Правда смерти. Десять лет спустя

Когда я писала первый рассказ «Правда смерти», я была еще студенткой. Тогда меня искренне задела проблема конечности человеческой жизни. Ведь всегда неприятно осознавать, что умирать всё равно придется…

Моя заметка тогда была оценена педагогами филологического факультета, что, несомненно, было приятно, и я даже иногда с тревогой думала, что лучше уже ничего не напишу. Ведь про жизнь писать как-то всегда легче и проще, а вот про смерть… Ведь никто там не был. Мы можем только увидеть смерть кого-то другого, но свою…
Мои жизненные пути сплетались в чудесный узор, здесь и замужество, и рождение детей. Тогда, стоя в окне родильного дама со спящим кульком в руках, я в очередной раз подумала: «Господи, если так тяжело родить ребенка, почему так легко эта жизнь может быть отнята?»

А потом, глядя на наших с мужем родителей, которые вдруг стали бабушками и дедушками и слегка приуныли, я поняла, что они боятся старости. Потому что дальше рано или поздно будет смерть... Кто-то, конечно, пытается «не морочить себе голову», дескать, когда время придет, тогда и подумаю, но при этом с чувством какого-то отчаяния цепляется за работу, за здоровье, за друзей, за внуков, пытаясь показать себе свою нужность. И очень огорчается, понимая, что здоровье всё равно уходит, на рабочее место придут другие, а друзья и внуки поплачут и пойдут дальше, ведь мы же сами столько раз это делали, когда умирали наши близкие…

Первый вдох облегчения пришел, когда я поверила в бессмертие души. Я представила, что душа делегатом от моего тела и разума полетит «на небо», и стало немного легче. Но вместе с тем появилось и чувство некоего беспокойства: а что же «поведает» о моей жизни эта самая моя душа?  Ладно, с этим как-нибудь разберусь –  времени много… Или нет?

А каково это вообще – умирать? Глупый вопрос: это больно? Ведь никто из тех, кто отошел «в мир иной» уже об этом не расскажет…Когда я лежала в инфекционной больнице нашего города, мне рассказали, что у них есть отделение, где содержатся наркоманы. «Они мрут там постоянно. Мы их называем «гоблинами»», –  улыбнулась медсестра. Тут я предположила, что если ты наркоман и смертельно болен, то наверняка принимаешь смерть, как нечто должное. «Нееет, –  возразила мне медсестра, –  они цепляются за жизнь до последнего, кидаются на врачей, воют, орут…  Они боятся умирать…» «Какой ужас, –  подумала я, – значит смерть – это что-то страшное и зловещее». Я закинула эту мысль в дальний угол своего сознания и старалась ее там не шевелить, дабы образ, который я тогда увидела, не возник передо мной вновь…

Но жизнь шла дальше и, спустя много лет, я стала вливаться в христианскую среду, а христианство в меня, и первое, что меня зацепило в общении с воцерковленными людьми, спокойные разговоры о смерти, дескать «усоп, отпели и, слава Богу!». Но постойте, так же не может быть! Как это «усоп»?! Вы хотели сказать «умер в страшных страданиях»?! Ну ладно, даже если «умер во сне», это всё равно значит «был человек – и нет человека»! То есть сегодня я такой хожу и разговариваю, а завтра гроб с моим телом засыпают землей!? КАК можно об этом говорить «и, слава Богу»!??? На мою бурю негодования нельзя было дать какой-то определенный ответ: «Ну как-то так… Смирение… Царствие Небесное…»

Но я девушка пытливая: раз «не хотят» говорить, буду сама искать... «Несвятые святые», «Житие блаженной Моники» (матери святого Августина), «О празднике Успение Пресвятой Богородицы» (тоже мне праздник! «Успение», это же смерть!?) Я лопатила всю более или менее удобоваримую литературу на предмет поиска одного вопроса: каково это – умирать? И меня поразило, что все эти святые люди, ну или, по крайней мере, «стремящиеся познать Бога на земле», реально, «усыпали». То есть они прекрасно знали, чувствовали, а кто и прямо говорил, что срок их жизни подходит к концу, со всеми прощались и спокойно «отходили к Богу» не испытывая ни боли, ни страдания…

«Христианской кончины живота нашего у Бога просим» –  читают на литургии в храме. Что же скрыто за этими словами? Наверное, именно это желание умереть легко, без мук душевных и телесных, «уснуть». Но как к этому подойти? Думаю, тут одной молитвы мало... Чтоб не мучилась душа, не «тяготилась», в течение всей жизни не нужно закидывать в нее всякую дрянь, которая камнем прижмет ее к земле, мешая лететь, куда следует. Нужно наполнять эту душу свежим воздухом благодати и тогда она сама воспарит над землей туда, где ее очень ждут…
Вот такая вот правда смерти, точнее правда жизни. Жизни вечной…

13 октября 2016г.


Рецензии