Записки про кота Маркиза

 
Рис. автора "Кот Маркиз"

29.10.86. Кот равнодушен к технике. Зато появившаяся вдруг муха мгновенно привлекает его внимание — она из его мира. Нужно жить в своем мире, узнавать посланцев из своего мира.
Мы уходим почти на весь день, а кот остается один в квартире. Его перестают ласкать, таскать и дергать. Нравиться ли ему оставаться хозяином в доме? Собаке явно не по душе одиночество, коту без сомнения легче, но в удовольствие ли ему это. Я вхожу и вижу растянувшегося посреди комнаты кота. Кот никогда не залезет в кухне на стол. А без нас? Многие коты без зазрения совести забираются в отсутствии хозяев на стол, а застигнутые врасплох мигом соскакивают. Знают, бестии, что нельзя этого делать! Значит, без хозяев стеснения меньше, а, следовательно, и удовольствие некоторое есть. Конечно, если отлучка хозяев не слишком долгая.
31.10.86, Коту быстро надоедает общение, и никакие ласки его больше не привлекают. Его зовешь, он не сдвинется ни на шаг. Сидит и смотрит, будто не понимает, что его зовут. Ему сейчас это не надо. И на наши желания ему наплевать - это не собака, всегда готовая пойти на ваш зов. Почему же "собака" ругательное слово? Есть люди собаки, а есть коты. Вот коту захотелось к вам подойти. Теперь это сама любезность. Он ластиться к вам, мурлычет, как трактор. О, Подлиза! Никакой собаке в этом не сравниться с ним. Но ласка кота недолга. Удостоверившись, что вы никуда не собираетесь уходить, кот удовлетворенно засыпает.
2.11.86. Маркиз деятельный участник уборки в квартире. Он ловит швабру, гоняет мусор, преследует веник. Укоры в это время воспринимает как похвалу. Беспорядок во время уборки радует его - появляется возможность проявить себя ловким охотником за бумажками и прочим мусором.
"Животные не делают глупостей",- заметил Солоухин. И, тем не менее, есть более и менее умные животные.
Знания у животных — это в большой степени воспоминания опыта прошлых поколений — инстинкты. Но инстинкты проявляются не в виде реализации жестких программ, как у насекомых, а окрашенные элементами рассудочной деятельности.
Кот реализует толстовский принцип "Жить одному" (в смысле жить не связывая себя условностями общества, жить, как считаешь нужным).

З.11.86. Маркиз нежится на батарее. В квартире тепло, так нет, лежит, как старый дед на лежанке. Батарея жесткая, неудобная, но любовь к теплому сильнее, чем к мягкому. Сибаритство и изнеженности. Или потребность? Сказывается и южное происхождение.
7.11.86. Маркиз упал с балкона (это второй этаж) и разбил нос. Наверное, ловил муху. Несколько часов из носа капала кровь, нос распух, кот то и дело чихал и фыркал. Маркиз испытал сильное нервное потрясение, но потом ничего, отоспался.
30.11.86. Я бреюсь. Маркиз только что начал засыпать, удобно устроившись на батарее, но новый звук (от перемешивания мыла кисточкой) заставил его открыть глаза. Я впервые на его глазах брился безопасной, а не электрической бритвой и необычное действие заинтересовало его. Изо всех сил борясь со сном, он смотрит на меня. Время замедляется.

2З.12.86.Маркиз сидит в форточке и глядит на мир за окном. Пространство этого мира то и дело во всех направлениях пересекают птицы. Они больше всего привлекают и завораживают Маркиза. Птицы пробуждают в Маркизе его высокую мечту — поймать воробья.

30.12.86. Я вхожу на кухню, зажигаю свет и вижу брезгливо жующего Маркиза. Он стоит посреди кухни и не снисходит даже до того, чтобы просто взглянуть на меня. Ну и высокомерные же эти коты!
За дверью мяучит Маркиз. Он видит свет в моей комнате и ему не хочется одиночества. Приходится впускать. Прыгает мне в постель, пристраивается у меня на груди, трется мордой о руки, лезет к самому лицу, мурлыкает, урчит, как трактор. Всегда неожиданная ласка кота. Что ж там ни говори, а живет у нас кот в одиночестве.
Сейчас коту хорошо, никто не дергает, не тормошит.
Страшный, в сущности, хищник, вооруженный, как никто из животных - "этот зверь силен и хорошо вооружен" (Брем), доверчиво и мирно спит с человеком.
Собаке и кошке нужно было иметь необычайный ум, чтобы решиться войти в контакт с человеком и суметь жить с ним. У них у каждого свои достоинствa: душевные благородство собаки, внешняя приятность и опрятность кошки. И собака, и кошка стараются быть полезными, не только сторожевыми функциями и ловлей мышей, но и удовлетворением массы других наших потребностей. Нам приятно, например, гладить животных, говорят,  это даже снимает стресс, особенно у детей.

2.1.87.Вечер. Только лег, как Маркиз прыгнул ко мне. Сейчас толкается на груди, лезет в лицо, трется, мурлычет, крутится, не знает, как улечься. Льнет, ласкается, лезет в душу, позволяет делать с собой что угодно. Бес.

11.01.87. Утро. Все спят. Все темно. Стекла окон в хрустальных морозных узорах. Такие толстые и прозрачно-сверкающие узоры бывают только в сильные морозы. Трещит мороз по всей России. В Москве -37о.
На стол ко мне осторожно прыгает Маркиз, лезет целоваться, не дает писать, ему, как и всем кошкам, нужно обязательно улечься на бумаги, лечь и греться в лучах настольной лампы. Он мягко топчет лапами, слегка выпуская и растопыривая когти, мурлычет. Хвост поднят трубой, а точнее, напоминает пышный дым, идущий вертикально вверх в морозный безветренный день из трубы. Потом он начинает устраиваться у меня на плечах в виде воротника. Полежав минуты три, опять спрыгивает на стол, просит ласки. После долгих приставаний, пробует устроиться на батарее, не выдерживает ее жара, снова начинает ласкаться. Приходится гладить его со всем тщанием.
Счастье работы за письменным столом. Спокойствие воскресного дня. В окно уже светит солнце. Тают, несмотря на мороз, узоры на стеклах.

12.01.87. Утро. -22 С, в квартире холодина. Все судорожно собираются на работу, в школу. Маркиз резвится. Ему-то что! Наверное, он думает, что у нас опять праздник...

14.01.87. Мне приятно, когда Маркиз вдруг прыгает мне на стол, хотя он и мешает писать, норовит топтаться именно по бумаге, на которой я пишу. Да он явно не дает писать, а я думал, что он простота не понимает, что я работаю. Нет, это ему свое нужно, чтобы ему и только ему, а не бумагам внимание уделяли. А впрочем, что коту какая-то работа? Вот охота - это да!
 
21.01.87. Свершилось! После многочисленных попыток, сидений на морозе, Маркиз поймал, наконец, на балконе воробья. Это почти невероятно - балкон открытый, спрятаться негде, воробьи садятся на край парапета высоко от пола, а Маркиз внизу. Действительно, велико совершенство кошек. Воробей — осторожный, быстрый, недоверчивый. И поймать его труднейшее дело.

22.01.87. Интересно, поняли ли воробьи, что на наш балкон теперь опасно садиться? Рассказали ли друг другу об этом?
Я не стыжусь того, что пишу о каких-то воробьях, коте, радуюсь и горюю за них. Может быть, они мне за это спасибо скажут. А то, что кот посмеется надо мной, то зря. Он ведь сам воробей. Комок жизни, только без перьев. И нечего зазнаваться.
28.03.87. Кот смотрит на меня большими желтыми глазами. Зрачки расширенные, круглые. Странный взгляд инопланетянина.
 
5.04.87. -3 . Утро. Воскресенье. Все спит. Маркиз ласкается, сбросив с себя обычную важность и суровость. Все хорошо в меру, а беспрерывные и бесцеремонные ласки утомляют и оскорбляют кота. А животное это с большим чувством собственного достоинства. Вот он идет по комнате, посмотрите: медленной, важной поступью тигра и даже еще величественней. Какой шаг! Какие могучие движения! Длинные, красиво изогнутые, мужественные усы придают ему еще большую значительность. Наверное, кошки были когда-то очень крупными животными, поэтому в них и осталась эта величавость. Только у пантеры движения также величественны и грациозны одновременно. Поразителен и взгляд огромных кошачьих глаз с расширившимися или сузившимися зрачками. И взгляд этот внимательный или равнодушный. Но никогда не заискивающий или жалобный.  Но никогда и не восторженный, как у собаки.
Однажды в зоопарке: все стоят и смотрят на черную пантеру, которая спит в клетке. Смотрят с плохо скрываемым ужасом, но с удовлетворенностью, что пантера находится в прочной клетке. И вдруг пантера широко раскрывает глаза — в толпе вскрикивают. Такие неожиданно яркие, вспыхнувшие желто-зеленые огнем, равнодушно - беспощадные глаза. Этот взгляд разгоняет толпу, не многие выдерживают убийственную силу этого взгляда. Пантера разит взглядом праздных зевак из-за прутьев клетки.

23.05.87. Суббота, 16 часов.
Маркиз в тоске и скуке шляется по комнатам. Растянется на минуту на полу, потянется, перевернется и опять ходит по опостылевшим комнатам.
 
9.08.87. Он ушел. Бросил уютное, но опостылевшее жилье, сытную жизнь, ласки и унижение. Ушел туда, где битвы, свобода, воля. И пусть голод и холод, опасности, вообще, полная неизвестность. Это говорится о Маркизе. Он ушел ночью неизвестным образом — полагаю, что спрыгнул с балкона. В ночь, раздираемую кошачьими криками, звучащими для него призывным набатом, записка Юли, пришедшей из школы домой: "Маркиз пропал, искала везде -  бесполезно. Сил больше нет". Потоки слез. Искали и мы — во дворе, около парка, на помойке.
Квартира опустела. Но я почему-то рад за Маркиза — за то, - то у него оказалась такая мужская решимость, и за то, что у него теперь вольная жизнь с собратьями по своему кошачьему племени. Он познакомится с дамами, которых он раньше не знал, схватится с котами, которых видел только с балкона. Чудовищной силы хрипло-визгливые крики радости и страха исторгнет из Маркиза новая жизнь, властно схватив его.

Рисунок автора

Из "Записей текущего) http://www.proza.ru/2017


Рецензии