Ошибка природы-1

                (рассказ)
     Он был среднего роста, нормально развит, не горбун, не хромой. Все органы человека на местах. Вот несколько отсутствующий взгляд настораживал. Неплохого бурильщика решили послать на курсы горных мастеров, на растущем производстве не хватало младшего руководящего персонала. Он закончил их на троечки с двумя четвёрками по физподготовке и  по технике безопасности, что и успокоило руководство шахты, при назначении его горным мастером.
     Утром я зашел на участок, сделал запись в книге нарядов о маршруте и выполнении работ, справился у начальника о новостях на участке и, указав маршрут, выполнение работ, расписался в книге нарядов .

     Работа обычная для геолога осмотр забоев, горных выработок, зарисовки геологических структур. Опробование, которым занималась моя помощница Надя. В завершение мы с ней должны были осмотреть, забои, где шла добыча руды. Поднимаемся по лестничному ходу, каким ходили всегда и направляемся к штреку, где идет выпуск отбитой руды. Я останавливаюсь, уж очень подозрительной показалась мне тишина. Ни звука скреперной лебедки, ни разговоров на рабочем месте. Ни рёва предупредительной сирены, которую включают при постановке заряда взрывчатки, для
посадки зависшей руды. Помощница останавливается около меня.

     -Пойдем назад, предлагаю я, что-то тревожно стало. Тишина зловещая,- но мы не успели мы развернуться, как прогремел взрыв.
     Нас тут же накрыла взрывная волна, от которой заложило уши, а в лицо ударила смесь воздуха азотистых газов и железистой пыли. Еще хорошо, что мы остановились в трёх- пяти метрах от штрека в дальнем конце которого метрах в двадцати-тридцати от нас прогремел взрыв. Мы рванули назад, а когда опустились на десять метров, помощница достала из сумки зеркальце, посмотрела и, засмеявшись, протянула его мне. Наши чуть вспотевшие после подъёмов и работы лица были красно-коричневые от цвета гематитовой* пыли.

     Невдалеке от нас были слышны голоса, к ним мы и направились.  Там стояли горный мастер и два скрепериста. Увидев нас, они рассмеялись.
     -Где это вы  покрасились? – спросил один из скреперистов.
     -Ребята, у вас отличное настроение, но я вам его подпорчу. Первый вопрос, скажите мне, почему вы производили взрыв без включения сирены?
     Тот, что спрашивал, отвернулся. Двое посмотрели друг на друга, и после недолгого молчания мастер заговорил.
     -Она была её, наверное, взрывом сдуло.

     -Зачем ты врёшь, когда мы начали подниматься, стояла гробовая  тишина,- раньше меня выпалила Лена.
     -Да не было её, вчера была, а сегодня пришли, нет,- признался второй скреперист, а добычу вести нужно. Он хотел было уходить, но я остановил его.

     -Вопрос второй. Почему не включили сирену второго штрека? Или её там тоже нет?- ответом мне было все тоже молчание.
     Второй скреперист хотел было начать подъем наверх, но я остановил его. Я пойду первым, но вначале продолжим наш разговор.
     -Ты что не понял, что вы сейчас могли вытаскивать два труппа.  из-за вашей, так называемой работы. Так есть вторая сирена или нет.

     -Ну, извини ты нас, есть она, горный мастер забыл её включить, он последним уходил и должен был спуститься по  ходу, где поднимались вы, для перекрытия хода.
     Мы поднялись на подэтаж скреперования и убедились больше и не требовалось, что одна сирена, работающая от сжатого воздуха имеется, а больше и не требовалось.
     -Третий вопрос, почему вы - не уважаемый горный мастер, не выставили охрану, как вам подсказывает рабочий? Или перед началом работ не закрестили** ход.
     -Какого чёрта, Вас по нему понесло. Ход закрыт был еще вчера под роспись всех рабочих участка. Почему вам не дал расписаться начальник участка, я не знаю, спросите у него.

     -Браво! Не видел я в наряде на сегодня такой записи.А ты Молчал, молчал, думаешь, что выкрутился. Ты не объяснил, три элементарных вопроса по технике безопасности. Ты умышленно хотел нас угрохать, мать двоих детей. Ты знаешь, что тебе будет от её супруга?

     Муж Елены был недавно назначен заместителем начальника этого же участка. Он иногда заходил к нам в отдел и разговаривал со мной, по вопросу выполнения качества в добытой руде, или о возможности  раздельной выемки руды и породы из одного забоя. Горный мастер молчал, только теперь у него на носу, радужным светом искрились капельки пота.  Мне вспомнился один из рассказов Джека Лондона. Он назвался  «Ошибка господа Бога». Этот Мастер из той же компании. Но поскольку …

     -Ты же «Ошибка природы» тебе даже баранов пасти нельзя доверять. А тебе доверили людей. И я сделаю всё, чтобы тебя сняли с работы.
     -Ты и оправдаться даже не умеешь,- не выдержала моя спутница.

     -Вот послушай, уже спокойно начал я. Вы поставили заряд для прострела, протянули взрывной провод, Надо было двоим отправиться к запасному выходу. Всего–то тридцать метров  и вниз десять. Спустились и… можно взрывать. Я умышленно не выдал всю фразу.
     -А потом орать, что ли?  Так не услышит, вон перфоратор грохочет. -   
     Действительно неподалеку работал  перфоратор. Но грохот перфоратора тут же перекрыл взрыв хохота рабочих и моей помощницы. Они хохотали до слез до коликов. Я горько улыбался.
 
     -Ты оказывается круглым дураком, если не притворяешься. Для чего я сказал, чтобы двоим отправляться?
     Начальник смены молчал и соображал… Когда утих новый взрыв смеха, я продолжил:
     -Все поняли, кроме тебя. Для того, чтобы ты остался здесь, а  его,-  я показал на второго скрепериста,- отправил к взрывнику, чтобы он сказал –  «можно взрывать».
     -Хорошо дальше так и будет.

     Теперь его рабочие смеялись в кулаки, а спины их тряслись от мелкой зыби.
     На следующий день его отправили в отпуск, чтобы он определился для себя с будущей работой. По возвращении из отпуска профсоюзный комитет не дал согласия на его увольнение. У него не было даже замечаний по работе горным мастером. При встрече со мной он ехидно улыбался и спрашивал.
     -Как Ваше здоровьице, Владимир Яковлевич? Но вскоре…

     Впрочем, это уже другое событие.
                1.02 2017.


Рецензии
Да, что-что, а техника безопасности, особенно мастером, должна быть на высоте. Безалаберность недопустима. Интересный рассказ, большое спасибо, Владимир. Всего Вам самого наилучшего. С уважением,

Альбина Святогорова   30.06.2018 18:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.