Не долго музыка играла

Не долго фраер танцевал. Многие предупреждали, что так называемая «диверсификация» российской экономики – чистейшей воды блеф, и все эпохальные достижения на этом поприще держатся на нерыночном, искусственно заниженном курсе рубля. И вот, как оказалось, фанфары действительно звучали недолго.

http://www.bbc.com/russian/news-38806390
Если США снимут с России санкции, то рубль укрепится на 5-10%, показал опрос экономистов, проведенный агентством Блумберг.

Блумберг полагает, что из-за риска укрепления рубля российские власти могут решить не торопиться с заключением соглашения с администрацией президента США Дональда Трампа об ослаблении или отмене санкций.

Агентство опросило преимущественно экспертов российских и международных банков, специализирующихся на анализе финансовой ситуации в России.

В Bank of America ожидают, что курс российской валюты в случае снятия или ослабления санкций поднимется до уровня 55-57 рублей за доллар. Таким образом, рубль станет «главным бенефициаром» снятия санкций.

По расчетам агентства, в 2016 году рубль укрепился к доллару на 20%, а с начала этого года - на 2%.

Во вторник утром [31.01.2017] на Московской бирже доллар торговался вокруг отметки 59,9 рубля. Банк России установил курс американской валюты на вторник на уровне 60,3 рубля. В конце января прошлого года доллар стоит 75 рублей.

Хотя, доллар стоит намного дороже, чем три года назад, что, надо сказать, сделано специально. Российские чиновники неоднократно давали понять, что крепкий рубль, по их мнению, «мешает экономике развиваться, плохо сказывается на экспорте и процессе импортозамещения».

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в июле заявил, что для развития импортозамещения и экспорта промышленной продукции комфортным является курс доллара в 60-70 рублей. По словам министра, такой курс не вызывает опасений у правительства - главное, чтобы рубль не укреплялся дальше. Но в последующие полгода рубль подорожал.

Министр финансов Антон Силуанов летом также заявлял, что власти не заинтересованы в укреплении рубля, а если цены на нефть будут выше 50 долларов за баррель, то минфин будет изымать дополнительные доходы в резервы, чтобы не допустить укрепления российской валюты.

В конце января 2017 года минфин объявил, что с начала февраля начнет скупать иностранную валюту в резервы и не остановится до тех пор, пока цены на нефть не упадут до 40 долларов за баррель.

Многие эксперты отмечают, что девальвация рубля не поможет российской экономике расти быстрее. По их мнению, при слабом рубле будет легче сбалансировать бюджет, а также выиграет часть экспортеров, однако население заплатит за ослабление рубля из-за роста цен. А снижение покупательской активности населения приведет к «эффекту Венесуэлы».

Импортозамещение, вызванное ослаблением рубля, в целом оказалось ограниченным. Эксперты сходятся во мнении, что процесс импортозамещения особенно заметен в сельском хозяйстве, а вот на промышленность он повлиял слабо.

Реальный обменный курс рубля начал расти в начале этого года. Это привело к снижению цен в рублях, а импорт инвестиционных товаров вновь начал расти в конце первого полугодия 2016 года. Фактически закрепить даже небольшие успехи импортозамещения у российских компаний не получилось, полагают в РАНХиГС.

«Краткосрочное преимущество, полученное рядом отраслей от падения курса рубля и введения санкций и «контрсанкций», НЕ БЫЛО ПОДКРЕПЛЕНО ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ, которые стали бы основой устойчивого роста в средне- и долгосрочном периоде», - пишут эксперты.

Вновь запустить процесс импортозамещения, по мнению экспертов РАНХиГС, могли бы ослабление валюты или введение различных ограничений на торговлю некоторыми товарами.

То есть, пока не будет найдена панацея против неконкурентоспособности российской несырьевой экономики, всё клоунское камлание вокруг «импортозамещения» останутся блефом, рассчитанным на очень большого патриота. Настолько большого, что таблицу умножения путает с поваренной книгой. (Есть такой старый анекдот: «Женщина возмущается, что очень удобно 5х5=25, 6х6=36 , а вот почему 7х7=49, неужели было трудно 47 сделать?»).

А причина неконкурентоспособности – непомерно огромная отрицательная географическая, в основном, климатическая, рента, - та самая «горькая теорема» А.П.Паршева. И как это преодолеть, пока никому доподлинно не ясно. Ясно только одно: попытки компенсировать «природные» убытки искусственным занижением курса рубля приведут только к окончательному развалу остатков производства и возврату к воровской «трубономике», за которой маячит новая смута и отделение от бывшей РФ южных территорий с благополучной для экономического развития географией.

Чиновники, говоря о рисках слишком сильного рубля, объясняют это интересами бизнеса и необходимостью ускорить рост экономики: в случае снижения курса валюты снижаются и издержки производителей, они могут увеличить выпуск, больше заработать, а экономика начинает расти быстрее.

Но этот рецепт для России не работает. В стране почти нет свободных мощностей, компании не могут увеличить производство, а инвестировать в условиях неопределенности они опасаются. В итоге, производители просто увеличивают цены на товары отечественного производства. И никакого ускорения не происходит. Девальвация обернется только ростом цен и больше ничем.

Кроме упомянутой выше отрицательной климатической ренты и непомерных логистических расходов, отчего российская продукция по себестоимости получается вдвое дороже импортной, появлению в России производственной экономики мешает не столько курс рубля, сколько плохие институты, коррупция, и в целом неопределенность в экономике. Текущей девальвации уже было бы достаточно, чтобы перезапустить рост, но этого не произошло.

Более того, снижение курса рубля будет даже вредно для промышленности. В России был сформирован кластер сборочных производств, которые зависят от поставок комплектующих из-за рубежа, и эти комплектующие подорожают, потянув все производство в яму.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что снижение курса валюты приведет к росту цен на импортные и отечественные товары. Тем самым это ударит по потреблению россиян, которые и так в значительной степени пострадали от плодов милитаристского психоза «драгоценнейшего».

Надо думать, как повысить конкурентоспособность производства в условиях нашего приполярного зимовья. Географию «поправить», разумеется, не в наших силах, но безвыходных положений не бывает. Надо думать. Чем быстрее мы прекратим грабеж собственных потомков, обрекая их на неизбежную смерть от стужи и голода, тем лучше. Эгоцентризм в отношениях между поколениями – прямая дорога к исчезновению нации!

На мой взгляд, есть только два пути, на которых мы могли бы выжить.

Первый – уже довольно подробно описанная нелинейно замкнутая модель экономики с одной из развитых стран, при которой мы могли бы производить из возобновляемых ресурсов некий продукт, который получался бы у нас дешевле, нежели в иных странах. Скажем, ветроэнергетика, при которой наши «безбрежные просторы» из недостатка превратились бы в преимущество.

Эта модель при ближайшем рассмотрении напоминает ту же пресловутую «путиномику» или экономику «трубы», только без грабежа потомков. Мы производим энергию и продукты гидролиза, а прочие товары импортируем на вырученные от этого деньги.

Второй путь – экспансия на юг. Не просто компенсация потери Украины, той «кольчужки», которая для нас и в мирные-то времена была экономически маловата. Нам нужна территория размером вдвое больше. С положительной, разумеется, среднегодовой температурой.

Я не призываю к захвату чужих земель, процесс переселения может быть взаимовыгодным. Может, обратим свой взор на Юг? Россия в состоянии принести с собой стабильность и избавление от оголтелого терроризма, помочь создать процветающее государство там, где веками царит горе и запустение.

По крайней мере, уже сейчас следовало бы начать другое «великое переселение», - эвакуацию городов Крайнего Севера и превращение их а вахтовые поселки. Это позволит сократить государственные расходы на борьбу с климатом и шизофренической логистикой, когда весь берег Северного ледовитого океана уставлен пустыми металлическими бочками из-под горючего.

Экономия и рационализация вкупе со здравым размышлением всегда выручали народы, а тупость и лень с трындучением либеральных мантр про «бизнес-климат» только губили. От «форумов» и пропагандистского поноса нам лучше не станет, только временно народ, охмуренный этими вербальными фекалиями, заснет. Но сон на голодный желудок чуткий, а нефть с газом не вечны.

Валентин Спицин


Рецензии