузиасты 
предлагают запоминать стихи, тексты песен, пословицы,
афоризмы. Я же по утрам, после завтрака приловчился
придумывать какую-нибудь фантастическую идею! Очень интересное
и полезное для мозга занятие. Например, идея – жить на дне
моря! Здесь придумываю несколько вариантов: в специальном
костюме, где воздух добывается из воды; в особо прочном
стеклянном доме; вообще, в подводном поселении и т.д. Сколь
духу и выдумки хватит. На всё трачу минут десять. Главное тут,
чтобы извилины задёргались, зашевелились, а не качество
воплощения идеи.

                ***
- Вот вы коснулись чтения книг, - начал уточнять я. – А
как со зрением? К старости оно...
- О, хорошо, что напомнил, а то было упустили этот
момент, - возбуждённо поддержал меня долгожитель. – Зарядка
для глаз! Их предлагают много, а принцип простой: нужно
напрягать все мышцы глаза. А для этого тренируйтесь, смотря
вверх-вниз, влево-вправо, наискосок и вращайте очи по и против
часовой стрелки. Каждое упражнение по десять раз. Очень
эффективно упражнение - сосредоточить взгляд на пальце
согнутой руки, а затем вглядеться вдаль, на какой-нибудь
предмет, например, антенну на крыше соседнего дома. Неплохо и
помассажировать после зарядки глазные яблоки пальцами. В
общем, где-то так. Обязательное условие – делать каждый день в
удобное время. Его не жалейте, результат будет обязательно.
Могу и продемонстрировать. Кредитка у тебя есть?
Я достал из “барсетки” свою кредитную карточку, на
которой, как известно, отображена информация, причём, разными
шрифтами, и подал её Иванычу. Казалось, ничего удивительного,
что человек без очков прочитал всё на карточке, но ведь ему -
за 90!

                ***
Интересным оказался Иваныч человеком вообще, не только в
плане своей оздоровительной Системы. Как-никак в своё время,
сталинское ещё, получил среднее техническое образование;
работал на заводе, прошёл войну механиком на аэродроме;
участвовал в восстановлении разрушенной страны; пережил всех
генсеков.  Много мы беседовали обо всём: культуре, науке,
естественно и о политике; проблемах внутренних и мировых.
Мнение человека, прожившего долгую, непростую жизнь, о многих
аспектах современного бытия услышать было чрезвычайно
поучительно и интересно. Об этом можно написать отдельную
книгу!
Его отъезд стал для меня неожиданностью! А махнул Иваныч
с женой, как упоминал уже, в Якутию, к правнуку. И попрощаться
с ним толком не успел – свои дела отвлекли, да и не любил
долгожитель официозных проводов.
 
Прошло несколько лет...
Толком освоить Систему Иваныча мне пока не пришлось: всё
же ещё тружусь, да и лень-матушка заедает. А вот увидеть
долгожителя довелось, по телевизору. В новостях прошёл
репортаж о Севере. Не сразу вник, что это про Иваныча. А
рассказ был о пожилой семейной паре, приехавшей с юга. Они не
только освоились на севере, но и пристрастились к древнему
искусству резьбы и поделок из оленьих рогов. Причём, достигли
такого совершенства, что даже выставку устроили. Всё бы
ничего, но была одна изюмина – мужику, Соловьёву Владимиру
Ивановичу, и его жене Марии Петровне, было под 100 лет!

27.01.17 года.



Рецензии
Очень правильные, необходимые, проверенные практические советы.

Каждый человек - созидатель (или разрушитель) собственного здоровья.

С уважением.

Алексей Горобченко   16.02.2022 18:36     Заявить о нарушении
Да, очень хотелось, чтобы советы моего Иваныча кому-нибудь пригодились... Спасибо за отклик. С уважением, Валерий.

Валерий Ивашковец   16.02.2022 19:24   Заявить о нарушении