Академический хлопок

Академический Хлопок или жизнь с понятиями

Предупреждение: автор настоящего эссе, как в живописи так и в литературе, творит формате  «наивного» искусства, потому ничего «академического», кроме возможных смыслов, вы тут не найдете.

Человек это историческая единица, понятия собственные - основа этой единицы. 

Мои российские друзья не понимают, если я говорю «хлопок», «плов», или «Солнце». САМПИ я и не говорю, это для них на Луне. И для своих потомков, выросших вне советского Узбекистана,   я - инопланетянин, лунатик. Надеюсь, это уже их собственное понятие.

Они думают Солнце это на небе.  Нет Солнца в Российском небе, как и в Турции или Египте или где еще в этом мире, это не Солнце. Это или лето или зима, но не Солнце. Настоящее Солнце живет в огромном провале, за горами Чимгана, и видеть его можно только  десять минут, когда оно рождается и восходит в мир. Огромный плывущий шар, в пять раз больше Луны. Но как оно взойдет в небо – это уже не Солнце, это день.

Первое моё понятие «Ходжейли». Этого «Ходжейли» нет на картах, этого нет нигде, я там родился, но никогда этого Ходжейли не видел, и конечно его не видел никто. Но там есть мутная река Амударья, меня там поймали родители, эту реку я тоже никогда не видел, доверяю родителям на слово, или на понятие. В этом Ходжейли есть две школы (Маяковского и Ленина), два дома специалистов, два родильных дома (городской и железнодорожной больницы) и больше там ничего нет. Есть еще там тугаи, и охота на фазана и кабана, Арал есть с сомами и красной икрой в трехлитровых банках. Вот что кратко есть понятие – «Ходжейли». 

     Плов это  не азиатская каша с мясом, плов это  праздник. Манты конечно тоже праздник, но после того как моя мама ушла в мир иной, этот праздник закончился, так как настоящие манты, могла  делать только моя мама. А вот плов, даже если я его сделаю, и получится каша без мяса… это всегда праздник (без моркови плова не бывает).

«Хлопок»

Хлопок это не кусты с ватой, которую любят есть бараны – Хлопок это обязательные сельхоз работы в СССР (для некоторых категорий граждан). В России это была «картошка», в Азиатских республиках «хлопок». Я начинал студентом с «картошки»: два года очень понравилось, потом был опять хлопок, который мне  очень нравится сегодня вспоминать.

Конечно, в школе я от родителей слышал о хлопке в Ходжейлях, но тогда для меня это было растение с коробочками на уроках ботаники, ташкентские школьники были далеки от сельхоз работ.    

 Первый раз прочувствовал, что такое хлопковая компания, когда начали собирать мою старшую сестру, на первом курсе педагогического. Раскладушку с одеялом-спальным мешком купили…  беспокойства было море…

Второй год она не поехала, много беспокойства было по поводу медицинской справки, освобождения…

Но вот для меня «хлопок» прошел по полной академической программе - я был «хлопкоробом» (студентом ), «Обслугой» (студентом) и бригадиром (преподавателем). На тракторе я тоже ездил, но только  для экзотики, поперек грядок.

В САМПИ перевелся из Куйбышева на третий курс и через месяц на хлопок. Первый месяц в сентябре они не учились… ходили на занятия и ждали когда «Объявят на Хлопок», мне это понравилось!

3-й курс
 Отлично помню визуально и барак и родные поля… два месяца, последние недели со снегом.   
 Когда нас первый раз повезли в баню, думал приехали в Самарканд, Дворец эмира или самая большая мечеть-медресе, оказалось местная баня. Понравилось!

Первые институтские друзья – ташкентские узбеки, я тоже оказался ташкентский узбек! Деление на землячества. Это мне не очень понравилось, как и быть дежурным, и бегать темной утренней ночью за кипятком для завтрака. Конечно, если начинать описывать с моего друга Тулкуна , затем про плов  в воскресенье, которое отмечают в сельхоз работах только пловом (без выходных) – от восхода до заката, - если все описывать, то это в роман, я только академически. Да, конечно «преподы» , с фармы - «ТезрокЕгитляр» (быстрееребята)…извините. Тохри у нас был!!! Древний Таджик (Авицена) с социальной гигиены -  всегда нас грецкими орехами подкармливал (Спасибо)! 

Поясню про друзей узбеков. Первый был в нашем многоквартирном доме Карим, мы выросли вместе. Мой отец вырос в махале, я в новом Ташкенте. Мой отец вырос на Комсомольском озере на Бешагаче, я вырос в лоточном арыке на «Тракторном».

5 курс – самый отличный хлопок -  самая дальняя бригада, в самой глуши, начальство никогда не приезжало, мы дембеля, больше мы на хлопок студентами не поедем! Неделю был в штрафной бригаде (не помню что натворил, но штрафная значит не своя) – неделю ходил в соседнюю бригаду, к нашим девчонкам (у них мальчишек не было вооще). Пока дойду – обед (на тележку грузчиком). Потом отменили мне такой штраф. В своей бригаде, наконец, научился в партизанах хлопок собирать - собрал первый раз 70 кг (Хирурга «Данивера» уговорил отпустить меня на соседнее поле в партизаны).

После 5-го на 6-й курс – «Обслуга».
Это фельдшерская практика,  был с педагогическим институтом (дефектологи 1-2 курс). Девчонки - красавицы… как в САМПИ, только без всего нашего средне-азиатского разнообразия, в основном Ташкент и таш. Область, то есть только родные - «ташкентские»…

Видел – «Истерическую дугу», повезло, рядом оказался  «старый» невропатолог, все объяснил. Особо вспомнить – «медицинская» организация «барачной» жизни – практическая социальная гигиена.

После 6-го – после института, в институте, помню только два Хлопка из 7 лет. Помню, что  меня не мучили этим. Четыре года в приемной комиссии, все лето  без каникул (клиническая ординатура и аспирантура), может и не посылали. Но «бригаду сотрудников» и её Главного бригадира Вовку клинического ординатора с инфекций Вали Маджидовича на автоТаблетке я запомнил. Были в Джизаке (степи). Это хлопок, крутой! Нас пять кл.ординаторов и молодой один ассистент  - все бригадиры и 10 лаборантов. Мы и на поле не выходили. Или выходили, что бы соседей из ташкентского сбербанка поприветствовать и поддержать их в труде, мы свое отработали сполна  (конечно немного собирали).

Но заключительный хлопок для меня был - академический. Сначала бригадирами отправили наших двух ассистентов (мужчин) на две недели. После них мне пары, на нашей кафедре не нашли, и я поехал на вторую половину один. Было уже иное время, перестройка… ректор Амин  Сулейманович…

Бригада студентов – 70 балбесов 2-го курса, ни одного корейца или русского еврея, я у них был один ташкентский узбек. Вот это был комфортный хлопок! Комната преподавателя – на меня одного. Завтрак в постель! Беспокоиться о миске и ложке в  достархане не надо - кухонные работники все принесут и унесут!

Приехал Амин Сулейманович (Ректор)…
Девчонки жалуются на мальчишек – те им телек не дают смотреть, футбол смотрят…

Нас по ночам на комсомольскую продираловку вызывали- «почему норму не собрал!», а эти сами Ректора гонять начали. Я его утащил…

Зашли в комнату преподавателя – смотрит одна кровать застелена, где второй? Нет второго, Надежда Васильевна всех троих мужчин выслала. Четвертый Доцент С.А.? (он вроде докторскую делал).

-Не порядок! , возьмите  старосту –
 Уехал… смотрю, староста с постелью тащится – конечно, разбежался! Второй курс  маленький еще  преподавательским комфортом пользоваться, в общем бараке пару лет поживи.

Работали конечно ля-ля– главное все студенты на поле вышли. Какая микрокарта с красными флажками…

Вышел я на поле, я уже бригадир (ассистент кафедры)…
Заговорился я с Н, в конце концов, собрал кило под попу, сидим ляля-ля. И это начало рабочего дня, утро. Сидеть устал, встаю – БРИГАДЫ НЕТ!

Семьдесят человек (студентов)! Куда без меня ушли!?

Пригляделся в высокую зеленую гузапаю - вся бригада по полю недалеко сидит, ля-ля-ля! 

Не помню, нам и тележку не привозили…

 За две недели никто не болел, кипятком не обварился, поносов не было, током никого не стукнуло, за телевизор не подрались,  личный состав доставлен обратно в институт в полном составе отдохнувшим и посвежевшим (орехами я их не кормил).

 Понятие «хлопок» у меня академическое,  что бы его понять, ездить на него не надо, но необходимо найти, где восходит твое академическое Солнце.

Иллюстрация автора  -  «На хлопке с Нодирой (Настенькой)»

 
 
      
   


Рецензии