C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Интервью с иеромонахом Фотием

Иеромонах Фотий (в миру Виталий Мочалов) родился в городе Горький 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье. Уже юном возрасте готовился стать музыкантом, обучался игре на фортепиано, пел сольно в музыкальной школе и в детском церковном хоре. Мечтал стать композитором. В 16 лет, закончив курс музыкального училища, прервал обучение, так как его семья эмигрировала в Германию. Юноша научился играть на органе, участвовал в концертах. В 2005 году вернулся в Россию, чтобы посвятить себя монашеской жизни.

– Отец Фотий, почему Вы приняли решение уйти от мира в монастырь?

– Я ушел в монастырь не из-за какой-то неустроенности или личных проблем, а пришел с горящим сердцем, чтобы полностью посвятить себя служению Богу, ни на что не размениваясь. В определенный момент внутри меня произошла переоценка ценностей, я долго размышлял о жизни, о своих целях, читал Евангелие, жития святых, оптинских старцев... И однажды понял, что для меня важнее именно та благодать, которую я мог получить, живя в монастыре. Это нельзя сравнить с теми благами, которые есть в обычной, мирской жизни. Помните слова из Евангелия о жемчужине, которую человек находит и, чтобы обрести ее, продает всё свое имущество? Я увидел в этой притче некий знак и выбрал для себя духовный путь, оставив занятия музыкой позади как жертву. Но жизнь распорядилась по-другому, я начал заниматься вокалом с профессиональным педагогом Виктором Твардовским. и, взяв двойной курс уроков, вновь начал петь. Мы разучивали и эстрадные песни, и оперные арии. В течение 10 лет мой голос развивался, совершенствовался, приобретая новую форму. Я записал два собственных диска в монастыре, выступал на разных площадках – в домах культуры по области, один раз в Калужской филармонии.

– Почему Ваш выбор пал именно на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь?

- Боровск мне подсказал еще архиепископ Феофан – архиерей православной церкви в Германии. В монастыре очень мудрый духовник – схиархимандрит Власий (Перегонцев), я надеялся, что он сможет мне помочь на монашеском пути. Когда у меня возникают судьбоносные вопросы, я всегда у него спрашиваю совета и полагаюсь на волю Божию. Кроме того, здесь очень красивая природа, да и дисциплина не такая строгая, как, например, в Оптиной пустыни.

– Изменилась ли Ваша жизнь после победы в проекте «Голос»?

– В глобальном смысле нет. Я стал более занятым, меньше времени остается на отдых. Меня постоянно приглашают на разные встречи и берут интервью. То есть ритм жизни задан достаточно активный. Физически это, конечно, утомляет. Но в то же время я немного скован в передвижениях — ведь я человек монастырский и не могу действовать по своей воле, всегда должен советоваться с моим высшим духовным руководством. А оно не всегда мне позволяет делать то, что хочу я. Оно может посчитать, что куда-то мне будет не полезно ходить, или не стоит давать такое-то интервью. В остальном всё по-прежнему.

– Вам удается сохранять душевное спокойствие в этом новом для Вас мире шоу-бизнеса?

- Я умею абстрагироваться от этого. Конечно, бывают какие-то периоды, когда нужно напрячься и находиться в этой суете, но потом возвращаешься в монастырь – в тишину, спокойствие. Просыпаешься утром, и даже непривычно как-то. Думаешь: неужели это я участвую в «Голосе»? Всё равно, что ил: раз – и оседает, и вода снова становится прозрачной.

- Интересно получается, Вы приняли осознанное решению уйти от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Богу. Но спустя несколько лет жизнь как бы направила Вас обратно – к людям. Бог попустил, чтобы именно Вы заняли первое место в проекте «Голос», стали популярным исполнителем, сделав Ваше затворничество практически невозможным. Как Вы думаете, почему и для какой цели так случилось?
 
– Начнем с того что Господь всегда делает не одно дело, а сразу сотню, то есть какое-то явление в нашей жизни может происходить не для одной какой-то цели, оно многофункционально. Промысел Божий настолько мудр и сложен, что нам этого просто не постичь.

– Сейчас, когда Вы вышли на светскую площадку и  стали публичной персоной, люди испытывают к Вам симпатию, доверяют, прислушиваются. Может быть, побыв в уединении в монастыре и напитавшись благодатью, теперь Вы можете ее отдавать, делиться с людьми светом, духовной мудростью?

– Значит, Господь так решил, что я готов и могу… Но мое общение с людьми началось не с проекта «Голос», а с момента, когда я стал рукоположенным священником, начал читать проповеди, исповедовать, делиться с людьми тем, что приобрел сам, с Божьей помощью. Это, я думаю, было началом пути. А сейчас, конечно, популярность дает мне возможность доносить до людей духовно-нравственные ценности, где-то направлять  идти правильным курсом — священник это может делать, как никто другой.

– Как Вы считаете, существует ли взаимосвязь между душевным и физическим здоровьем человека?
 
– Конечно же, она есть, существуют четкие параллели. Есть такой термин – психосоматика. Наблюдения ученых в этой области многократно подтверждали, что если человек долго держит в себе негативные эмоции, особенно если не прощает ближнего, это может стать причиной тяжелых заболеваний.
 
– А как бы Вы охарактеризовали человека, который здоров душой?
 
– Вообще-то нет здоровых людей, среди нас нет черных и белых, один более серый, другой менее серый. Я думаю, что когда человек работает над собой, борется в меру сил с грехом, читает духовную литературу и встает на путь исправления, покаяния – один этот факт уже его излечивает. Постепенно он становится более смиренным, ведь когда ты пытаешься исполнить все заповеди, начинаешь понимать, что ты немощен, и это тяжело. Что греховная натура часто побеждает, все мы и злимся, и гордимся, и обижаемся, и других обижаем. Всё время вылезает наше ветхое естество и хочет главенствовать. А люди хотят жить праведно и жить по-Божески! Их мотивирует не страх перед загробной жизнью и не желание попасть в Царствие Небесное, а скорее личный мистический опыт, ощущение благодати, живая вера, которая может быть прочувствована сердцем и духом. Все испытывают такие внутренние переживания, которые очень сложно объяснить с какой-либо точки зрения, их можно только пережить. Господь иногда показывает свое царство Божие, которое внутри нас есть. Благодать Духа Святого можно ощущать постоянно. Если человек чист душой, как ребенок, он и на земле может жить, как в раю. Он всему радуется, его никто и ничто не раздражает...
 
–  Как Преподобный Серафим Саровский, который к каждому человеку обращался «Радость моя…»

- Преподобный Серафим Саровский достиг этого состояния благодати, блаженства. А все мы, конечно, не святые: даже получив благодать, можем легко ее растерять. Нам нужно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, постоянно работать над собой. Не просто, как многие, пойти в храм, чтобы какую-то душевную усладу получить, послушать хор, понаблюдать всю эту красоту, а для того, чтобы постоянно вспоминать, что мы созданы по Образу и Подобию Божию, и стараться этому соответствовать.

- Как Вы считает, человек верующий по душевному состоянию счастливее человека неверующего?

 - Конечно. Верующий человек живет с огромной поддержкой, чувствует себя гораздо спокойнее и защищеннее. Случилось что – «Господи, помоги, Ангел-хранитель, помоги!» – и вот тебе сразу сила и помощь. Это как ребенок, который держится за руку матери и ничего не боится. Он знает, что пока мама рядом, ничего страшного не может случиться. Я иногда думаю, что чувствуют неверующие люди, когда попадают в какую-то беду? Просто животный страх перед смертью?
 
– А Вы чувствуете себя счастливым человеком?

- Я думаю что да, можно сказать, что я счастливый, я вообще считаю себя везунчиком. Не свечусь, конечно, от счастья, у меня есть много своих скорбей и проблем в личном плане, что-то я хотел бы в своей жизни изменить. Счастье ведь не в том, что у человека всё в порядке: дом есть, еда, деньги, главное – чтобы душа была в согласии с Богом. Но у человека такая натура, что он всегда хочет чего-то еще –  еще больше и интереснее... Если же приоритетным является чувство благодарности Богу за всё, то понимаешь, насколько ты одарен и счастлив.

– Что бы Вы пожелали читателям?

– Мирного сердца, спасения, душевного и физического здоровья! Чтобы люди держались своей светлой стороны и излучали Любовь. А если не могут излучать свет, то хотя бы не создавали тени.


Рецензии