Одессос, Сталин, Варна

Поезд

Кто не любит и боится летать самолётами, отправляется в Болгарию на поезде. Это дороже и дольше, чем лететь, но всё-таки в случае крушения или какого-то другого ЧП из вагона можно выкарабкаться живым.  Однажды мне уже пришлось пережить нештатную и драматическую ситуацию в поезде…

Среди ночи по вагону пронёсся испуганный крик проводницы: «Пожар!..» Она бежала по коридору и шумно раздвигала двери купе: «Выходим!» Хорошо, что дело было летом, а не зимой. Я успела накинуть легкий, выше колена халатик без рукавов, однокурсник, вместе с которым мы ехали домой на каникулы, схватил меня за руку, мы бросились в тамбур, ничегошеньки не успев прихватить с собой из вещей и даже документов. А оттуда уже по очереди сигали вниз, в темноту и в чистое поле под железнодорожной насыпью наши попутчики. Мужчины внизу подхватывали женщин и девушек. Слышались только отдельные вскрики «Ох!», «Ах!», «О-ой!»

Поезд стоял, как вкопанный. Пассажиры, теснясь поближе друг к другу, наблюдали, как стремительно догорал отцепленный вагон ресторана. Ночь была относительно теплой, да и от пламени пожара воздух еще больше прогрелся. Из подоспевших пожарных машин поливали из брандспойтов почерневшие тамбуры соседних с рестораном вагонов, уже облизанных огнём.  Когда же их успели отцепить? Видимо, когда мы еще безмятежно спали.

Злосчастный ресторан, в котором мы накануне вечером еще умудрились поужинать, сгорел за несколько минут, от него осталась одна платформа. Его работники не пострадали, но их тут же увезла милицейская машина. Это случилось на перегоне между Борисовом и Минском. Дрожа всем телом – не от холода, а от нервного озноба, я вместе с другими пассажирами по команде начальника поезда вернулась на своё место, но заснуть уже не могла. Поезд еще долго маневрировал, пока переводили стрелки, убирали обгоревший остов вагона-ресторана и заново соединяли две части состава. Хорошо, что меня в Минске никто не встречал и не ждал, но каково было встречающим, когда объявили, что поезд из Москвы задерживается на несколько часов!.. Мобильных телефонов тогда еще не было.

Понятно, что двое суток в поезде, следующем в Болгарию, это тоже испытание, а в жару - и вовсе истязание. Кондиционер на стоянках не работает, а шесть пограничных  и таможенных проверок пассажиры переносят вообще при закрытых дверях и окнах, еще два часа уходит на смену колёс, в итоге при пересечении границы с Румынией народ на шесть часов лишается возможности пользоваться туалетом... С двухчасовым опозданием поезд доставляет нас в Варну в полуобморочном состоянии...

Однокурсники

Мы с мужем отправились на болгарское побережье Черного моря, чтобы встретиться с однокурсником, с которым не виделись сто лет... Румен - болгарин, живет и работает в Варне, а когда-то мы вместе учились в Москве. Его биография впечатляет: после института работал на Козлодуйской атомной станции, потом в НИИ гидрологии, в горной обсерватории, на бельгийско-болгарском предприятии занимался вопросами охраны окружающей среды. Успел обзавестись пятью детьми, все получили высшее образование и занимаются наукой. Построил дом, посадил деревья... Когда мы впервые увидели его уютный дворик, с гордостью показал молодую райскую яблоню, несколько лет ждал её плодов. Наконец дождался – оказалось, персики! Так это ж еще лучше!

… В Варне - день города, толпы народа в поисках развлечений бродят по бескрайнему приморскому парку. В кафе на свежем воздухе, которых здесь не счесть, мы встретились еще с одной семейной парой из юности - болгарином Анри, выпускником нашего института, и москвичкой Люсей, сейчас они живут в Испании (он - гидролог, она преподает английский), но часто наведываются в Болгарию, здесь у Анри мама. Мы легко друг друга узнали и вроде бы не сильно изменились, но сколько же событий за это время произошло! Самое горькое - старший сын Анри и Люси погиб в Израиле. Эту страшную историю накануне поведала мне Маргарита, жена Румена - о том, как тяжело и мужественно родители перенесли трагедию, как поддерживали друг друга и стали еще сплочённее. Она взволнованно говорила по-болгарски, но, странное дело, я всё понимала...

Молодое поколение в Болгарии плохо знает русский язык, люди зрелые и старики еще хорошо его помнят. Мы зашли в большой Успенский собор в центре города, поставили свечи… Может быть, потому, что Варна на море, свечи здесь ставят в стеклянные поддоны с водой, на дне которых толстый слой песка.

Вместо обеда - фрукты

В отеле, где мы остановились, за телефонные разговоры из номера внутри города, как и за междугородные, тоже берут плату - у нас до этого еще не додумались. Самый выгодный курс обмена валюты - в самой Варне, а не на курортах, где потеряешь при обмене процентов 15. Обед в ресторане отеля вдвое дороже, чем в Варне, там же выгоднее закупать фрукты и овощи. Виноград и персики здесь в одной цене, а очень вкусные сливы, из которых делают ракию - болгарскую водку, вдвое дешевле. Арбузы - неизменно сладкие, сочные и красные, с мелкими семечками. Болгары называют их дынями и ближе к месту произрастания продают не на вес, а поштучно, за сущие копейки, по-ихнему, стотинки.

Август – самый жаркий месяц в Варне. Через пару дней, окончательно обомлев от 30-градусной жары, мы почувствовали, что плотно обедать как бы и ни к чему - и перешли на подножный корм, что выгодно отразилось не только на кошельке, но и на фигуре.

Летом местные жители здорово экономят на мясе, а еще - на одежде, весь сезон здесь можно проходить в майках и шортах. Провизию наши приятели закупают в гипермаркете раз в месяц. Посудомоечную машину включают по вечерам, когда электричество дешевле. Энергию в Болгарии выжимают не только из атома, но и из ветра. У мыса Калиакра на высоком пустынном берегу над морем - целая колония ветряков, принадлежащих частной компании.

Благодаря Маргарите, по профессии архитектору (она проектирует открытые бассейны для отелей - этакие маленькие аквапарки), а еще отличной хозяйке, отведали в гостях разных болгарских блюд, которые вполне можно приготовить и у нас. Брынза у них не переводится, её добавляют и в пироги, и в салаты, и в картофельные котлеты. Пирог из слоёного теста с брынзой - это баница. Салат из помидоров и огурцов с брынзой называется шопским. Если добавить туда болгарский перец, маслины и пассированный лук - будет гювеч. Окрошка на кислом молоке - супер в жару! - называется таратор.

Маленькие кабачки разрезают вдоль, половинки фаршируют разноцветными овощами и грибами, запекают - очень красиво, вкусно и полезно. Болгарские перцы распаривают до мягкого состояния, каждый перчик прессуют, обваливают в муке и яйцах, добавляют специи, обжаривают - по виду получается шницель, ну очень вкусный! Сырой перец фаршируют салатом типа оливье и едят, как эскимо - очень удобно брать с собой, отправляясь на природу. Когда Маргарита зажарила к ужину свежую белую форель, то поинтересовалась у нас, какую рыбу едят  в Белоруссии. Увы, первое, что пришло на ум - замороженное филе, о качество которого лучше не говорить…

Коварные волны

На море ходили утром, после 12 солнце в зените, песок не на шутку обжигает подошвы. За зонтик на пляже надо платить, но за чуть большую цену его можно купить в ларьке, пользоваться весь срок и еще отвезти домой для дачи, что мы и сделали. Море редко бывало спокойным, а в последние августовские дни над будкой спасателей развевался красный флажок, предупреждающий об опасности. Спасатели со свистками оттесняли людей к берегу. Волны могли сбить с ног, ударить о камни. Первый раз войдя с нами в море, Румен предупредил, что кепки и очки лучше снимать. А спустя минуту коварная волна смыла очки с него самого! Искать их на дне бесполезно. Урок не пошёл впрок - и уже накануне отъезда та же история приключилась со мной! Дорогие очки-хамелеоны было жаль, но я радовалась тому, что хотя бы сама выбралась на берег из-под обрушившейся на голову волны.

В Варне есть дельфинарий, в нём живут и дают представление 5 дельфинов. Шоу длится 45 минут. Когда мы наконец выбрались его посетить, представление отменили - в тот день родился дельфинёнок! Зато в огромном аквариуме дельфинария мы увидели свежеиспечённого отца, который метался от одной решетки к другой, надеясь увидеть детёныша - однако папашу к новорождённому не пускали...

Музей

Билет в городском автобусе в Варне стоит, как три арбуза, ходят по городу и двухэтажные автобусы, закупленные в Англии. Лесенка в центре салона ведёт наверх, благодаря кондиционеру там не жарко и лучше обзор. Мороженое в уличном лотке втрое дороже автобусного билета. С российским и белорусским не сравнить, слишком сладкое и мягкое, не густое. Наше можно кусать, это – нет.  Уровень доходов, судя по нашему другу, здесь вдвое выше, чем в той же среде у нас.

В музее истории и археологии - редкая выставка золотых масок, Y - IY века до нашей эры.  Их очень много, разной величины, сделаны искусно. Найдены в наше время, а сохранились отлично. Входной билет – как три порции мороженого и вдвое дешевле шоу дельфинов. В музее мы узнали, что Варна - очень древний город, еще в шестом веке до нашей эры известный как греческая колония Одессос. Это название до сих пор носит один из шести районов города. А российская императрица Екатерина Вторая нарекла когда-то Одессой былое татаро-турецкое поселение на берегу Черного моря - как раз в честь античного Одессоса. Тогда считалось, что находился он неподалёку от Одесского залива, но позже археологи нашли эту колонию вблизи Варны.

Название Варна впервые упоминается в XII веке. То же название было и у  реки, что вытекала из Варненского озера и впадала в Черное море. В начале ХХ века после осушения реки и строительства на этом месте порта озеро соединили с морем искусственным каналом. А само слово «Варна» происходит, вполне вероятно, от слова «вар» — минеральный источник, они есть и в горах, и на берегу моря. А дно Варненского озера покрыто толстым слоем лечебной сероводородной грязи.

На протяжении 1950 – 1956 годов это озеро и группа озёр в Рильских горах назывались Сталинскими. Горные озёра примыкали к высочайшей вершине Восточной Европы – пику Мусала (2925 м), который также до 1962 года носил имя Сталина. Ну а Варненское озеро приобрело это имя, поскольку и сама Варна с 1949 по 1956 называлась город Сталин. Вот уж мы удивились! Правда, не знали. Третий по величине город Болгарии, сейчас в нём более 360 тысяч жителей.

Инициатива, как свидетельствуют документы, исходила от рабочих крупнейших предприятий Варны. Они проголосовали за резолюцию о переименовании города. Городской совет её одобрил и поддержал. И в декабре 1949 на площади Независимости в присутствии тысяч людей было зачитано постановление Совета Министров о переименовании Варны в Сталин. А вскоре у входа в Приморский парк был установлен памятник вождю. В 1962-м памятник демонтировали. А вот крышки канализационных люков, отлитые из чугуна в г. Сталин и с его клеймом, еще можно увидеть на старых улицах Варны…

В Варне родилось немало известных в Болгарии и за её пределами личностей, но более всех мы знаем  Филиппа Киркорова, которому вот-вот исполнится 50.

Блеск отелей и неопрятность улиц

Что-что, а автобусное сообщение между болгарскими городами  доступно по цене и хорошо налажено. Поэтому путешествовали мы много. В древний городок Несебр, раскинувшийся на мысе в 150 километрах южнее Варны. В стародавнюю болгарскую столицу Велико Тырново, где родился, жил с родителями и учился в школе наш друг Румен. Осмотрели и сравнили курорты Солнечный Берег (самый многолюдный и плотно застроенный многоэтажками), Албену (напоминает Прибалтику), Золотые Пески (самый фешенебельный), Балчик (теснящийся на крутых горных склонах). Съездили на север побережья, в поселок Тюленово у румынской границы - там отвесные скалистые берега, которые так манят романтиков и экстремалов. Смельчаки ныряют с одиноко высящихся в море скал - зрелище не для слабонервных... Прикрепленные к скалам мемориальные доски с именами тех, кто разбился, отпугивают не всех...

Мама дорогая, сколько на болгарском побережье отелей! Миллион - не меньше. Будь в Беларуси десятая или сотая доля, то-то бы мы разбогатели! Хотя, судя по Варне и примыкающим к ней курортам, не скажешь, что отели сильно пополняют казну. Рядом с роскошным зданием шик и блеск, а шаг в сторону - выбитые тротуары, неубранный мусор, забросаны бутылками и пакетами подземные переходы и дорожки, ведущие к морю, песок на пляже - вперемешку с сигаретными бычками. Остаётся думать, что немалая часть туристического бизнеса пребывает в тени...

Фото автора. Варна.


Рецензии