Сталин и генералы

Леонид Зильбер
                Сталин и генералы

           Эту историю мне рассказал мой сокурсник по институту Наум Браверман,
замечательный, редкой души человек. Сокурсник – воспринимается как товарищ, однолетка, но это не так. Наум пришёл к нам в группу на третьем курсе, и нам, двадцатилетним, он казался стариком. Ему было 34 года, он пришёл из Одесского артиллерийского училища, где преподавал в звании майора.
           Он в 1941 году ушёл на фронт с третьего курса Одесского инженерно – строительного института. Начавший войну двадцатилетним солдатом, он закончил её в 1945 – м в Берлине капитаном, имел не только много боевых наград, но и ранений,  на его груди, руках и лице остались шрамы от осколков. Побывавший за четыре года войны в разных госпиталях более полутора лет, он неизменно возвращался в свою боевую часть, состав которой за войну сменился многократно.
Его боевой опыт пригодился в училище, он был любимцем офицеров и курсантов, был дружен с генералом, начальником училища, который очень его ценил.
           В 1952 году генерал, глядя ему в глаза, сказал: «Прости меня друг, я знаю тебя, доверяю тебе, но я вынужден…обязан…,- генералу было тяжело говорить, но он продолжал,- мне приказано уволить из училища всех евреев, как неблагонадёжных… Я говорил о тебе и ещё о двух преподавателях, но меня прервали – это приказ». Они обнялись. Уволенный из училища Наум Браверман не сдался, он решил продолжить учёбу в том же институте, откуда ушёл на войну в 41 году. Тот же генерал ему помог, договорился с ректором Петром Львовичем  Еременоком, и Наума в порядке исключения, как ушедшего на фронт с третьего курса, зачислили в нашу группу ПГС (промышленного и гражданского строительства). Вскоре Наум Браверман стал для меня лучшим другом, я запросто
Называл его Нюма или даже Нюмка..
          Он, уже женатый, отец двоих детей, стал таким же, какими были мы, двадцатилетние. Естественный, сердечный, умница, шутник, душа – нараспашку, он совершенно естественно стал лидером нашей группы, да, пожалуй, и всего курса.
           Генерал училища, который к Науму относился совершенно по дружески, как то рассказал ему историю о Сталине и генералах, которую, в свою очередь, ему рассказал другой генерал, участник событий. Так что -  то, что я услышал от Наума – это пересказ третьего лица, поэтому могут быть какие – то неточности, искажения, но, видимо, суть и дух услышанного достоверны.
   
          Было это в первые месяцы 1942 года, немцы наступали по всему фронту, положение было критическим.
          В кремле, в георгиевском зале, собрали большую группу генералов. Они были построены в одну шеренгу, стояли по команде «вольно», это продолжалось достаточно долго, не один, и не два часа. Какие – то штабисты  из генерального штаба заранее поставили прибывших в порядке убывания званий. Первым в ряду военачальников стоял Маршал Советского Союза Кулик. Далее – другие генералы,
их было несколько десятков. Ожидание было томительным. Уже сверены все списки, генералы переминались с ноги на ногу, напряжённо ждали.
           Наконец, со списком в зал вошёл начальник генерального штаба генерал - лейтенант Василевский. Раздалась команда «смирно!» Василевский сказал: «С вами будет беседовать товарищ Сталин».

           Прошло ещё несколько томительных минут. Он появился как – то незаметно, из боковой двери. Невысокого роста, он медленно шёл в мягких сапогах, в известном всей стране кителе и остановился напротив строя. Медленно обвёл взглядом всю шеренгу. Прошло секунд тридцать, может, минута.
           Генералы, не раз глядевшие в глаза смерти в первые тяжкие месяцы войны,
оцепенели под немигающим взглядом его жёлтых глаз. Наконец, он произнёс: «Расстреливать…(пауза в 20 – 30 секунд) не буду». И направился к голове шеренги, где стоял Маршал Советского Союза Кулик. За ним шёл Василевский со списком. Сталин остановился напротив Кулика, а Василевский прочитал: «Маршал Советского Союза Кулик». Маршал вышел из строя, сделал шаг навстречу Сталину. Бледный, напряжённый. Сталин, чуть помедлив, сказал Василевскому: «Запишите – генерал майор Кулик». Затем Сталин двинулся вдоль шеренги, и Василевский называл звание и фамилию каждого, против каждой фамилии записывалось новое звание. Обойдя всю шеренгу, Сталин, не прощаясь, вышел из Георгиевского зала также неспешно, как в него вощёл.

                *     *     *
                Наум Браверманн стал инженером  строителем высочайшей квалификации.  Он был моим другом. Как жаль, что он ушёл из жизни очень рано, сказались раны войны. Светлая память о нём во мне всегда жива.


Р.S.           Официальная справка
Кулик Григорий Иванович – Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза.
       Родился 9 ноября 1890 г. в с. Дудниково Полтавской губернии в крестьянской семье. В ноябре 1917 г. в г. Полтаве сформировал красногвардейский отряд, боролся против немцев и гайдамаков. В Красной армии с апреля 1918 г., когда его отряд вошёл в состав 5 Украинской армии. Активный участник Гражданской войны. Занимал ряд высших должностей в РККА. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940г. за образцовое выполнение боевых заданий командования в Советско – Финляндской войне (30 ноября 1939г. – 12 марта 1940г.) командарму 1 ранга Кулику Г.И. присвоено звание Героя Советского Союза. 9 мая 1940г. Г.И.Кулику присвоено высшее воинское звание Маршал Советского Союза. В великую Отечественную войну, являясь уполномоченным Ставки Верховного Главнокомандования, на Керченском направлении, спасая от окончательного разгрома, вопреки приказу Ставки, отдал войскам приказ об оставлении г. Керчь.  Постановлением Совета Народных комиссаров Союза ССР от 17 марта 1942 г. Кулик Г.И. был понижен в воинском звании – присвоено звание «генерал – майор». Принимал участие в Курской битве. 27 апреля 1945г. на заседании партколлегии КПК у Кулика Г.И. был отобран партийный билет, с июня 1946г. – в отставке. 11 января 1947г. генерал – майор в отставке Кулик Г.И.арестован, а впоследствии на основании обвинительного заключения от 2 августа 1950 г. обвинён в измене Родине, в высказывании угроз по адресу руководителей ВКП(б) и советского правительства и в связи с участниками сфальсифицированного антисоветского военного заговора. Кулик Григорий Иванович, а также генерал - полковник Гордов Василий Николаевич и генерал – майор Рыбальченко Филипп Трофимович расстреляны 24 августа 1950г.      24 сентября 1957г. Президиум Верховного Совета СССР удовлетворил ходатайство Верховного Суда СССР о посмертной реабилитации и восстановлении Кулика Г.И. в воинском звании  Маршала Советского Союза, в звании Героя Советского Союза и в правах на 4 ордена Ленина, 4 ордена  Красного знамени, медаль «Золотая Звезда»» и медали «ХХ лет РККА», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941 – 1945гг.».
             В 1941г. родное село Маршала по просьбе трудящихся переименовано в Куликовое. Но местные жители называют его Куликовкой и это название прижилось до настоящего времени.


Рецензии