Словарь пимоката
/Развлекательно-познавательный/
Настоящий «Словарь» подготовлен мною, действительным пимокатом, скатавшим собственноручно свыше трехсот пар пимов /валенок-самокаток/. Если учесть, что у меня за спиной полный курс философского факультета /УрГУ,1979/, то это вступление к предлагаемому словарю я рассматриваю как заявление о регистрации моего рекорда в соответствующей книге рекордов: действительно, есть ли еще один философ, скатавший столько пимов? И есть ли пимокат, получивший /для катания пимов?/ диплом философа? Как говаривал Маркс в предисловии к «Капиталу», «всякое начало трудно». А мне пришлось преодолеть сразу два трудных начала!..
Какие моменты в «Словаре» будут шутливо-развлекательными, а какие - профессионально-познавательными, читатель без труда увидит по тону или по чему-нибудь еще. А вообще-то здесь всё «кроме шуток», если вы озабочены своим здоровьем или будете когда-нибудь озабочены.
Прежде всего о главном «водоразделе» в сфере «валяной обуви»: она бывает А. фабричного изготовления и Б. ручного. О радикальных различиях между этими А и Б вы обязаны знать, потому что мы живем практически у полярного круга, и планетарно-погодные прогнозы обещают только похолодания. Итак, различия:
1. В фабричных валенках /сегодня, может, «артельных»/ 20% натуральной овечьей шерсти, остальное - это растеребленное шерстяное тряпьё, коровья и верблюжья «мертвая» шерсть, состриженная с убитых планово или погибших животных, и прочее дерьмо /с точки зрения истинного пимокатства, «придуманного» нашими пращурами для сохранения здоровья/. А в валенках /пимах/ настоящей индивидуальной ручной работы 100% - натуральная овечья шерсть! А из этого вытекают другие важные различия.
2. Фабричные валенки, ввиду короткости почти всех используемых «шерстинок», чтобы валенки не развалились - их приходится скатывать чрезмерно сильно - машинами. Но всё равно стенки такого «пима» местами напоминают крашеную глину, и, еще не проносившись, подошва, например, уже трескается или отваливается кусками. А известно, что плотный материал не защищает от холода, только закрывает от снега.
А вот настоящие самокатки /тут шерстинки 5-10-15 см длиной / катаются только до обретения и сохранения валенком формы, не больше, остаются «пористыми», вообще не теряют «внутреннее» тепло; подошва может проноситься до тонкости капрона, но валенок сохраняет еще свою функциональность, носкость; в таких валенках тепло и босой ноге при температуре «снаружи» минус тридцать.
3. Шерстинка /овечья/ - это не «отрезок гладкой лески», а напоминает колос, то есть длинный «стебелек» со множеством ответвлений. Скатывание шерстинок между собой происходит не «спутыванием» «стебельками», а именно бессчетным сцеплением ответвлениями: это как две руки соединить пальцами «в замок». Но! Свежая шерсть, насыщенная серой и пр., при опускании заготовки валенка в горячую воду, мгновенно «топорщит» ответвления стебельков, и при соответствующем воздействии на заготовку идет интенсивное сцепление этих ответвлений с такими же на другом "стебельке", «скатывание»: заготовка уплотняется, уменьшается до соответствующего размера, приобретает форму.
А у фабричных пимов: шерстяное отребье б/у и разная «мертвая» шерсть - серы там уже нет, ничего не затопорщится, и в заготовки /и в рабочие зоны валяльных машин/ добавляют серную кислоту: только она вздыбливает «шерстинки»; иначе эти «глиняные валенки» вообще не изготовить. В таких цехах «густой» запах кислоты. Но серная кислота остается и в фабричных валенках, на морозе они очень твердеют, становятся «деревянными». Но это «предельный вариант», потому что нынешние артели могут увеличивать процент натуральной шерсти, использовать меньше кислоты и т. д. Дело в том, что многочисленные советские фабрики валенок, работавшие на армию, в большинстве исчезли /армия в другое обута/, но некоторые работают.
Валенки-самокатки кислоты либо не имеют вовсе, либо имеют тот минимум, который лучше обеспечивает сохранение формы, и только. Самокатки на любом морозе остаются мягкими, «гнущимися», не уродующими ногу. Если вы обратите внимание, на базарчиках «машинные» валенки артелей предлагаются под названием «самокатки»; только опытный глаз может определить, что это «лажа», а купивший мучается потом, когда чуть намокнув и высохнув, валенок вдруг «стал мал»: валенки настоящей ручной работы не меняются в размере, сотни раз намокнув и высохнув.
4. «Интенсивная» технология на фабриках /в артелях/ позволяет получить валенки только с одинаковой толщиной голенища и подошвы, а часто подошва тоньше, нежели верх голенища. «Ручной» пимокат старается делать толщину голенища вверху 2-3-4 мм, а толщину подошвы - 10 мм; может особо сформировать «зону каблука» толщиной 15 мм. Некоторые бабули заказывают самокатки «мягкие», чуть плотнее шерстяного носка; многие пенсионерки любят валенки-тапочки /по щиколотку/: ходить по жилью или «выбежать» ненадолго на улицу; такие самокатки требуют вполовину меньше материала и работы /ведь сложность - это тонкое, но без дыр и слабых мест голенище, а его у «тапочек» нет/. Мастер-пимокат изготовит вам «ортопедические» валенки: например, с очень широким голенищем, с высоким взъемом или уширенным носком - в зависимости он ваших «бед».
Подведем предварительный итог. Недостатки фабричных валенок: в них мало натуральной овечьей шерсти; чрезмерно тверды и грубы; в них холодно; они на морозе «деревянные»; мы носим на ногах серную кислоту; часто «сбегаются», то есть уменьшаются в размере; их быстро выбрасываем из-за плохой подошвы; они на некую «среднюю» ногу, хотя и разного размера.
Отсутствие у настоящих самокаток перечисленных выше недостатков дает самокаткам соответствующие плюсы, не требующие повторного объяснения, - кроме 100%-ного наличия натуральной овечьей шерсти. Что она дает ногам и человеку? Во-первых, гигроскопичность: нога не потеет, не скапливаются запахи - все поглощает валенок и куда-то девает потом. Во-вторых, научный факт: поддерживается половая функция у мужчин. В-третьих, крепко-толсто-мягкая подошва самокаток гасит, поглощает при ходьбе вредную микровибрацию тела при каждом шаге - по бетонно-плиточным полам на работе, в учреждениях и магазинах, на тротуарах. Ведь зимой кроссовки редко носят. Многие трудяги, если позволяют условия, одевают на работе валенки, а то ведь есть и «вибрационная болезнь». Фабричные пимы тоже «гасят», но хуже.
Дальше речь пойдет только о пимокатах «ручной работы», о настоящих валенках-самокатках, о терминах, так сказать, в этом секторе мировой экономики и истории.
Я пишу эти строки на Урале, но представляю новгородско-архангельскую «школу» ручного пимокатства, потому что то селение, которое дало пищу для «словаря», основано и заселено выходцами из-под Новгорода и Архангельска, согласно письменным источникам, обнаруженным в селении; а так же согласно сравнения говоров. Называю НАШУ «школу» потому, что в других «школах» совсем другие технологии ручного пимокатства. Приведу пример.
Лет 25 назад прочитал в журнале, что где-то у Волги валенки делают так: делают колодку, повторяющую конфигурацию ноги; на нее слоями наматывают 1 килограмм /!!!/ шерсти; а дальше поливают горячей водой и обколачивают вкруговую палкой - намотанный материал уплотнится; потом сушат, вынимают колодку, валенок готов; итого на пару женских валенок - два кг овечьей шерсти.
Валенки уральско-новгородско-архангельской школы: на женские валенки 37-38 размера надо не больше 1,2 кг шерсти /по 0,6 кг на валенок/. После изготовления /которое еще называют выстирыванием/ 1 валенок весит 450 грамм. В то время как зимний женский сапог в среднем весит 650 грамм. Однажды меня попросили скатать валенки «потолще» из 1,4 кг /вместо 1,2 кг/. Скатал, попросил мать примерить. Она, выросшая в старинной пимокатной семье, надела и заворчала: «Тяжелые! Не катай больше такие, в них неславно ходить».
Хм, всего-то каждый на сто грамм тяжелее! А если бы она надела валенки по килограмму каждый? В нашем селении ни одна баба такие бы не надела, если не сошла с ума, а «пимоката» такого засмеяли бы и заплевали. А селение наше выделялось тем, что в нем практически каждый мужик катал валенки и семье, и на продажу. А в старину группами уезжали куда-нибудь на Алтай, с колодками, оседали в селении каком-нибудь, по месяцу «обкатывали» там округу. Так что «школа» в ремесле - это очень важно и конкретно, это искусство... простите, «народный промысел». Мне «посчастливилось» «работать в нашей школе», и вот пишу о ней.
И последнее «общее замечание»: умелый пимокат тратит на делание заготовки пары валенок - часа три; на самое катку «в мокрую» в бане на верстаке /на полкЕ/ - часа полтора - два с половиной. Остальное: заготовка дров, принос воды, топка бани, сушка валенок, чистка их от лишнего ворса - это походя. Стоимость работы издревле исчислялась не количеством скатанных пар и их размерами, а исходя из числа перекатанных «фунтов» /фунт - примерно 400 грамм/ шерсти, то есть материала.
Прежде чем перейти к «статьям» моего «Пимокатного словаря», их расположению по алфавиту, выскажу одно важное замечание по самому алфавиту и вообще по русскому языку, кратко. Вы, наверно, заметили, что в нашем языке разительно больше слов на букву «п», нежели на любую другую букву? Кто-нибудь задумался, почему так? А я в свое время задумывался, при катке валенок, и пришел к сенсационному открытию: это потому, что ручное пимокатство возникло до появления языка; и оно породило основную морфему «пим» - на «п», и много других, относящихся к валенкам, слов на букву «п»: пройтись, подделка, потерять, прайслист, посмотреть, пьяный /пимокат/ и другие. И при возникновении русского языка изначально возник как бы «перевес» на букву «п». Сопутствующее научное открытие: пимокатство древнее известной «самой древней профессии». Но переходим к «статьям»:
АВАНЗАЛ - предбанник.
АВАНТЮРА - пимокат взял много авансов.
БАБА - 1/ жена пимоката; 2/ любая заказчица противоположного пимокату-мужчине пола; 3/ движущаяся часть механического молота, спец.; 4/ пимокат с чертами поведения бабы.
БАНЯ - 1/ самое распространенное место для катки /выстирывания заготовки/; 2/ место, где молодой женившийся пимокат видит жену раз в неделю.
БАРАН - 1/ самец овцы; 2/ человек, ни черта не понимающий в пимах, их свойствах и качестве; 3/ человек, вообще ничего не понимающий.
ВАЛЁК - 1/ см. сл. Ожегова; 2/ в пимокатстве именно для катания валенка на катарушке /деревянном валике внутри/ применяется валёк чугунный тяжелый с рёбрами, или деревянный, обмотанный толстой проволокой /взамен ребер/.
ВЕСНИНА /с ударением на «и»/ - овечья шерсть весеннего острига, из которой почти невозможно скатать валенки. Говорят: «Веснину подсунули» /это о заказчиках/.
ДОСКА - 1/ оструганная скругленная доска, упирается в плинтус, кладется на табурет, на нее надевается валенок, и его чистят куском пемзы, чтоб стал гладким; 2/ жена молодого пимоката без... ну, в общем, доска, но с годами только хорошеет.
ЕДИНОРОГ - пимокат, поймавший свою бабу в самом "начале" с другим пимокатом, то есть как бы еще на стадии заготовки, а не катки.
ЗАКАТ - 1/ первая стадия катания-валяния /без инструментов, голыми руками/, когда заготовка скрепится, «не расползется», и можно переходить ко второй стадии - катать вальком и пр.; 2/ не путать с «Закатом Европы» Освальда Шпенглера /1880-1936/.
ЗАРАСТИТЬ, ЗАРАЩИВАТЬ - в избе на широкой специальной столешнице сделать заготовку валенка: выкройку-тряпицу обложить шерстью, обернуть другой большой тряпкой, свернуть валиком, покатать руками , развернуть: получится большой рыхлый валенок, заготовка, «чулок» - для последующей катки с горячей водой в бане. /Внимание: изложено очень упрощенно!/
КОЛОДКА - одна из четырёх деталей, которыми изнутри мокрый валенок после катки формируется до нужных размера и конфигурации. Фраза: «Наколотил валенки» или: «Посадил на колодки». При этом различают колодку-«носок» и три вертикальных в голенище.
ЛЕСА - вертикальные колодки /в голенище/: «передовка», «задовка», между ними «середовка» в виде клина длиной с голенище. Когда вставлены в мокрый пим носок, передовка и задовка, вбиваем середовку до конца, и колодки распирают пим в необходимый размер. Колодки подбираются заранее, складываются «на сухую»: меряется размер. Колодки бывают мужские, женские и детские. Образуемые размеры - от 16-го до 31-го и выше.
КТО /обычно в сочетании с «где»/ - частый вопрос: «Кто где катает? Кому заказать?»
МЫ - 1/ пимокаты; 2/ рифма к «пимы».
НЕУЧ - пимокат, сам научившийся катать пимы.
ЛЕНТЯЙ - 1/ любой мужик, не умеющий и не желающий катать пимы; 2/ заказчик мужского пола.
НА ВЫБРОС - когда не понятно, где пим, где заплаты.
НЕРАБОТЬ - пенсионер, продолжающий катку пимов.
ОБЕЗУМЕТЬ - разучиться катать валенки.
ОБЕСПАМЯТЕТЬ - пимокат забыл про заказ.
ОЛИНАФТ - так в старину называли подобие керосина, для протирки валенка после чистки пемзой, после опаливания над керосинкой остатков ворса.
ОСЕНИНА /с ударением на «и»/ - шерсть осеннего острига, пригодная для катки пимов /в ней много серы, из-за летних условий; а вот к весне шерсть «сухая», только для вязания/.
ОТОПОК - пим, уже ни на что не похожий, даже на пим; донельзя истасканный.
ПИМ - 1/ вид валяной обуви; 2/ Пим - английский писатель.
СТРУНА - бычья длинная высушенная кишка /2-3м/, выскобленная, ставшая шершавой; применяется для распушивания шерсти /эквивалент чесальной машины/. Струну натягивали где-нибудь в углу, накладывали под нее шерсть, дергали, струна вибрировала, ударяла, "била", растряхивала клочки шерсти, «расчесывала». Процедура называлась «бить шерсть»: струна била многократно и мгновенно по шерсти, пока та еще не упала на пол. "Машины по расчесу" народ называл тоже «шерстобитками».
ФИЛОСОФ - 1/ пимокат, имеющий высшее философское образование.
ХИТРОСПЛЕТЕНИЕ - процесс скатывания шерстинок, шерсти в валенок.
ЧЕСАНОК - тонкий валенок для носки с калошами /из хорошо расчесанной шерсти/.
ШЕСТЕРИКИ - толстые мужские пимы 30-31 размера из шести фунтов шерсти.
ЩУПАТЬ - 1/ плюнуть на ладонь, положить щепотку шерсти, скатывать между ладонями, приплевывая: должен остаться плотный скатанный шарик с горошину; если он почти не растеребливается - шерсть пригодна для валенок. Если шарик внутри пуст, как сдутый мяч - из этой шерсти валенки не скатать. Говорят: «Шерсть щупал?»; 2/ «И лёгкий пёрст касается игриво / До милых тайн. Всё для Марии диво, / Всё кажется ей ново, мудрено, / А между тем румянец не стыдливый...» - А.С.Пушкин, «Гавриилиада».
ЭРОТОМАН - любитель без конца примеривать разные пимы
Наконец, буква «я» и самое ключевое слово любого пимоката: «Я»!
«Я» - /в пимокатстве/ духовный центр пимоката как индивидуальности, относящейся деятельно к пимам, к миру и к себе самой. Собственным «я» обладает пимокат, самостоятельно контролирующий свои поступки и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории пимокатства, толкуя «я» в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания пимокатского «я».
По Декарту, пимокатское «я» обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания пимокатного дела и этим утверждает свою самостоятельность. Точка зрения изолированного индивида-пимоката и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма - к низведению пимоката до уровня пассивного объекта, который подчиняется внешнему ходу сапоговаляния.
Немецкая классическая философия отказалась от психологически-индивидуалистического толкования «я» пимоката, свойственного английскому эмпиризму. Но она отделила это «я» от живого общественного пимоката и превратила в «трансцендентальный субъект». Не понимая изначально предметного характера пимокатства, Фихте считал пимокатское «я» субстанцией, абсолютным творческим началом, которое полагает не только самого себя, но и всё сущее, шерсть, колодки, размеры, верстак и так далее как своё «не-я».
Развивший диалектику объективный идеализм истолковал общественную сущность пимокатского «я» как стоящую над конкретными пимокатами отчужденную силу - мировой пимокатный разум /Гегель/ и т. п.
Иррационализм воспроизвёл ощущение личности пимоката в буржуазном обществе, сталкивающейся с отрицанием в ней «я» пимоката, сапоговаятеля, художника! Но иррациональная точка зрения на пимоката лишь увековечивает ситуацию отчуждения.
Фрейдизм выразил расщепленность пимоката-самокатчика в условиях капитализма, биологизацию побуждений как погружённость «я» пимоката в «оно» /царство слепых влечений к катанию пимов/, а искаженное восприятие пимокатом своей собственной общественной сущности - как результат контроля враждебного ему «казённого», фабричного, промышленного «сверх-я».
В классово-антагонистических формациях расщепление и отчуждение пимокатного дела действительно ведёт к обезличению пимоката-самокатчика, к утрате им своего «я». Поэтому в основе преодоления ложных концепций «я» пимоката лежит реальная борьба за утверждение пимокатом себя в качестве творца общественных отношений, отношений к обуви и выбору ее, норм ношения ее и расходов на нее.
Самое полное и свободное проявление в каждом /!!!/ человеке как активно действующем субъекте его пимокатского «я» становится возможным лишь при коммунизме, но действительным уже при капитализме, в условиях всестороннего прогрессивного и регрессивного развития личности.
К О Н Е Ц
Свидетельство о публикации №217013100303