Похищение праздника

   Наша деревня отмечала Престольный праздник - День Святой Троицы. Жители называли его проще: Троицын День или Троица.

   По незыблемой традиции в деревню съезжались гости - родственники и родные. На праздник в нашем доме собирались мамины братья: дядя Боря, Дядя Коля, дядя Лёня и Дядя Витя. Все приходили с жёнами и приносили подарки для стола. В субботу из Загорска приезжала мамина сестра тётя Шура, чтобы помочь по хозяйству.

   Все дома заранее готовились к этому важному праздничному событию и в своей, и в деревенской жизни. Закупали и берегли деликатесные продукты, гнали высококачественный самогон, варили хлебный квас.

   Гостей встречали бревенчатые избы, крылечки и окна которых были украшены берёзовыми ветками с молодыми нежными листочками. На этот праздник выдавалась всегда тёплая сухая погода. Гости собирались рано. Вели разговоры, помогали накрывать на стол. Последнего приглашённого никогда не ждали. Все усаживались за большой стол на стулья, табуретки и длинные лавки, сделанные специально для таких и других случаев. Усаживали и нас, чтобы накормить и "выгнать" на улицу.

  Сказать, что стол ломился от яств, - это ничего не сказать... Еда была необычной и очень вкусной. На столе были солёные грибы, квашеная капуста с клюквой, солёные огурчики, изумительный взвар из сушёных грибов. В селёдочницах под кольцами репчатого лука пряталась селёдка. От неё были видны только голова и хвост. Стояли различного вида рыбные консервы: шпроты, килька в томатном соусе. Мне очень нравилась такая килька, когда её подавали с отварным круглым картофелем. Копчёная и варёная колбаса, в то время считались редкостью, но на столе они были. Кроме холодных закусок, позднее, подавались и горячие.

   Выпив и закусив, гости затягивали любимые песни. Всегда пели "Хасбулат удалой", "Бродяга Байкал переехал", "Вот кто-то с горочки спустился" и другие, которые я уже не помню. Почти в каждом доме была гармонь. У нас была  "Тульская" - её купил наш отец - Иван Петрович. Многие умели играть.

   Праздник не ограничивался сидением за столом и переходил на улицу. Люди собирались на ровной зелёной лужайке и вставали в круг, в котором начинались пляски и пение частушек. Частушки были весёлые с юмором, озорные и с хулиганским содержанием. Мне запомнилась одна из них. Её спела тётя Надя, которую в деревне все звали Наденькой. Она спела: "Я работала в колхозе с пятницы до пятницы... Нет! Не все доярки леди - леди и телятницы!"

   Выступления проходили в активном и быстром темпе. Плясуны быстро сменяли друг друга. Все были красиво одеты. Деревенские женщины были похожи на дам. С лиц зрителей не сходила улыбка. В их душах оживали теплота и радость.

   После сольных выступлений начиналось гулянье. Гуляющие брали друг друга под руки и ходили по улице вдоль деревни. Вместе с ними ходили и гармонисты. Все пели на ходу русские народные и популярные песни. На праздник приходили гармонисты и из других деревень. Работы хватало всем гармошкам.

   Выгнав хмель и проголодавшись, гуляющие расходились по домам и отдыхали за праздничными столами. После чего на улице стали появляться заметно "окосевшие" мужики. Были случаи, когда некоторые из них напивались "до чёртиков" и "не вязали лыко". Бывали случаи, когда "особо одарённые" начинали буянить и их приходилось усмирять, связав верёвкой по рукам и ногам.

   На праздник приходили и незваные "гости" из соседних деревень. Они были всегда трезвые, но вели себя задиристо и провоцировали драки. Таких "гостей" всегда ждали и готовили для них "гостинцы" в виде палок, кольев и других усмиряющих агрессивный пыл приспособлений, которые прятали в траве возле изгородей.

   Дрались, нередко, до крови... Поддубенские мужики всегда одерживали победу, ибо были в большинстве и знали, что правда - на их стороне. Во время побоищ доставалось и изгородям, из которых пришлые выламывали колья для нападения. Драки вносили непонятную изюминку в праздник и надолго запоминались.

   В один из таких праздников в нашей деревне пропали два мальчика - братья Сашка и Вовка. Жителям и гостям было не до веселья. Все вышли на поиски пропавших. Обследовали все пруды и болото, кусты и овраги...

   Босиком я шёл за Сашкой по железнодорожным шпалам. Солнце нещадно жарило мою голову. Мы шли долго. Хотелось пить, но я терпел...

   Один из жителей деревни был механизатором в колхозе и его автомашина стояла возле дома. Он позвал нас прокатиться на ней. Посадил меня и Сашку в кузов. На переезде у Экскаваторного завода "похититель" высадил нас и уехал. Конечно я тогда не знал ни про Экскаваторный ни про переезды.

   Мы дошли до следующего переезда. Свернули на шоссейную дорогу к Фрезерному. Измотанные жарой и голодные, с избитыми ногами, мы приплелись домой.

28.01.2017
На фото я и Сашка справа
1969 год. Тамбов - ТВВАУЛ

      

    

          


Рецензии
Здравствуйте, Владимир Иванович! Очень хорошо описали Вы деревенский праздник "Троицу". Я родом из Западной Сибири, от Барнгаула 120 км на юг. Но родители мои и родня, когда "гуляли", пели те же песни! Широка страна, а народ один! Но драться из соседних деревень к нам не приходили, не было такого. Подобное я читал у Солоухина и думал, что он "сочиняет". Под конец у Вас не совсем понятно получилось. О пропавших мальчиках вы говорите как о посторонних, от третьего лица. А ведь это Вы потерялись, а не кто другой. "В один из таких праздников в нашей деревне пропали два мальчика - братья Сашка и Вовка. Жителям и гостям было не до веселья. Все вышли на поиски пропавших. Обследовали все пруды и болото, кусты и овраги..." А после этого: "Босиком я шёл за Сашкой по железнодорожным шпалам. Солнце нещадно жарило мою голову. Мы шли долго. Хотелось пить, но я терпел..." По-моему сначала нужно рассказать, как механизатор посадил вас в машину и бросил далеко от дома, потом - как вы шли, а уже о том, как вас искала вся деревня. Но - автору виднее, а вернее - ему всегда больше всех понятно. Удачи Вам! Василий.

Василий Храмцов   12.04.2017 19:06     Заявить о нарушении
Спасибо Василий за комментарий. Я специально делаю путаницу в повествовании, чтобы заставить читателя задуматься над прочитанным, ведь, по сути дела, Вовка и Владимир Иванович - разные люди. Описать все события произошедшие в короткий промежуток времени невозможно. Что-то должно остаться "за кадром" и "между строк".

В рассказе "Незабываемый полёт" я описал свой сон.

В Дмитрове есть Литературное объединение с названием "Дмитровские Зори". Мы собираемся в центральной районной библиотеке каждое второе воскресение месяца в 11 часов.
С уважением и благодарностью!

Владимир Иванович Кабанов   13.04.2017 07:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир Иванович! Извините за те вопросы, которые Вам задал. Действительно, автор может применять различные приемы, поэтому кому какое дело, как он это преподносит. А если кто чего не понял - сам виноват! Соображать надо! Благодарю за сообщение о заседании литобъединения. В ближайшие месяцы вряд ли я смогу на них побывать, а, возможно, что это останется моей золотой несбывшейся мечтой. Творческих Вам успехов! Василий.

Василий Храмцов   13.04.2017 10:47   Заявить о нарушении