Кампания 1942 года. Глава 417

     Глава 417.


 Утро 25 ноября в полосе наступления 3-й ударной армии снова выдалось туманным. Плотная облачность по-прежнему исключала действия авиации. В девять часов утра туман начал рассеиваться. В половине десятого загремела канонада. После залпа ствольной артиллерии по переднему краю немецкой обороны ударили "катюши".

Ровно час продолжался шквальный огонь. После этого двадцать минут вела огонь артиллерия прямой наводки, выдвинутая в ряды наступающей пехоты.  Артподготовку завершил повторный артналёт тяжёлой артиллерии и "катюш". На этот раз он продолжался десять минут. Когда армейская артиллерия, установив задымление,  перенесла огонь в глубину немецкой обороны, в атаку пошла пехота с танками поддержки.

 Около полудня командующий позвонил генералу Белобородову и попросил доложить обстановку в полосе наступления гвардейского корпуса.

 - Встречаю сильное огневое противодействие. Кое-где мы вклинились, но противник постоянно контратакует. Прошу повторить артналёт на Марково, Креплянку, Разинки.

 - Сейчас дам команду.

 И снова гаубицы и "катюши" открыли шквальный огонь. Передний край немецкой обороны скрылся за плотной завесой дыма. Однако подавить систему огня противника не удалось и на этот раз. Наступление 5-го гвардейского корпуса развивалось медленно. Уже наступил вечер, когда у командарма зазвенел телефон связи с Белобородовым.

 - Гвардейцы 9-й дивизии заняли высоту 158 и разъезд Забойники. Высота дважды переходила из рук в руки, но осталась за гвардейцами Простякова. Железная дорога Невель - Великие Луки тем самым перерезана. 

- Неплохо, Афанасий Павлантьевич! Пусть генерал Простяков, не теряя времени, развивает успех и прорывается в обход Великих Лук к железной дороге на Новосокольники.

 - Он уже делает это. Полк Романова выдвинулся западнее Забойников и атакует Тележниково.

 - А что у тебя на левом фланге? 

- 46-я гвардейская дивизия генерала Карапетяна пересекла полотно железной дороги на километровом отрезке севернее станции Чернозём. Это на стыке с полосой наступления генерала Простякова. Полк авангарда развивает успех и уже продвинулся на два километра по ту сторону железной дороги, встречая на пути лишь слабое сопротивление.

 - Пусть Карапетян немедленно пошлёт в этот полк подкрепления и продолжает наступление ночью.

 - Он уже направил туда весь свой резерв. Однако на левом фланге, в Костелёво, у Карапетяна не всё ладно.
Немцы подтянули сюда из Невеля полк пехоты и непрерывно контратакуют.

 - Пусть Карапетян сосредоточит свои усилия на правом фланге и развивает успех. О его левом фланге позаботится 21-я гвардейская дивизия. Она прикроет его ударом.

 - Слушаюсь.

 - Что у тебя на правом фланге?

 - 357-я дивизия полковника Кроника ведёт бой за деревню Горушка. Полковник заверил меня, что с этой стороны неприятностей и сюрпризов пока не предвидится.

 - Хорошо. Успехов тебе, Афанасий Павлантьевич.

 Галицкий положил трубку на рычаг и обратился к дежурящему у телефонов полковнику Серебрякову.

 - Есть новости из 21-й дивизии?

 - К сожалению, порадовать ничем не могу. Дивизия продвигается слабо. Левофланговый полк контратакован с юга полком пехоты. Пленные показали, что в Невеле немцы грузят в эшелоны пехоту 291-й дивизии и танки 20-й мотодивизии. В центре и на правом фланге у комдива повсеместно идёт тяжёлый бой. Здесь дивизия упёрлась в прочную оборону немецких егерских батальонов.

 - Где сейчас левый фланг дивизии?

 Полковник Серебряков подошёл к оперативной карте.

 - Вот здесь. В десяти километрах севернее Поречья.

 - Так. А что у нас на крайнем левом фланге армии, южнее Поречья?

 - О, здесь большой успех. 28-я дивизия полковника Князькова только что взяла штурмом высоту в районе Ступино.

 - Быть не может! Соедините меня с ним.

 Ступинская высота была ключевой позицией в немецкой обороне на полпути из Великих Лук в Невель. Высота была изрыта по периметру полнопрофильными траншеями в три яруса со стрелковыми ячейками и пулемётными гнёздами, площадками для противотанковых пушек, ходами сообщения, добротными блиндажами. Вокруг были сплошные минные поля за рядами проволочных заграждений.

 В ночь перед атакой сапёры Князькова, пользуясь туманом, сделали проходы в минных полях и проволочных заграждениях и обозначили их. На рассвете пехота пошла в атаку, поддержанная с колёс огнём дивизиона  противотанковых орудий прямой наводкой. Вскоре в траншеях завязалась рукопашная. Немцы дрались отчаянно. Гвардейцы прокладывали дорогу по ходам сообщения от блиндажа к блиндажу, от дзота к дзоту гранатами и штыками.   Дзоты расстреливали прямой наводкой из противотанковых пушек, которые катили с собой. Два батальона пытались обойти высоту с севера, но залегли под сильным огнём. Уже половина высоты была в руках гвардейцев, когда противник подтянул подкрепления и контратаковал. Несколько раз в течение дня траншеи и блиндажи переходили из рук в руки. Командир полка ввёл в бой последнюю роту резерва. Князьков послал туда же роту автоматчиков и сосредоточил на высоте огонь дивизионной артиллерии, не слишком жалея при этом своих. В результате тридцатичасового боя Князьков полностью овладел высотой. Немцы потеряли 200 человек убитыми. 

 - Молодец, полковник! Но вы не расслабляйтесь. С утра немцы зададут вам перца.

 - Встретим. Высоту не отдадим.

 

 


Рецензии