как Апка друга искал

                Галина CАГАЙ               




               












               
                КАК АПКА ДРУГА ИСКАЛ               


               



























                Абакан
                2012

Действующие лица:

Апка - домашний пёс

Зайка- Некролик - зайчик

Лиска - хитруша-лиса

Вува - волк-разбойник
 
Хозяин - хозяин Апки



 


                Двор. Апка бегает за Хозяином, лает.

Апка: Ап-ап! Я тебе верно служу, дом сторожу. А ты меня не замечаешь!
 
Хозяин: Что-то пёс разлаялся. Чего ему надо?

Апка: Ап-ап...Сегодня ни разу не похвалил меня.

Хозяин: Может, голодный?  (Подошел к миске). Да нет, миска почти полная. (Топает ногой). Цыть, разлаялся.

                Апка с визгом отскакивает.
 
Апка: (обиженно.) Ап-ап!  Ещё и ругается!
Хозяин:  Чего ему надо? Пойду-ка, сена в конуру принесу.

                Уходит.

Апка: (с обидой.) Он думает, я ничего не понимаю. Я-то его хорошо понимаю. (Возмущенно.) А он до сих пор по-собачьи разговаривать не научился! Ап-ап.
               
                Входит Хозяин с охапкой сена.

Хозяин: Ну вот, теперь будет мягко и тепло. Сейчас еду тебе поменяю...

                Уходит с миской.
Апка: (передразнивает.) Се-ена подстелю... Ни поговорить, ни приласкать. Значит, я ему совсем не нужен?  Вот уйду от него…

                Бегает по двору из угла в угол. Наконец, решается.

Апка: Всё, ухожу! Пожалеет ещё, что не хотел поиграть со мной... (Неуверенно) Уйду... (Помолчал). Ай, ладно, сначала спрячусь.

                Прячется. Входит Хозяин с миской.

Хозяин: Апка, Апка… Куда девался? Я знаю, ты тут. Вот, еду тебе поменял... ()Оглядывает двор). Да где же он... Апка, дом хорошо стереги, я* на работу пошел.

                Уходит. Выбегает Апка.

Апка: (возмущенно.) Он даже не поискал меня! (Передразнивает) «Стереги до-ом»… Не буду стеречь! Пойду, найду себе друга. Настоящего.

                Убегает.

                Картина вторая.
                Лесная полянка. Зайчик под кустиком сидит, дрожит.

Зайка: Ой, как страшно... та-ак страшно. Всё время надо по сторонам глядеть, чтобы кто-нибудь не подкрался.

                Слышен весёлый лай Апки. Зайчик в страхе прячется за кустик.

Апка: Никого в лесу не встретил. Темно там, непривычно. Поищу-ка  друзей здесь. (Водит носом). Кто-то тут есть. Ап-ап.  Эй, выходи. Я друга себе ищу.

                Зайчик осторожно выглядывает из-за куста.

Зайка: Ты же пёс? Не волк?

Апка: Какой ещё волк? Пёс, конечно. А ты кто?

Зайка: А ты разве не знаешь, кто я?

Апка (неуверенно): На кролика вроде похож.

                Зайчик выскакивает из-за куста.

Зайка (возмущенно): Это на глупого-то кролика? Скажешь тоже.

Апка: Ладно, тогда я буду тебя звать Не-кролик.

Зайка: Не хочу быть Не-кроликом. Выдумал тоже: Не-кролик. Ф-фу.(Гордо.) Я заяц, а не Не... ой...  Значит, так: не зови меня Не-кроликом. Заяц я, запомнил?
Апка:  Так я и говорю: раз не кролик, значит, заяц...

Зайка: Не надо меня запутывать. Не хочу быть "не" кто-то там. Я просто заяц.

Апка: Ладно-ладно, буду звать Зайка. Только почему кролик-то глупый? Такой же, как все.

Зайка: Ну как не глупый, если сам ничего не умеет? Привык, чтобы за него всё делали. Кормят, убирают за ним, домик ему строят. Ему и думать не надо. А если не думать, то ум не- рас-тёт. Он что, поумнеет, когда вырастет? Так не бывает. Мама говорила, нужно всегда учиться самому всё делать и думать, как это сделать.  Вот ты, ты умеешь думать?

Апка: (смущённо.) Думать-то я, конечно, думаю, но... не знаю, правильно думаю или нет.

Зайка: Это не важно, потом узнаешь. Лучше всего думать, когда что-то надо сделать. Вот я - всё делаю сам. Понимаешь? Сам себе еду добываю. Сам нахожу, где ночевать. Сам умею прятаться. Ну, найди меня.

                Скрывается.

Апка: Эй, Некролик, погоди! Подожди меня.
            
                Издалека голос Зайки "Я не некроли-ик, я заяц".

                Апка убегает вслед за ним.

                Картина третья.
            
                Появляется лиса Лиска.

Лиска:  (водит носом.) Какой странный запах... Тут недавно молоденький зайчик был. (Облизнулась). Ой, вкусненький, наверно. А ещё здесь пахнет... этим... Псом, что ли? Вот уж он-то мне ни к чему.

                Появляется Апка.

Апка: Уф, не догнал, убежал.

Лиска: (Про себя) Э-э, да тут домашний пё-ёс. Вот чей запах. (К Апке) Ты что тут делаешь? Кого не догнал-то?

Апка:  Хотел друга себе найти.

Лиска: Нашел?

Апка: Да-а. Только он куда-то пропал.

Лиска: (вкрадчиво.) Ты о ком? (В сторону.) Уж не о зайце ли он говорит? (Апке) Так с

кем это ты хотел подружиться?

Апка: С Некроликом, конечно...

Лиска: Какой-такой Некролик?  (В сторону.) Заяц, видно. (Апке.) А куда он делся, твой

Некролик?

Апка: Убежал.

Лиска: Погоди, у него такие  длинные ушки, да? (Приставила лапки к ушам.) Такие? И

хвостика почти  нет? Так?

 Апка: Ага.

Лиска: (вкрадчиво.) Ну и куда же он убежал? Где, ну где он?

Апка: Сам не знаю, он так ловко прячется.

Лиска: (подумав.) Вот что. Ты друга, кажется, искал? Давай дружить вместе.

Апка: (радостно.) Давай.   

Лиска: А тогда мы сделаем так. Ты как только зай... Некролика увидишь, зови меня. Только не говори, кто я.
Апка:  А почему нельзя говорить? Я же хочу с ним тоже дружить. У друзей секретов не
бывает.

Лиска: (уклончиво.) Ну-у... По-то-му что... потому что будет... сюр-при-из. Пойду-ка тоже поищу его. А ты не забудь наш уговор.

                Лиска водит носом и убегает.


                Картина четвертая

Апка: Куда этот заяц девался? Расхотел что ли дружить со мной?

              Обходит куст, принюхивается – зайчика нигде нет. Тот выскакивает сзади, хлопает   Апку по спине.               

Зайка: А вот и я.

        Апка оглядывается, хочет схватить Зайку, тот быстро отскакивает, скрывается за кустом. Голос его с противоположной стороны:


Зайка: Не поймал, не поймал, я тебя обманул.

Апка: Эй, выходи. Я тебя не съем.

Зайка: (из-за кулис.) А ты зайцев ел?

Апка: Вот еще. Мне Хозяин еду варит...

Зайка: А на охоте был? За зайцами гонялся?

Апка: А зачем мне гоняться за зайцами?

Зайка: (зловеще.) Чтобы охотник,  который ест зайцев, застрелил.

Апка: Я что, похож на разбойника? Нормальный, домашний пёс. Дом сторожу.

                Зайчик выходит из своего укрытия.

Зайка: (задумчиво.) Вообще-то ты похож на волка.

Апка: Я? На волка? Чем же?

Зайка: А всем... И хвост, и клыки. Всем похож. Похож-похож. Как я на кролика, так ты на

волка.

Апка: А ты боишься волков, да?

Зайка: А ты как думал? Пошли к роднику, посмотришь на себя.

              Бегут в глубину сцены. Смотрятся. Апка оскаливается. 

Зайка: Очень похож. Только у тебя всё равно морда добрая. А у волка она страшная, вот

такая - "ры-ы". (Тоже "оскаливается").

            Апка радостно лает "хап-ап-ап".

Зайка: Ой, тихо ты! В лесу нельзя шуметь. Сейчас все тут будут: и волк, и лиса. Давай

убежим отсюда.

Апка: Зачем это?

Зайка: Чтобы кому-нибудь в пасть не попасть.

            Зайка бежит, "петляет". Апка сначала побежал за ним, а потом встал в сторонке и
            стал смотреть.

Апка: Что это за танец? Сам сказал "бежим", а сам вытанцовываешь.

Зайчик: Я след запутываю. Мы, зайцы, всегда так делаем. Волк пойдет по следу и

запутается. Смотри: я кружу, кружу, а потом р-раз - и прыгну в сторону, во-он за

тот куст.

Апка: Не-е, ты лучше во-он на тот пенёк запрыгни.

Зайчик: Точно.  Волк же бегает так: (изображает размашистый бег) - по-волчьи. Он по
пням не скачет. Вот и потеряет след.

Апка: Сообразительный ты, Некролик.

Зайчик: (Поправляет.) Зай-ка. Ой, побежали уже. Надо всё время место менять, говорила мама. И нужно разбегаться в разные стороны.

                Убегает.

                Картина пятая.

     Апка оглядывается по сторонам. Появляется Волк Вува. 

Вува: Эй, ты! Ты что тут делаешь? (Принюхивается.) Почему тут зайцем пахнет? Странно. (Снова принюхивается). Да тут еще и лиса была. (Грозно.) Это она съела зайца?

Апка:(От страха заикается.) Н-не-е... Она зайцев не ест. И зайца здесь не было.

Вува: (сердито.) Р-рассказывай. Я заячий запах слышу. Куда он убежал?

Апка: Н-не знаю? (Неопределенно машет рукой.) Т-туда, наверно.

Волк: (ещё больше разозлился.) А ну говори точно, а то разорву тебя.

Апка: (показывает в другую сторону.) Он туда побежал.

                Волк убегает.

Апка: Ничего себе, все хотят зайку съесть. Надо найти и предупредить. 

              Апка убегает в другую сторону. С противоположной стороны прибегает Зайка.

Зайка: Ой, пока волк бегает, передохну-ка. А вот куда побежал этот пёс? Как бы и правда, волк его не разорвал.

                Появляется Апка.

Апка: Хорошо, что ты здесь. Я предупредить тебя  хотел - тебя волк везде ищет.

Зайка: А, этот,  Вува-то.

Апка: Его так зовут?

Зайка: Ну, а как его ещё называть. Да, я так его назвал.

Апка: А почему?

Зайка: Ну так, как заладит свою песню:"Ву-у-у", аж поджилки трясутся. И так в лесу

ночью страшно, а он "Ву-у" да "Ву-у-у"...

Апка: И как ты не боишься жить в лесу?

Зайка: Так это мой дом. А ты-то что у нас тут делаешь, (иронично) нормальный, домашний пёс? Почему по полям да по лесам бегаешь, а не сторожишь дом?
   
Апка: (неохотно.) Да-а, из-за Хозяина...

              Зайчик подходит к Апке поближе, трогает его лапкой.

Зайка: (сочувственно.) Он тебя обидел?             

              Апка кивает.

Зайка: А как? Бил? Или съесть хотел?

Апка: (возмущённо.) Ещё чего - съесть! Люди вообще-то собак не едят. Бить меня тоже не за что. Я дом хорошо стерегу: на чужих лаю, своих не трогаю.

Зайка: Так что он тебе сделал?

Апка: (неохотно.) Да...  Не гладит, не разговаривает.

               Зайка подходит совсем близко.

Зайка: (изумленно.) Он с тобой разговаривал? Гладил тебя?

Апка: Да-а... А что тут удивительного? (Задумчиво.) И молоком из блюдечка поил. Я помню.
Зайка: Такого здорового пса?

Апка: Ну-у,  я тогда поменьше был, и голос такой… (Лает по-щенячьи.) Писклявый был голос.
Зайка: (сочувственно.) Ты, наверно, всё время дом сторожил, и у тебя не было времени

добывать еду?

Апка: Еду добывать? Хэ. А зачем? Он кормил меня… (Задумался.) Ой, что-то есть
захотелось… с утра ничего не ел.
Зайка: Он тебя не бил, кормил, а ты на него обиделся?
Апка: (задумчиво.) Да-а, кажется, зря я от него ушел... Вернуться что ли?..  Да нет. Пусть

сам позовет…(Мечтательно.)... Он, наверно,  мне сахарную косточку приберег.
(Помолчал.) Нет… не пойду домой, пусть узнает, как без меня плохо.
Зайка: Значит, не хочешь возвращаться?

Апка: (твердо.) Нет.

Зайка: И ты ищещь друга?

Апка: Да.

Зайка: Хорошо. Давай дружить. Раз я твой друг, я поделюсь с тобой вкусными

травками…

Апка: Вот ещё, какими- такими  травками? Я не ем траву.

Зайка: А ты сначала попробуй.

Апка: Не стану я пробовать. Не понимаю, как это можно травой питаться. (Брезгливо.)

Ф-фу, это же несъедобно.

Зайка: (обиженно.) Это ты обо мне так: «Ф-фу»? Это ведь я траву ем. Не хочу с тобой

дружить!
          
                Убегает.

Апка: (кричит вслед.) Э-ей, Некро-о..., ой, За-айка-а, подожди, ну, прости меня. (Возвращается.Удручённо.) Обиделся. Вот тебе на! (обескураженно.) Кажется, я его обидел. Он расхотел со мной дружить. (Бежит вслед, но тут же возвращается.) Потерял...

                Седьмая картина.

                Апка один. Появляется Лиска.

 Лиска: (облизывается.) М-м-м, как вку-усно...
               
Апка: (испуганно.) Ты что?  Ты кого? Зай...э-э, Не-кролика, что ли?.. Ты его...  съе-ла?

Лиска: (вкрадчиво.) Ну что-о ты... То курочка... была. Да. (Опять облизнулась.) М-м... (Доверительно.) Я в деревню бегала. Там в одном дворе собаки не было. Ну-у, я в курятнике немного по-хо-зяй-ни-чала.
Апка: (Насторожился.) В каком это дворе?
Лиска: У лесочка. Там такой большой дом с зелёной крышей. Там я курочку и утащила... жирная-а... вкусная. (достает платочек, утирается.).
Апка: (в сторону.) Так это же наш дом! Нашу курочку съела. (Возмущенно.) Она с виду только красивая да добрая, а по правде-то  - злая разбойница. (Лиске осторожно.) Ты только курочек ешь? Зайцев не ешь?   
Лиска: (лицемерно.) Ну что-о ты? Как мо-ожно! Ведь ты мой друг? И ты хочешь дружить
с этим, как его... Не-некро?..
Апка: Зайкой.
Лиска: А, так это всё-таки был заяц? Он твой друг? Так? Кстати, ты не сказал мне, что это заяц. А мы с тобой друзья. Верно?
Апка:  Ну да.
Лиска: Значит,  он почти что мой друг? Так ведь? (Назидательно.) И что, думаешь, друга можно съесть?
Апка: (неуверенно.) Н-нет, конечно... а...
Лиска: Ну-ну?.. Давай рассказывай. Тут ведь Зайка был, да? И никакой не Не-кролик. Так. А ты, значит, меня обманул. Друг называется... Поня-ятно. А Зайка наговорил, значит, на меня,. да?
Апка: Нет. Ну-у... понимаешь,..
Лиска: Понимаю-понимаю...Ты за спиной друга - меня то есть - всякие гадости
обо мне выслушиваешь... Поговорю-ка я с этим зайцем. (Вдруг резко.) Так куда, ты говоришь,  он убежал?
Апка: (неуверенно.) К-кажется туда. (Показывает правильное направление.)

                Лиска смотрит в упор.

Лиска: А ты не врё-ё..., м-м, ты не путаешь?
Апка: (обеспокоенно.) Или туда (показывает в противоположную сторону).
Лиска: Вообще-то я сыта... Но об ужине я должна подумать сейчас.

                Убегает.

                Седьмая картина.

Апка: (вздыхает.) Ух, и хитрая! Говорит, Зайка - друг, а сама про ужин что-то сказала и

куда-то побежала. Что-то страшно тут жить. Надо хорошенько подумать. (Размышляет вслух.) Волк ни от кого не бегает... Ни от кого...  Заяц сначала принял меня за волка, значит, я похож на него... (Мечтательно.) Может, мне с ним подружиться? Не станет же он своих есть... (Убежденно).  Но надо сначала предупредить Не-кролика, ой, этого, зайца.
               

            Убежал. Потом вернулся. Побежал в противоположную сторону. Зовёт "Эй, 
            Зайка!" Опять вернулся.

Апка: (озабоченно.) Нашел, называется, себе друга - Лиску. Вот это да-а!  Значит, она ищет Зайку, чтобы его съесть. (Кричит.) Эй, Зайка! Ты  где? 

Зайка: (сзади шепчет.) Тихо, не кричи ты. Она, наверно, недалеко убежала. 
                Апка оглядывается. Видит Зайку.

Апка: (тоже шепотом.) Тебе надо прятаться. (Возмущенно.) Такая  краси-ивая, хвост пушистый, так сладко разговаривает и на тебе - такая... такая зверюга хищная.

Зайка: (шепотом.) Тихо-тихо, не шуми, пожалуйста. Это ли-са. Хитрущая и опасная.

Апка: (возмущенно.) Мы же с ней друзья! Я обещал позвать её, когда найду тебя. Она же с тобой подружиться хотела.
Зайка: (обиженно). Ладно, зови, если хочешь, чтобы она меня съела.

Апка: Ой, а как теперь быть? И ты мне друг, и с ней хочу подружиться.

Зайка: (холодно.) Думай сам.
             
Апка: (с сомнением.) Волк обманул, наверно. Не хотела она тебя съесть. (Неуверенно.)

Какой-то ты нехрабрый...

Зайка: Неправда. Мы храбрые. Только нам нечем защищаться. Поэтому мы всё время

 или убегаем, или прячемся. Ты мне лучше помоги.

Апка: А как?

Зайка: Беги по моему следу. Беги-беги-беги аж до самой дороги, по которой из

дому убежал.

Апка: Зачем это?

Зайка: А чтоб Волк подумал, что ты меня в деревню погнал. Он туда не победжит  -

там же охотники. И сегодня больше не будет меня искать. Хоть высплюсь.

Апка: Сообразительный ты, Зайка.

Зайка: А ты думал! Поживешь, как я, будешь и сообразительный, и самостоятельный. Мама так учила: «Надо быть самостоятельным». Чтобы кто-нибудь не съел.

             Спрыгивает с пня. Убегает. Апка потоптался на месте, не стал убегать.

Апка: (размышляет.) И что? Всё время так убегать? Мне это не нравится. Петлять, как

Зайка, я не умею. И вообще... Лиска тоже меньше волка, а не бегает от него. Она мне тоже

друг.

                Зайка возвращается. 


Зайка: Ой, чуть без тебя не убежал. Они же меня быстро догонят, если их

не запутать. Ты почему за мной не побежал? Мы же договорились.

Апка: Ничего мы не договаривались. Это ты так решил. А я еще ничего не решил... И

вообще, всё время так бегать...

Зайчик: (холодно.) Ну ладно. Пока.

            Убегает. Апка один. Рассуждает.

Апка: (убеждает себя.) Почему это я должен по его приказу бегать? Я сам себе хозяин. Не хочу.

                Появляется Лиска.

Лиска: (вкрадчиво.) Ну что-о, был тут твой дружок? У нас же уговор был. А ты мне ничего не говоришь. Был здесь заяц? Ведь был?
Апка: Я тебе ничего не обещал. И зайца тут никакого не видел.
Лиска: Ну как же, я же слышу, зайцем пахнет - он только что тут был.
Апка: Ну и что? Разбирайтесь тут сами. А я домой хочу.

         Лиска принюхивается и убегает в ту сторону, куда Зайка убежал.
         Апка бежит вслед.

Апка: (кричит вслед.) Э-эй, постой-ка... Я тебе одну вещь скажу.

                Лиска возвращается.

Лиска: Что хотел сказать?

Апка: А вот что. За этим зайцем волк погнался. Он сказал, что голоден. Сказал, разорвет

любого, кто ему помешает.

Лиска: (задумчиво.) Вот как... Пожалуй, придётся ночью ещё раз в деревню наведаться. За курочкой. А то днём  соседские собаки меня учуяли. Одну только и схватила. Едва от них убежала. А всё-таки, куда понесся твой Зайка? Не говорил?
Апка: Зачем он тебе? Ты же за курочкой собралась. Говорила, зайцев не ешь.

Лиска: Ну-у... Не ем.? Не ем. Это когда... когда только что курочкой пообедала. (Глядя в глаза, отчетливо.) А так, когда голодная, оч-чень даже ем. Больше того, оч-чень даже люблю мяско молодых зайчиков.
Апка: (возмущенно.) Вот это да-а! Ты врала значит? (Передразнивает) "Он твой друг, значит, и мой друг".  Ну, ты и вруша.
Лиска: (назидательно.) Ты меня, наверно, не понял. Не услышал. Слова, может, такие говорила, а думала: "какой хороший, то есть, вкусный, друг у моего друга"...  как тебя зовут?

Апка: Апкой...

Лиска: Так вот... Я думала, какой вкусный друг у моего друга Апки.

Апка: Эх, ты! А я тебе поверил.

Лиска: А я разве обманула тебя? Нет, конечно. Не всегда можно словам верить. Ты

посмотри на меня: могу я правду говорить? В нашем лесу никто не верит словам.
   
                Уходит, пританцовывая, вертя пушистым хвостом. 
               
Апка: А я чуть не поверил ей. Волк хоть не врал, сразу сказал, что хочет зайку съесть.

                Убегает в другую сторону, искать Зайчика.


                Восьмая картина.

 Зайчик за речкой. Он стоит на пеньке, смотрит из-под лапки по сторонам. Увидев Апку, спрыгивает с пня и бросается бежать.

Апка: Эй, стой.  Подожди, это я.

Зайка: (переводя дух). Ой, а мне показалось, волк.

Апка: Я так рад, что тебя нашел. Лиса тебя ищет. А ещё Волк тебя хочет съесть. Убегай, а то он скоро вернётся. Он и меня хочет разорвать. Ну, быстро думай, что делать. Я лесной жизни не знаю. Я же домашний пёс, дом стеречь только и умею.

Зайка: Смотри, что надо делать. Я тебе уже говорил. (Разъясняет как непонятливому ученику.) Я спрыгну с пня и побегу туда, в сторону деревни,  а ты беги по моим следам. У речки следы запутаем и разбежимся: я на тот берег, а ты беги дальше, в свою деревню. Или, если хочешь, - тоже за речку, там у меня такое место, что им не пробраться.
Апка: (с сомнением в голосе.) Может, мне,  и правда, домой вернуться?
Зайка: (с досадой.) Может, и вернуться: какой-то ты несамостоятельный.

Апка: Ну, я побежал.

Зайка: Подожди, я впереди побегу, а ты - по моим следам.


                Убегают.
                Появляется Волк.

Волк: Ох, этот негодный пёс! Кажется, обманул меня. По всем полям вокруг искал, так и не нашел  зайца. (Рассуждает.) Пёс был здесь, он видел зайца, значит, отсюда надо начать искать.

                Бегает по следу зайца. Останавливается – он на том же месте.

Волк: Что-то я ничего не пойму. Шел по следу зайца, и вот пришел к тому же месту.

Зайца нет. Такого быть не может. Куда-то же он делся. Он не птица-синица, летать не

умеет. Уф! Надо хорошенько подумать. Сяду-ка на пенёк, отдохну.
                Садится на пенёк. Принюхивается.

Волк: (рассуждает.) Та-ак. Зайцем пахнет. Значит, он сначала запрыгнул на пень. Летать не умеет - значит, должны быть следы.

                Бегает вокруг пня - круги всё шире.

Волк: А-а, вот они. Тут зайцем пахнет. Нет, псом. Побегу-ка, по этим следам.

                Убегает за кулисы. Слышен его голос «У-у! вот я им задам!..». Выбегает на сцену.

Волк:  Э-э, так это же дорога в деревню. Проклятый пёс, увел зайца.  А заяц-то что такой
глупый? Вот  попадётся охотникам! (Развеселился) Хо-хо-хо… (Отсмеялся, вздохнул удрученно.) Есть хочется, побегу искать.

                Убежал.

                Девятая картина.
      
                На сцену на цыпочках выходят Зайка и Апка. Тихонько посмеиваются и мимикой «передразнивают» волка. Зайчик показывает Апке, что надо разбегаться в разные стороны.


Зайка: (шепотом.) Сейчас разбежимся. Ты возвращайся в деревню – он туда не пойдёт.

Апка: А как же ты?

Зайка: Ну, у меня жизнь такая. Тебе ведь уже не хочется Хозяина своего воспитывать?

(Иронично.) К тому же, ты проголодался, да?

Апка: Нет, я же сказал, что хочу с тобой дружить... Хозяин, наверно, не знает

ещё, что я от него ушел. Пусть сначала узнает.

Зайка: Ну, хорошо. Сейчас ты всё равно беги по той дороге, по которой сюда прибежал.

А я перебегу через ручей у меня там в кустах есть место. Я там ночевать буду. Хочешь - приходи.

                Разбегаются.
                Выходит волк. Принюхивается.

Волк: У меня «нюховые» галлюцинации что ли? Опять зайцем и псом пахнет. Ну, с псом понятно – он в деревню побежал.  А заяц-то туда не побежит - не совсем же он глупый.  Поищу-ка его здесь.

                Опять кружит на одном месте.

Волк: Уф... Совсем заморочили мне голову. Устал. Пойду спать. Утро вечера мудренее.   

                Убегает.
                В глубине леса.  Заяц осторожно пробирается к "ночлегу".

Зайка: Набегался я сегодня. Поесть некогда было. Хорошо я следы запутал – Волк не скоро разберется. Поем - и спать.
               
                Слышен шорох, хруст веток.
                Зайчик насторожился.

Зайка: (испуганно шепчет.) Ой, кто это по ночам бродит? (Прислушивается, дрожит от страха.) Это, наверно, Волк?
Апка: (тихонько смеётся.) Кхы-кхы. Напугал я тебя? Я что, правда, на Волка похож?
Зайка: Ещё бы не напугать? Ам – и нет зайчика. Никогда не знаешь, хорошо ли запутал
следы.
Апка: Не бойся. Спи. Я постерегу твой сон. Если что, предупрежу тебя. Вот так (лает):

«Ап-ап».

Зайка: (в ужасе.) Тихо-тихо, не лай! Ты что, с ума сошел!.. Волка на след наведешь.

Апка: А я привык ночью лаять. Работа у меня такая:  дом от ночных воришек стерегу, лаю - пугаю.
Зайка: А в лесу чем тише и незаметнее, тем лучше. Ну, я посплю немного.

                Прилёг около Апки, лежит с открытыми глазами.

Апка: (шепчет.) Спи, Зайка, спи.

                В ответ молчание.

Апка: (сам себе.) Молчит. Глаза открытые, а не отвечает. Зайка, ты что молчишь? На что-

то обиделся?

                Зайчик не отвечает.

Апка: Ой, что это с ним. (Тормошит.) Эй, Зайка, ты чего такой странный.

Зайка: Уф, разбудил ты меня. Ещё бы поспал.

Апка: Так ты спал? У тебя же глаза открытые были.

Зайка: А мы всегда с открытыми глазами спим.

Апка: Как же так? Ты же, наверно, никогда не высыпаешься?

Зайка: А по-другому нам опасно. Тень мелькнет – надо бежать. На бегу и проснешься.

Ох, зря болтаем мы с тобой. Вува где-то рядом, слышишь, крадётся.

                Появляется Волк.

Волк: А-а, вот вы где! Ну, наконец, я поужинаю.

Апка: Беги, Зайка! Я его задержу.

Зайка: Спасибо-о!
 
                Убегает.

Волк: Сам погибай, а товарища выручай? Хэ-хэ, вот тебя-то я и съем.

Апка: А я тебя не боюсь. За мной Хозяин пришёл. Он там, в кустах, с ружьем сидит.

Волк: Врешь?

Апка: Хочешь, проверь. Вон туда смотри. (Показывает в противоположную сторону).

 
                Волк отскакивает в сторону и оглядывается.   
                Апка убегает.

Волк: (раздосадовано.) И этот убежал. Обманул, значит. (Устало.) Набегался я сегодня.


                Убегает.

                Десятая картина.

                Деревня. За огородами прячется Зайчик. Прибежал Апка.

Зайка: (тихо.) Я ту-ут.

Апка: (тявкнул.) Ап-ап?

Зайка: Тихо ты!

Апка: Мы же в деревне. У нас, чем громче лаешь, тем больше уважают. Хорошо, что ты тут. Я боялся, что Волк тебя найдет. Сюда он не сунется. Я посторожу, а ты травку пощипай, да спать укладывайся. Утром в лес убежишь.

Зайка: Спасибо. Я посплю. Травку потом можно пощипать.

Апка: В лесу тебе от меня пользы нет. А тут я тебе помогу. Тут меня все знают. Здесь мой

дом. А давай здесь жить? Будем дружить.

Зайка: Я в лесу привык. Мне там хорошо. В лесу разными травами так вкусно пахнет, что

можно долго не есть. Я, пожалуй, побегу. Уже соскучился по лесу.

Апка: А не боишься волка?

Зайка: Да нет, он будет думать, что я тут. А я другим путем пойду. У меня много разных

мест, где я от  него прячусь. Пока. Ой, а я не знаю, как тебя зовут.

Апка: Да очень просто - Апкой и зовут. А тебя как?

Зайка: А я... Не знаю, меня некому звать, поэтому и имени нет. Мы вместе не

собираемся - это опасно.

 Апка:  Нет, ну как это без имени?

Зайка: А ты же меня Не-кроликом называл. Так и зови.

Апка: Не, я вспомнил, это, кажется, неподходящее имя
Зайка: Так ты ж меня Зайкой зовешь.
Апка: А, точно. Ты Зайка-неуставайка.
Зайка: О, здорово, мне такое имя нравится. Как раз про меня. Мне нельзя уставать. Все за мной охотятся. Надо все время начеку быть. Пока, Апка!
Апка: Пока, Зайка-неуставайка. Но если вдруг устанешь от Вувы да от Лиски бегать, приходи ко мне, я тебя защищу.

Зайчик: Пока-пока, Апка.

Апка: Пока-пока.

                Зайчик убегает.


                Одиннадцатая картина.

               Во дворе дома. На крыльце сидит Хозяин. Понуро входит Апка.

Хозяин: А-а, вернулся... Где это ты сегодня бегал?

Апка: Хотел друга настоящего найти.

Хозяин: Я, значит, не друг? Ну и нашел?

Апка: (возмущенно.) Так ты меня понимаешь? Собачий язык понимаешь?

Хозяин: Конечно. А что тут удивительного. Я ж тебя вот такого (показывает) за пазухой

домой принёс. Молоко из блюдечка лакать учил. Всё я про тебя знаю. И язык твой

собачий тоже знаю. Что там не знать-то – всё понятно.

Апка: (сердито.) А почему утром притворился, будто не понимаешь меня?

Хозяин: А капризничать не надо. Ты уже большой пёс. Договариваться надо. Обо всём

можно договориться.

Апка: А я хотел от тебя уйти.

Хозяин: Вот я и подумал, вдруг тебе и правда, нужно уйти.

Апка: Я тебя испытать хотел. Нет, я тебя наказать хотел за то, что на меня не обращаешь

внимания. Хотел, чтобы ты пожалел, что так плохо себя вёл.

Хозяин: Э-э, нет, друзья так не поступают. Надо разобраться, честно, откровенно

поговорить. А так настоящую дружбу потерять можно. Ну, ладно, давай я тебя  сначала

поглажу (Гладит).
            Уходит в дом . Возвращается с миской и сахарной косточкой.
Хозяин: (ставит миску). Вот, поешь. (Кладёт сахарную косточку). Я тебе сахарную косточку приберёг, погрызи. Пойду-ка я спать. А тебе на работу надо заступать. А то лиса тут хозяйничала, видно, одной курочки-то нет.

                Уходит. Апка смотрит  вслед. Потом на звёздное небо. После паузы.

Апка: Вот это да-а… косточку сахарную мне приготовил. Погладил. И за курицу не ругался. (Рассуждает) Просто утром ему некогда было. Он на работу спешил. (Иронично.) А я обиделся, решил нового дру-уга искать... Люди говорят, старый друг стоит новых двух. (Радостно.) А у меня теперь и старый друг есть, и новый. Я их познакомлю. (Мечтательно.) И они подружатся... (Спохватился.) Ну, всё, хватит болтать. Дом надо стеречь… Лиска сегодня в курятник хотела наведаться. Ап-ап…ап-ап…


 
                Занавес.










О себе.  Литвиненко Галина Николаевна (псевдоним Галина Сагай), чл.Союза журналистов РФ, засл.работник культуры Республики Хакасия.


Рецензии