Живая информация

Обучение искусственных нейронных сетей напоминает обучение живого человека, но оно не всегда предсказуемо. Иногда получается совсем не тот результат, который ожидали. Например, хотели научить распознавать образ танка, а сеть научилась распознавать фон, на котором были расположены танки.

Нам кажется, что обучение живого человека - процесс естественный и понятный. Мы все знаем, как учить людей. Но с точки зрения нейрофизиологии - это сложнейший и интереснейших процесс, в котором нет мелочей.

Мы обучаем на примерах. Показываем несколько вариантов задач и правильных ответов, а человек сам выводит из них общий ПРИНЦИП решения подобных задач. Именно эта способность находить единый принцип, закономерность в окружающих явлениях отличает пока человека от компьютера.

Я сказала "пока", потому что при развитии науки и это различие может быть преодолено или стать очень незначительным.

Однако есть, на мой взгляд, понятия, значение которых невозможно объяснить компьютеру. Например, понятие ноль, ничто. То, что нам кажется очень простым и понятным, для компьютера может стать непостижимым.

Наиболее эффективным способом обучения является практика. И это неспроста. Любые движения, восприятия и эмоции, сопровождающие обучение, способствуют закреплению информации в теле человека, не просто в виде карты электрических возбуждений в мозге, но и в виде химических, гормональных реакций, влияющих на генетическую структуру организма.

Чисто теоретическое, абстрактное объяснение выветривается из памяти довольно быстро, особенно тогда, когда не является для ученика эмоционально или практически значимым. Успех обучения зависит не только от мастерства учителя, но и от мотивированности ученика. Та внутренняя, активная, но невидимая работа, совершаемая учеником в процессе восприятия, ещё мало изучена. И только талантливые педагоги умеют тонко чувствовать этот процесс и в некоторой степени влиять на него.

И эта работа связана с волей человека и его желанием понять.

В Коране сказано, что Бог не любит, когда люди говорят то, чего сами не делают. Такая речь пуста и неэффективна. Речь не только о морализаторстве, но и о нашем способе вкладывать в слова смысл. Когда слово выстрадано и пропущено через жизненный опыт, оно приобретает энергию, вес. Когда же произносится просто некое абстрактное слово, не имеющее никакой личной значимости для произносящего, оно становится пустым звуком и часто проходит мимо сознания людей. Такого человека вполне может заменить магнитофон с записанной лекцией, любое устройство, выполняющее функцию передачи информации.

Живое общение - это всегда взаимосвязь, диалог, обмен энергией и информацией, совместное творчество. И нам стало этого не хватать в последнее время.


Рецензии