Двойка по предмету любовь

– Кстати, об ошибках...

Алина задумчиво смотрела на Юльку поверх бокала с коктейлем.

Подруги устроились в уголке кафе, где не так дребезжала музыка, и можно было разговаривать, а не перекрикиваться. Но пока диалога не получалось. Вот уже полчаса Юлька в трагических тонах расписывала, как ее сын провалил контрольную по русскому: «Восемь ошибок, паразит! Восемь ошибок!..». Наконец Алине это надоело. У нее самой было дурное настроение, и супруг не радовал, и грешки дочери поднакопились, но от этой посиделки она ожидала большего, чем перетряхивание домашних «половичков».

– Взрослые тоже проваливают контрольные, – сказала она.

– Как это? – спросила Юлька.

Алина поболтала соломинкой в коктейле.

– Например, когда делают неправильный выбор.

– Точно! В нашем бутике была распродажа, и я купила себе сумочку, а после...

– Я не о том, – перебила Алина. – Можешь ты отвлечься от себя?! Хочу рассказать тебе одну старую историю. В институте у меня была подруга. Ее звали Ася. Она встречалась с парнем по имени Стас. Хорошая была пара... со стороны. Аськиным родителям он нравился. Даже в старомодном стиле «попросил ее руки». Мне одной Ася призналась, что нисколько его не любит – просто «пора уж».

– Разумно, – одобрила Юлька. – Я вот...

– Да помолчи ты хоть минуту!

В голосе Алины было что-то странное, надрывное. Юлька послушно умолкла.

– Однажды в кинотеатре Ася и Стас стояли в очереди за билетами. Вдруг голос, показавшийся ей знакомым, спросил: «Девушка, за вами не занято?». Она обернулась – и у нее дыхание перехватило: «Артем!..».



...В том апреле ей исполнилось пятнадцать.

У каждого бывает такой апрель. Даже если он и не апрель вовсе...

Праздновали шумной компанией. Она пила не больше других, но от волнения почти ничего не ела. Кто-то предложил спуститься к набережной. Миха купил всем по бутылке лимонада. «Жвачки хочу!» – сказала Ленка. Миха послушно притаранил горсть жвачек. Какими детьми они тогда были...

Внезапно ее затошнило. Старый тополь, опрокинутый мусорный бак и неодобрительное лицо идущей навстречу женщины – все завертелось перед глазами. Рука потянулась к горлу. Артем (он был рядом) сочувственно спросил: «Тебе плохо?». Она встретилась с ним взглядом и помотала головой. Артем вытащил из кармана платок. «Возьми», – просто сказал он. Девушка прижала платок к губам. Но ее не вырвало. Она нащупала руку Артема. Его ладонь была теплой, надежной и... словно бы ее собственной. Они перешли трамвайную линию, и тошнота осталась за этой чертой. Алкоголь – пустяки. Ее тошнило от одиночества...

Над Волгой угасал розовый пепел. Они сели на одну из лавочек. Ужасаясь собственной смелости, девушка обняла руку Артема и положила голову ему на плечо. От воды долетел голос Михи: «Ну прямо парочка из сериала “Моя любовь, моя печаль”!..». Он был прав, Миха. Ох как прав...

Артем всегда возникал рядом, когда ей было плохо. Однажды она поругалась с мамой – и выскочила без шапки в тридцатиградусный мороз. И тут же, у подъезда, увидела Артема, который шел с остановки... Они вернулись вдвоем. Более того: она сразу почувствовала свою вину перед мамой, устыдилась, что вела себя как вредное неразумное дитя. Хотя Артем ничего такого не сказал.

Они не были парой. Просто друзья. Даже когда просиживали вечера за мучительно-сладкой трепотней ни о чем. Даже в тот единственный раз, когда танцевали и вдруг принялись целоваться. Даже в ту совсем уж фантастическую ночь, когда она осталась одна в квартире, а морозный ветер принес Артема, прямо с водительских курсов, и после горячего чая глаза его слипались, и было уже за полночь, и куда его отправлять?.. Она сказала: «Оставайся, я совсем не хочу спать». Он лег на единственный диванчик и тотчас уснул, а она сидела рядом в кресле и любовалась им, и мечтала, чтобы эта ночь не заканчивалась.

Утром Артем был слегка смущен и быстро удалился.

Она терзала себя вопросами. Если Артем к ней равнодушен, зачем эти встречи? Ведь инициатор всегда он – она и адреса его не знает, и домашнего телефона (мобильники в полметра длиной тогда были только у братков). А если он «что-то такое» к ней испытывает, почему молчит и держит на расстоянии? И почему только рядом с ним ей так хорошо? В ее окружении есть и другие парни. Но к ним совсем не тянет...

Артем всегда был для нее загадкой, но загадкой, над которой приятно думать.

Стасик был прост и ясен, как толстокорый апельсин. Ее первый мужчина – сработало грозное «пора уж». Вот только, потеряв девственность, женщиной она так и не стала. Бывает.

А потом эта встреча в кинотеатре...



– Они не виделись три года, – продолжала Алина. – И каждый день из этих трех лет Ася его вспоминала. Он был все такой же... Красивый? Нет. Родной... Перед Стасом она должна была разыгрывать встречу со случайным знакомым. Хотя именно в ту минуту со всей определенностью поняла, что «случайный знакомый» в ее жизни – Стас!..

Алина помолчала, терзая соломинку. На матовый столик лениво плюхались желтые капли, рассаживались беспечно, словно смайлики. «Коктейль из толстокорых апельсинов... Тьфу, какая чушь лезет в голову! В тот вечер тоже был коктейль: страсть, ревность, безразличие. Гремучая смесь. Бедная моя Аська!..». 

– Перед сеансом Стас завернул в туалет. Покурить. Ася ждала на лестнице. И тут снова увидела Артема. Он ей улыбался, и – честное слово, как в фильмах, во всех этих дурацких мелодрамах! – на несколько минут их отделило от остальной Вселенной.

«Не знаешь, где судьба сведет... Я так давно мечтала... увидеть кого-нибудь из наших... и вот!..».

«А с кем ты сейчас общаешься?».

«Я? Да с институтской компанией. Со С-стасиком гу-гуляю...».

Никогда прежде Ася не заикалась.

«Он твой однокурсник?».

«Нет. Он – отдельная история... А ты здесь с друзьями?».

Артем улыбнулся:

«Вдвоем».

«А-а...».

Его девушка тоже ждала, когда он покурит. Только ждала в зале.

«У вас какой ряд?».

«Двенадцатый».

«А у нас – тринадцатый».

«О, рядом!».

«Еще увидимся».

«Пока».

Ася улыбалась, говорила эти пустые слова, а сама чувствовала себя больной и безумной. Что ей предстояло? Не фильм смотреть, а играть роль. Она хотела бежать, бежать из этого кинотеатра. Появился Стас и взял ее за руку:
«Какая холодная! Что-то ты грустная сегодня...».



...И так некстати начал вспоминать про тот вечер у Рыбина. Меньше всего волновал ее тот несчастный вечер. А Стасик все бормотал: «Ты на меня не сердишься, да? Бросил девчонку... со своими шахматами... одна сидела... три часа...». Ей хотелось завопить: «Да плевать мне на твоего Рыбина, твои шахматы и запоздалое раскаяние! Одна? С тобой я всегда одна...».

Вслух она произнесла: «Давай смотреть фильм».

Благословенна темнота зала, скрывшая ее лицо. Благословенен жребий, определивший ей сидеть впереди Артема – на двенадцатом ряду. Благословенно сошедшее на нее отупение...         



– Из всего фильма Аська запомнила только название. Дома напугала всех своим видом. Сначала хотела этак небрежно рассказать: «Угадайте, кого я встретила?..». Но поняла, что при первых же словах разрыдается. Это была КАТАСТРОФА. А родня не поймет, никогда! Они скажут: «Подумаешь, Артем, ты ему не нужна, а вот Стасик то, Стасик сё... живи в реальном мире, брось эти сентиментальные глупости».

Аська и бросила... только не «глупости», а Стаса.

– Ну и дура! – не выдержала Юлька. – Небось одна осталась? Так всегда бывает.

Алина отодвинула пустой бокал.

– Может, и одна... Только вот что она мне сказала: «Если я сделала ошибку и не удержала любимого, это не значит, что я должна совершать вторую и выскакивать за того, кого не люблю».

– Сейчас бы она пела по-другому, – усмехнулась Юлька.

– Ты думаешь?..

Юлькин рот вдруг округлился алой буквой «о».

– Стас – так ведь зовут твоего мужа...

Алина только улыбнулась.

– ... а моего – Артем, – закончила Юлька.

На миг в ее глазах мелькнуло подозрение, но она тут же рассмеялась.

– Забавное совпадение, правда? Ты поэтому вспомнила?

– Конечно, – ответила Алина. – Ну что, еще по коктейлю?..

Рядом глушили тоску такие же двоечники.



/Рассказ-лауреат международного творческого конкурса "Неисправимая ошибка" 2017/


Рецензии
Написано прекрасно. Образы героев узнаваемы сразу. В жизни встречались и Аня, и Юля, и Артем со Стасом. И ситуация прописана прекрасно. Ну вот прямо сейчас могу дать сотню советов. Взаимоисключающих. Если серьезно, то даже при правильном выборе иногда подкатывает что то... Где то, когда то, на развилке, ты свернул, и та другая дорога, которую ты не выбрал, она не обросла потерями, предательствами, бытом... Она осталась светлой, и даже те, темные пятна на ней, стерлись временем. Это ведь свойство нашей памяти, забывать плохое. Я даже из Грозного в 95-ом умудряюсь помнить только хорошее)))
А в целом, спасибо. Это история не имеет сослагательного наклонения. А наша жизнь имеет. Да еще как. Прожить непрожитые страницы мы можем если не наяву, то в своем воображении. В т.ч и благодаря литературному творчеству. Которое что всколыхнет и напомнит.

Юрий Андрюнькин   23.07.2017 15:26     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо Вам за такую добрую и развернутую рецензию! Главное, что "всколыхнуло" и образы узнаваемы. Так и стараюсь писать. Значит, мы с Вами земляки? Меня в 95-м в Грозном уже не было, но родители пережили всю первую чеченскую, рассказывали много...
Да, всегда немного жалеешь о той дороге, по которой не пошел. Поэтому наш выбор, в сущности, сводится к одному: жалеть больше или меньше. Когда жалеем меньше, это принято называть удачным выбором и сложившейся жизнью. :)
Творческой (и не только) Вам удачи!

Анна Штомпель   11.08.2017 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.