Тарасенко Марина Кононовна

   
               

                Смотрю  я сейчас на пожелтевшую за десятилетия фотографию своей прабабушки  и мысленно благодарю того ( кажется, француз), кто в первой четверти позапрошлого века  изобрёл фотографию. Не будь этого чудо-изобретения, я не смог бы сегодня вглядываться в милое, но покрытое морщинами,  лицо Марины Кононовны Тарасенко.

                Она родилась во второй половине девятнадцатого века в селе Туркеновка. Сейчас это Малиновка, подчиняющаяся в административном порядке   Гуляйпольскому району, Запорожской области. Но в те далёкие времена, как известно, ни районов, ни областей не существовало.

                Девичья её фамилия – Тищенко. Она мне дорога ещё и по другой причине: её носил мой крёстный Владимир Петрович, сын родного младшего брата прабабушки. Когда подошло время выдавать замуж, нашёлся и жених Савва Григорьевич Тарасенко. Насколько мне известно, влюблённым пришлось преодолеть препятствие со стороны его отца. У того на примете имелась другая кандидатура в невестки. Однако, как бывает в таких случаях, победила любовь. Они поженились. Отец в принципе против  Марины не возражал, но его смущал только её рост.  В сравнении с  сыном. Он шутил: "Пойдёт кормить свиней, а её  из-за кошары никто не увидит".

                Вскоре мужа забрали служить на Флот. Жена целых пять лет  (срок службы на то время) с ребёнком на руках ждала своего любимого. Жила (по тем временам это являлось обязательным) в доме мужа, где находился свёкор, его старший сын с женой и младший  Николай. По вине последнего Марина молила Бога, чтобы Савву отпустили в отпуск. Бог её услышал.

                Уходя на службу, Савва оставил в своём доме жену с маленькой дочкой Пелагеей. Она явилась предметом шуток со стороны Николая. «Пелагеюшка, открой ротик, дам конфетку», - просил он её. Но вместо обещанных сладостей просто плевал ребёнку в рот. Жаловаться мама отцу хулигана боялась и с нетерпением ждала мужа. Приехав в отпуск, тот попросил контролировать  «шутки» младшего брата брата старшего. Больше обидчик к племяннице и на шаг не подходил. Я всё допытывался у прабабушки:"А что, он был ненормальным?". "Да нет, вполне нормальным, совершеннолетним" - отвечала она.

           После возвращения Саввы с царской службы у них родилось ещё четверо детей: Евдокия (моя бабушка), Иван, Прасковья и Екатерина. Сын погиб на фронте. Дочери все выжили.

          Я «заметил» появление прабабушки в нашем сельском доме где-то на третьем году жизни. Хотя, как мне сказали, она поселилась у своей дочери Евдокии  в начале 1950-х годов. Я же родился в 1956-ом. До этого она меняла место жительства по объективным причинам часто.
          
         Коллективизацию  с мужем они не приняли и  выехали в город Донецк. Затем, когда у сына умерла жена и он женился во второй раз,  уехали с города, но до Туркеновки не доехали, взяв на воспитание внучку Галю. Когда же та выросла, вышла замуж и у неё родился сын Саша, то Марина Кононовна стала, по сути, для внука такой же няней, как у другого Саши Арина Родионовна.

        Поскольку папа Яша у Саши был военным лётчиком, перебираясь с аэродрома на аэродром, то и прабабушка "путешествовала" вместе с ними . Вот смотрю на фото, снятом в Крыму, сидят они вдвоём. К сожалению, маленький Саша, наверное, не поверил фотографу, что «сейчас вылетит птичка» и отвернулся в сторону. Возможно, его отвлёк шум морской волны или полёт белокрылой чайки. Кто знает?

        Хорошо помню, когда я первого сентября 1964 года шёл в первый класс, прабабушка мне сказала: «Учись, Петя, хорошо,  не останавливайся, как мы с твоей бабушкой на четвёртом классе». Тогда, разумеется, я не понимал смысла сказанных ею слов. Теперь – понимаю: они рады  бы и дальше учиться, но на тот момент в селе работала только одна начальная четырёхлетняя школа. Моя мама училась уже в семилетней, а я пошёл - в восьмилетнюю. Это она знала. Но как бы она обрадовалась сейчас, узнав, что в её родном селе школа теперь одиннадцатилетняя. Не надо ездить заканчивать среднюю школу в соседнюю Полтавку. Хочу сказать, что просьбу я перевыполнил: окончил не только десять классов (правда, далеко от села), но и успешно окончил  университет. А куда мне  деваться:  обещал же.

       Когда заболела её дочь, моя бабушка Дуня, которая умерла 31 октября 1967 года, прабабушки в нашем доме уже не оказалось: её забрала в Донецк дочь Прасковья, где она, спустя год, в возрасте девяносто лет ушла из жизни. А я, один из  правнуков, смотрю по-прежнему на  фото и вспоминаю её добрым словом.

31.01.2017 года

На фото: Тарасенко Марина Кононовна
               

   

         


Рецензии
Большое спасибо за жизненный рассказ.
С уважением,

Любовь Кирсанова   23.02.2022 22:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.