о важности материального в жизни духовной

Хочу сегодня поговорить о теле. О нашем физическом теле-не тонком, не астральном, не ментальном , не о теле боли. О том самом физическом теле из крови, мышц, сухожилий, кала и мочи, которое и делает нас людьми. Конечно, многие духовные искатели и Учителя разных традиций со мною не согласятся, сославшись на то, что человек- это прежде всего душа и разум. Однако душа и разум, в отличие от тела, есть и у духов, ангелов или, скажем, водяных- но вряд ли можно назвать их людьми. Итак, человек это не только лишь душа но и тело. И если человек лишается тела, например, умирает, то он перестаёт быть человеком и становится, скажем, духом. Так что тело, как и душа, являются признаками человеческого существования.
Так что же такое тело и с чем его едят? Ну думаю с последним вопросом лучше обратиться к агхори или какому-нибудь уважаемому канибалу. А насчёт тела и для чего оно вообще нужно...
но прежде чем я скажу об этом, скажу о том, что меня подчас поражает, и, скажем прямо, неприятно во многих духовных искателях — так это то, что многие из них стараются жить так будто у них нет тела. Вообще. Только одна душа. Они отказываются от социальной интеграции- карьера, заработок денег и прочее, оправдывая это тем, что душа на первом месте, а если что-либо нужно, то Бог сам пошлёт. Они считают ненужным следить за своим физическим здоровьем- ведь это всё преходящее, а душа вечна. Они почему-то стараются избегать интимной близости, так как она «оскверняет и привязывает к материальному». В общем стараются жить так, как будто им не нужно ни деньги зарабатывать, ни заботиться о своём здоровье не рожать и воспитывать потомство и уж тем более что-то своим потомкам передавать.
Ощущение такое, что они стыдятся своего тела, считают, что оно только мешает им заниматься духовной практикой, что им не терпится от него избавиться. Христиане очень любят говорить о том, что люди искушаются, «водимые плотью и похотью», а Брабхупада прямо назвал физические наслаждения «противоестественными». Ощущение такое, что тело для этих людей-это главный враг: оно постоянно отвлекает от духовной практики и искушает. И, о ужас! Оно заставляет человека думать о интимной близости и желать её!  Ведь это не допустимо для духовного человека- думать об интимной близости! Духовный человек должен думать о Боге, испытывать желание бескорыстно служить другим людям и уважать женщин, как своих сестёр, матерей и дочерей, а не желать с ними интимной близости! Ведь желать интимной близости со своей сестрой, дочерью или матерью- это инцест! Духовный человек не должен думать о сексе- ведь это в отличие от любви, которая есть светлое и возвышенное чувство, похоть и разврат! И о деньгах духовный человек думать не должен- ведь это стяжательство, а для духовного человека важнее всего бескорыстное служение Богу и ближнему! И есть духовному человеку не надо- ведь еда питает плоть, которая искушает человека! И квартира духовному человеку не нужна- ведь это мирское, а он такой духовный, что лучше всего жить в лесу. И одежда ему ни к чему- холод и слякоть помогают обуздывать плоть! И семья ему не нужна- ведь духовный человек полностью свободен от любых мирских привязанность! И тело ему не нужно- ведь его истинная природа это чистый дух! И жить ему не обязательно- зачем чистому духу быть воплощённым в мире, где только похоть, грех и разврат? Лучше переселиться в Эдем или на Вайкхунтку.
А если серьёзно, то есть две крайности: первая, атеистическая- это считать что я только тело и души нет, а значит всё, что мне нужно это еда, власть и много секса; вторая же, религиозная- думать что я только лишь дух, а значит всё что вне духа, то есть деньги, социальный аспект и секс, надо отбросить. И то и то- крайности, которых надо всеми силами избегать. А между тем вторая крайность считается у многих духовных людей добродетелью- не думать о деньгах, не думать о сексе, не думать о социализации считается признаком высокой духовности. Видел у одного кришнаита на стене пост: высший признак духовности-не думать о сексе. Исходя из этого надо так понимать, что самые духовные люди- это импотенты. А сколько мужиков лечатся от этого- и даже не понимают, глупые, своего счастья! Духовные практики годами обуздывали в себе половую страсть, плоть свою истязали- а этим счастливчикам всё это досталось просто так! Наверное у них очень хорошая карма, а они, дураки, даже не знают как им повезло! Надо к ним подойти и так прямо сказать «Мужик! Ты не хочешь секса так как ты очень духовный! Ты прямо святой! Прямо новый Будда или Христос! Так что брось все эти мысли о лечении и поблагодари бога та такой дар!»
да, люди духовные стараются жить так, будто у них совсем нет тела. Но, как я уже говорил выше, есть две крайности- полностью отождествить себя с телом и полностью разотождествиться с ним! А ведь последнее часто с людьми духовными и происходит! Они так преуспевают в духовной практике, что получают озарения. А духовное озарение приводит человека к тому, что он нечто большее чем кучка костей, сухожилий, мышц, кала, крови и органов для размножения. Нечто большее чем просто тот, кто должен работать на работе, делать детей и содержать семью. И это прекрасно! Это очень важное знание- что ты не только тело! Ведь с этого начинается Религия в подлинном смысле этого слова- как устремление к чему-то высшему, предельному бытию. Но в озарении есть опасность- если раньше человек отождествлял себя с телом, то теперь он разотождествляет себя с телом. А озарения порой бывают такими сильными и яркими, что не хочется думать ни о чём кроме них- и созерцать, созерцать, созерцать. И внутренняя жизнь становиться настолько интенсивна, что семья, работа, быт, интимная близость- всё это теряет всякую привлекательность.
Может показаться что это- вершина духовности. Но на деле -это ловушка и окончательное падение (в этой, а может и грядущей жизни). Ведь в уме человека сохраняется двойственность- мирское\духовное и потребность выбрать что-то одно, отбросив другое. Раньше он выбирал мирское, отбрасывая духовное, а теперь выбирает духовное, отбрасывая мирское. Но двойственность ума сохраняется. Сохраняется деление на «хорошее» и «плохое». Человек не может осознать себя целостно- и как тело, и как душу, как их единство. Однако он даже не хочет этого сделать- ведь он так сильно переживает озарения, мнимые или реальные, что ему даже не придёт в голову спросить себя «а туда ли я иду?».
На самом деле человеку нужны и тело и дух. Да, дух бесспорно важнее тела. Дух — это предельная и абсолютная реальность. Однако духу надо в чём-то воплощаться- и воплощается он в материальном мире, в социуме и физической реальности. Не воплотись он там, как бы мы сами о нём узнали? Для многих из нас первый контакт с духовным- это прочтение Библии или Бхагават-Гиты, или посещение храма, или иконы, или музыка религиозная. Но ведь всё это -проявление духа в материи. Гита, Библия, Коран- это не просто откровения Бога, это ещё и текст, написанный на материальной бумаге не менее материальными чернилами и отпечатанный в типографии. Храм не просто место где мы можем поговорить с Богом- это здание из камня или дерева, которые строили рабочие и инженеры, прикладывая вполне физические усилия. Религиозная музыка, будь то кришнаитский киртан, христианское песнопение или молитва муэдзина- это вполне физические колебания воздуха. Даже изображение божества- это изображение, сделанное из дерева, камня, рисунок красками на холсте или дереве. Таким образом дух проявляется через материю.
Монахам материя не нужна, им нужно стяжать чистый дух и поэтому они могут и должны отказаться полностью от контакта с материей. Поэтому они могут отказаться от своего «Я»- ведь главная функция «Я» это контакт с внешним миром, и в том числе материей. Но монашество- это удел избранных. Не я, не вы, скорее всего, не станем монахами. А значит нам с вами надо как-то взаимодействовать с внешним, материальным миром. И при этом не терять связь с духом. Это довольно сложно, так как требует постоянного баланса отвлечённость в материальный и духовный план. Монахам легче- у них присутствует отвлечённость лишь в духовный план, легче и материалистам- у них присутствует включённый лишь в материальный план. А вот тем кто остался в миру, но уже, так сказать, не от мира, довольно тяжело. Подмывает искушение убедить себя в том что на двух стульях, де, не уследишь и надо выбрать что-то одно а другое отринуть. Однако это именно искушение- и надо сохранять баланс между материальным и духовным. В конце концов, если вы добились чего-то в плане духовном, то вам захочется поделиться этим с другими людьми- ведь иначе получается, что вы делали всё это для себя. Но большинство людей находиться на материальном плане, а значит вам надо спуститься с вершин духовности, со своей личной горы Кайлас, и прийти в мир простых людей.
Если вы духовный человек, а ваш отец/мать/друзья/девушка/ муж бездуховны, то вы должны войти в мир того, с кем собираетесь своей духовностью поделиться. То есть ваш дух снисходит в материю мира этих людей. Снисходить можно по разному- через беседы, рисование живописи, пение, танцы. Например я знаю протестантскую общину, где люди свидетельствуют от Христа с помощью рок-музыки. Может показаться странным- что общего у рока и Христа? Однако это именно тот язык, который понимает молодёжь- и этот язык говорит о Христе под час лучше, чем пение непонятых слов на непонятном языке. Если вы придёте к кришнаитам, вас либо накормят, либо пригласят на киртан. Вряд ли вы сразу поймёте кто такой Кришна и чего именно этот синенький с флейтой хочет от вас- а вот покушать или потанцевать вы, скорее всего, не откажитесь. Суфии проповедуют Бога через ритмичную музыку, танцы и пение. Постигнуть учение Суфиев трудно, а вот танцевать под их музыку легко и приятно. Так что  во всех случаях имеет место снисхождение духа в материю, облечение духовного в понятную и ощутимую материальную форму. Ведь именно это я сейчас и делаю- я облекаю свои бесформенные  бестелесные мысли в форму слова, которое ты сейчас читаешь. А ведь слово- это всегда некая обусловленность, помещение мысли в рамки некоторых интеллектуальных координат. Сама мысль как бы бестелесна, но оформляясь в слова, она приобретает некие логические координаты. Сама по себе мысль выше слов, выше всяких представлений, но такую мысль вряд ли многие могут понять и воспринять. Поэтому нужно облекать мысль в слова. Да, это добавляет некую рациональность, подчас  искажает смысл, однако без этого мысль вряд ли может быть передана адресату-  в данном случае тебе.
Завершая это эссе хочу сказать следующее. Мы люди- а человек это не только лишь душа, но и тело. Дух абсолютен, но дух может зачастую проявить себя только через материю. Поэтому очень важен физический план- работа, забота о теле, социализация- так как именно через него выражает себя дух.  Любовь вне всяких сомнений духовна, но чтобы её выразить часто нужна интимная близость. Поэтому надо принимать обе стороны реальности- физическую и духовную и не отбрасывать ни одной из них, но поддерживать их баланс.
Ведь подлинная реальность- по ту сторону всякой двойственности


Рецензии