Информационные системы, идеальный мир, понятия

Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xist
       =============================================

Из трактата «Эволюция информационных систем»
Книги «Теория информационных систем»
----------------------------------

С появлением организмов - биологических материальных объектов, способных собирать, хранить и передавать по наследству накопленную внешнюю (о мире) и внутреннюю (о себе) информацию, а также способных в определенных пределах целенаправленно изменять свое состояние, приспосабливаясь к изменениям внешнего мира - во Вселенной начинается второй глобальный этап развития материи: развитие бессознательной жизни. Жизнь - один из этапов развития мира, в ходе которого материя от развития бессознательного переходит к осознанному саморазвитию. Постепенный переход биологических материальных объектов от совершенно бессознательного состояния к сознательному путем развития у них материальных и идеальных структур, а также развития «я» - и есть эволюция жизни, в значительной мере определяющая в этот период, благодаря наибольшим темпам накопления исчерпывающей информации, эволюцию всей материи. Биологические структуры - граница перехода от бессознательного к сознательному.
 Будем рассматривать эволюцию жизни с точки зрения развития организмов как информационных систем (ИС). Смертных, но способных к расширенному воспроизводству себе подобных и к передаче через наследственные механизмы главных качеств своей структуры. И в то же время входящих в мир с незначительными ее изменениями от одного индивида к другому, что в граничных условиях среды приводит к появлению новых и постепенному совершенствованию всех систем обмена веществ и информации со средой, а также к отбору наиболее жизнеспособных, каковыми оказываются организмы, располагающие наибольшим количеством наиболее оптимальных, прямых и обратных связей со средой обитания.

Будем называть Вселенную глобальной информационной системой (ГИС). Под локальной информационной системой или просто информационной системой (ИС) будем понимать выделенные по некоторым общим признакам фрагменты материального мира, достигшие определенного структурного уровня развития, а именно - биологического, начиная от простейших форм жизни до развитых организмов.
Информационная система
-------------------------------------
- это некоторая часть материальной Вселенной, имеющая свой идеальный мир (идеальную Вселенную) и располагающая возможностями преобразования объектов и связей материального мира в объекты и связи идеального мира, и наоборот. Т.е. информационная система включает в себя материальный мир - материальные органы, из которых состоит организм индивида, и идеальный мир - его понятийные структуры, а также некоторое «я» (или, по-другому, «инстанцию»), осуществляющее связи между материальным и идеальным.
Структура материального мира
-------------------------------------
организма (ИС) включает в себя материальные структуры нижестоящих уровней и, обычно, среди них существует. Она располагает большей исчерпывающей внутренней информацией по отношению к материальной субстанции в сравнении с объектами неживой природы, ее окружающими.
Идеальный мир индивида
-------------------------------------
 вторичен по отношению к материальной Вселенной и строится на базе совокупности ее отражений. Так же, как и мир материальный, он имеет иерархически сетевую структуру, состоящую из объектов и связей различных уровней сложности и развития.
Элементы идеального мира
-------------------------------------
- ассоциативно связанные между собой понятия. Идеальный мир субъекта представляет из себя понятийную структуру, являющую собой «выжимки» наиболее существенного для индивида опыта его отношений с окружающим миром, а также внутреннее представление, самоощущение себя, своих органов, своего положения в среде обитания. Каждый живой организм имеет свой идеальный мир: простейшие - простейший, более сложные - более сложный. Уровень развития идеального мира субъекта, в общем случае, говорит о его месте на лестнице развития природы, материи.
У простейших организмов идеальный мир минимально отстоит по структуре от некоторой условной идеальной субстанции, структуры не имеющей (обладающей единичной исчерпывающей информацией). По мере усложнения организмов идеальные миры отдельных особей, как и материальные, приобретают все более и более сложную структуру, состоят из все более сложных объектов и связей, т.е. располагают все большей внутренней информацией.
Простейшие понятия
-------------------------------------
отвечают закрепленным в памяти информационной системы диапазонам характеристик ее органов ощущений, а также элементарным движениям других ее органов. Сложные понятия строятся посредством закрепления устанавливаемых в результате опыта связей между понятиями более низких уровней, что приводит к организации из них структур со многими измерениями - образов и представлений об объектах и явлениях материального мира, а также программ функционирования органов и систем организма, нацеленных по результатам как во вне, так и внутрь его.

По отношению к материальному миру понятие
 -------------------------------------
- совокупность нескольких характерных сторон материальных объектов или явлений, выделенных субъектом, отраженная и запечатленная в его идеальном мире и, в той или иной мере, отвечающая ряду конкретных объектов мира материального. Т.е. это - некоторая совокупность нескольких классифицированных диапазонов простейших характеристик различных органов ощущений - зрения, слуха, осязания и др. Другой тип понятия - последовательность действий организма своими органами.
Понятия
-------------------------------------
- отлаженные (оптимально организованные) программы задействования органов информационной системы в материальном или идеальном (фиктивно) мирах, воспроизводящие схему ее отношений к значимым для нее внешним или внутренним, материальным или же идеальным объектам.
 В условиях взаимодействия субъекта с окружающей средой сложные понятия могут развиваться и развиваются (уточняются и дополняются новыми характеристиками и связями), что соответствует накоплению опыта.
Понятия отвечают узнаваемым организмом воздействиям на него среды или используемым индивидом ответным реакциям, т.е. в понятиях как бы фиксируются, хранятся узнаваемые раздражения и последующие ответные действия. Например, в цепочке «жарко --> ползти» - «жарко» и «ползти» есть два связанных между собой идеальной связью понятия. Причем, «жарко» - понятие воздействия на организм среды, диапазон органа ощущения, а «ползти» - понятие (программа) ответной реакции, последовательность действий органов ответных реакций.

Глобальным направлением эволюции Вселенной
-------------------------------------
является накопление материей внутренней и внешней исчерпывающей информации. Это объективный закон развития ее материального мира. Он проявляется в том, что некоторые выделенные (в каком-то смысле замкнутые на себя по тем или иным связям) участки (объекты) материальной Вселенной располагают все большим количеством внутренней и внешней информации. Внешняя информация здесь - связи с другими участками.
На определенном уровне развития материи достигается некоторый предел в количестве информации, которую случайностным образом (в рамках существующих необходимостей) может набирать материальный объект неживой природы. Для дальнейшего накопления исчерпывающей информации должны появиться объекты, способные к целенаправленному ее собиранию, хранению и передаче друг другу. Таковым материальным объектом становится организм - объект живой природы, являющийся активной информационной системой.
С появлением организмов материя открыла для себя инструмент самопознания, и развитие ее далее являло собой эволюцию материальных объектов как инструментов самопознания - искусственного (не случайностного) накопления материей в идеальном мире внешней информации о себе и окружающем мире, что явилось залогом дальнейшего накопления информации внутренней. Далее процесс накопления информации внешней и внутренней во все большей степени становится взаимосвязанным и взаимозависимым и достигает нового качества своего в человеке, который становится инструментом не только самопознания, но и саморазвития мира. Причем познания и развития сознательного!


Рецензии