Грузия на площади Волкова

Маршрутами дружбы

     По стене фойе Волковского театра стремительно струилась горная речка, голубовато-белый от мелких капелек воздуха поток подчеркивал сумрачную чашу зарослей у подножия гор. На правом берегу пышно цвели персиковые и вишневые деревья, на левом уходила вдаль, ввысь, за оглаженную временем и солнцем вершину неширокая дорога. А с самого переднего края картины шагнул в воду и замер белый конь.

     - Он прямо из моих рук выпрыгнул на полотно, - похоже, все еще удивляясь этому, смеется Нелли Месхадзе, - Я совсем не собираюсь его рисовать.

     Когда находишься на выставке нашей грузинской гостьи, это чувство постоянно с тобой – все здесь перешло из тбилисского предместья Багеби, из высокогорного селения Рача на полотно самобытной художницы, чтобы ее удивить и нас порадовать. Но, впрочем, удивление от щедрой яркости красок, от красоты южных пейзажей – только первое впечатление. Вглядишься – за каждым полотном настроение автора, его тревога, раздумья, его тонкая отзывчивость на оттенки и звучание нашей жизни.

     Как, откуда в наш еще прохладный май дохнуло теплым и пряным запахом грузинских гор? Кто нам принес его?

     Нелли Месхадзе – обаятельная, немного смущенная любопытством, которое вызывают ее картины, женщина, с милым акцентом. На чужом языке не так-то просто объяснять путь, который проделывает кисть от первого впечатления до анализа и обобщения. И, наверное, поэтому слова ее как-то особенно созвучны и весомы, а обороты афористичны и неожиданны.

     Она и вся – неожиданное. Выросла в горах, родиной своей считает Рачу, где родились отец и мать, в будущем – директор школы и медсестра.

     - Это мое глубокое убеждение: родина человека там, где родились его родители.

     Школу окончила с золотой медалью. В Тбилисском политехническом институте получила диплом инженера по автоматике и вычислительной технике. Три года проработала по специальности. А потом – снова учеба. Теперь – заочный факультет искусств тбилисского университета, отделение кинодраматургии. Для нее, давно уже писавшей стихи, скуп и сух оказался язык алгоритмов и формул.

     А дальше – «Грузия-фильм». Пусть не свои сценарии, а помощь в создании фильмов. Фильмов  разных, известных у нас на Севере: «Дом на Лесной», «Начало пути», «Синема», «Мцхетский монастырь», «Чегемский детектив». И прежде всего любимый всеми – «Несколько интервью по личным вопросам», где она не только помогла создать на экране характерное для грузинского кино эмоциональное произведение, но и сама сыграла эпизодическую роль.

     Представлять «Грузию-фильм» - что еще интереснее? А натура Нелли Месхадзе все еще не исчерпала себя, не заполнила делом все уголки души. Рисовать, считает, начала случайно. Но был для этого неслучайный фон. Ее брат, рачинский сельский житель, - великолепный художник, и три его картины, привезенные сестрой на нашу выставку, еще раз свидетельствуют о богатстве и сложности человеческой индивидуальности.

     Но главным стимулом для Нелли-живописца стала встреча с ярославской художницей Ариадной Леонидовной Соколовой, чья выставка два года назад с большим успехом прошла в Тбилиси. На выставке и познакомились эти две женщины. Ариадна отметила в грузинской подруге незаурядный талант и яркую самобытность почерка. А разглядев это, внушила уверенность: надо работать, сохраняя свое видение жизни. И вот встреча в Ярославле.

     Полотна лучше слов рассказывают о главных темах творчества.
Детство, проведенное в горах, бережно сохраненное в памяти, оживает на картинах. Рача весной, осенью, дорога, ведущая по ущелью к родным местам, стога. А как интересна жизнь у самого твоего порога»: весна в Багеби, зима в Багеби, где живет Нелли, парк  Ваке, пейзаж тбилисского предместья, дворик…

     Мы спросили Нелли, когда ей лучше пишется: в грусти или радости.
     - Пишу, если чувствую, что в пейзаже, образе для меня совпадают красота и смысл какого-то явления.

     Внимательный взгляд влюбленного в свою землю человека находит толчок к творчеству везде. Ей нравится изображать движение: порыв ветра, струи дождя, течение воды и движение мысли. Поднимаются над горной Тушетией серебристые туманы, осенний ветер перемешал холодные и теплые тона на отцветающем горном лугу. Деревья, живущие трудной жизнью на  крутом склоне, не сдающиеся перед невзгодами, извилистая горная дорога, по которой опасно ехать, но красота заставляет забывать страх.

     В картинах Месхадзе нет безмятежности покоя. И даже в самом мирном пейзаже часто ощущается острая нотка тревоги.

     - Почему, Нелли?

     - Наверное, такая у меня натура, - медленно подбирает художница слова.  – Обостренное восприятие окружающего.

     И эта острота восприятия не позволяет Нелли поступиться своими убеждениями. Вот пейзаж с горной речкой. Через нее перекинут грубый бетонный мост.

     - Убери мост, Нелли! – советовали ей. – Картина только выиграет.

     - Но мост построен на месте изящного деревянного перехода, он пример бездумного отношения к красоте.

     Белый барашек на фоне старой церкви в картине «Жертва». Это же пастораль. Это протест против жестокой традиции: слепо исполняя старые обычаи, люди губят беззащитных животных. «Воспоминание» - единственный портрет, представленный на выставке. Лето, покой и больная женщина, в чьей судьбе неизгладимый след оставила война.

     Картины Нелли Месхадзе были на республиканских выставках, на выставке закавказских самодеятельных художников в Баку, в дни Грузинской ССР – на ВДНХ. И вот теперь Нелли привезла к нам тридцать картин. В конце мая они переедут в Москву, где откроется ее персональная выставка.

     На днях в театре имени Волкова состоялось торжественное открытие выставки Н. Месхадзе. В книге отзывов – первые благодарные записи. Одной из них и хочется закончить этот короткий рассказ: «Открытый вами мир необходим людям!»

     Северный рабочий, 8 мая 1988 г.


Рецензии