Этнические аспекты христианства

Христианство как мировая религия вроде бы не является национальной и может включать всех. Ведь сказано в Писании о том, что нет ни эллина, ни иудея. Однако общечеловеческая суть христианства не существует вне национальных рамок. Это для бога нет ни эллина, ни иудея, а в нашем мирском и весьма реальном мире есть христианские народы, есть мусульманские, буддийские и т.п. Значит, в реальном мире общечеловеческая суть христианства существует в национальной форме-оболочке. Эта национальная форма-оболочка оказывается столь существенной, что христианские народы воевали и воюют между собой. Крестоносцы разгромили православную Византию, христианские войска НАТО разгромили-разбомбили Югославию, православные румыны воевали против русских, православные болгары дважды оказывались во враждебном России лагере в мировых войнах.
Как видим, национальная оболочка продиктовала свою враждебную роль, а общечеловеческая суть христианства или православия не смогла сдержать враждебные действия. Иными словами, вопрос о соотношении христианства и различных народов существует. Современным философским языком он может быть сформулирован как вопрос о соотношении христианских и национальных ценностей. Понятно, что этот вопрос болезненный. Однако острота вопроса не должна его закрывать, а скорее наоборот – побуждать к его разрешению или, по крайней мере, к пониманию сути.
Как это выглядело в истории? Естественно встает вопрос с евреями. Не случайно Ветхий Завет является священной книгой и для иудеев и для христиан. Налицо единство истоков. Однако евреи в целом остались нехристианским народом, а следовательно, в каких-то отношениях и противохристианским. В чем тут причина?
Попытаемся на всех этапах складывания христианства выявить национальные, этнические системы ценностей, в той или иной степени касавшиеся или даже влиявшие на складывание христианской религии. Первый этап – еврейско-египетский и поворотный пункт здесь – Исход. Евреи в то время политеисты. Египтяне тоже. Но появляется попытка впервые в мире создать монотеизм – реформа Эхнатона. Как известно, фараон попытался создать единобожие с поклонением единому светлому богу Атону. Попытка в конечном счете оказалась неудачной. По времени еврейский исход из Египта следует за крушением реформы. Поэтому это совпадение по времени побуждало исследователей искать связи меж тем и другим событиями. Зигмунд Фрейд в конце жизни написал книгу «Моисей и монотеизм», в которой высказал весьма убедительную версию связи этих событий. Последующее добавление данных, мне кажется, лишь подтверждало и уточняло его гипотезу.
Вкратце сегодня события рисуются следующим образом, и это важно для нашей темы. Будущий фараон Эхнатон – прототип античного царя Эдипа, и был вынужден расти далеко от своего царства. Он вырос в Митанни – государстве, расположенном на территории современной Сирии. Оттуда же и его соправительница и жена (Нефертити или Кия, а спор о том, кто из них более подходит для влияния на фараона, для нас не важен). Митанни имело совершенно явно арийское (индоевропейское) население – хетты, хурриты-предкурды, а совокупность митаннийских богов даже явно указывает и на индийское влияние. Египетское происхождение Эхнатона, неегипетские (митаннийские-арийские) корни реформы говорят, по крайней мере, о двух этнических началах египетского монотеизма – египетском и арийском (индоевропейском). К сожалению, на сегодняшний день никто не установил четко этническую и языковую принадлежность древних египтян, ясно, что это не негры или монголы, не евреи, не арабы, не греки.
Далее появляется и еще один этнический мотив – евреи, унесшие на своих сапогах в побеге из Египта идею единого бога. При этом главное действующее лицо, конечно, Моисей. Фрейд достаточно убедительно показывает некоторую чужеродность Моисея евреям. Имя его египетское (Моисей сродни Тутмосу и Амосу), говорит с евреями с переводчиком, сильно раздражен евреями (разбивает скрижали Завета), и его евреи забивают камнями. Египетский Атон явно просвечивает сквозь обращение к еврейскому богу Адонаи (не еврейские Элохим или Яхве). В результате евреи получают от египтян обрезание и единого бога с очень выделенными очертаниями национального бога-покровителя избранного народа (идея избранности явно не общечеловеческая, а претенциозно-элитарная). Итак, первый этап подразумевает выявление трех национальных линий – древнеегипетской, митаннийской и еврейской.
Второй этап – вавилонское пленение евреев и его влияние. Как известно, евреи побывали в вавилонском плену, и очередная высшая древняя цивилизация не могла не оказать на них своего влияния. Конечно, Вавилон тогда представлял собой место смешения народов и языков, однако достаточно легко выделить, по крайней мере, еще одну этническую составляющую становления будущего христианства. Это, безусловно, зороастризм – господствующая персидская религия. Как известно, Заратустра произвел великую реформу предыдущей религии – маздаизма. Впервые появилось учение о двух борющихся началах в мире – добре и зле, светлом и темном, жизнеутверждающем и несущем смерть. Появилось учение о рае и аде, о чистилище,  о спасителе, рожденном девой, об ответственности человека за свой выбор и поступки, и последующем воздаянии после Страшного суда и воскрешения мертвых. Все эти положения в последующем вошли в христианскую доктрину. Человек перестал быть игрушкой судьбы, получил право свободного выбора, но и ответственности за свой выбор.
Интересно, что евреи в Вавилоне сделали и свое открытие – гетто, позволяющее избранному народу сохраниться в более высокой цивилизации религиозной, но вместе с тем и этнически особой общиной. Это усугубило и барьер между ними и общечеловеческими началами, ведущими в христианство. Итак, второй этап добавил еще один этнический фактор – персидский (арийский – индоевропейский). Напомню, что в последующем зороастрийское влияние проявится в будущем складывании христианства и через производную от зороастризма – митраизм, проявится и через вифлеемских волхвов.
Третий этап – рождение и жизнь Иисуса Христа. Кто он этнически и культурно? Сразу вспоминаются знаменитые слова императора Юлиана Отступника: «Ты победил, Галилеянин!». Христос родился, провел юность и время основной проповеди в Галилее, да и апостолы-ученики были галилеянами. Конечно, по евангельским рассказам Иисус много времени провел в Египте, а по апокрифическим евангелиям бывал и в Кашмире. Однако индийские сюжеты мало кем признаются, а египетские мотивы ничего не добавляют к нашей теме. Иными словами, главное добавление к нашей теме – Галилея и галилеяне. Галилея располагалась в северной части тогдашней Палестины. Галилея была страною цветущей, и в ней мы находим много богатых городов и селений: Кану, Назарет, Наин, Генисарет, Тивериаду и т.п. Все эти места нам знакомы по евангелиям как места путешествий и проповедей Иисуса. Север Галилеи был заселен сирийцами, финикийцами, арабами (языческая Галилея). Иудеи не любили галилеян за их близкое и постоянное обращение с язычниками и за их не совсем чистое и правильное наречие. Разговор апостола Петра со служителями сразу выдал место его рождения (Мф. XXVI, 69, 73; Мр. XIV, 70).
В словаре Брокгауза и Ефрона говорится о том, что ханаанский элемент сохранялся в Галилее с особенным упорством, поскольку подкреплялся постоянным подпиткой из соседней Финикии. Истые иудеи, гордясь чистотою крови, относились к галилеянам с пренебрежением. Однако, по словам И. Флавия, Галилея всегда славилась храбрыми людьми. Талмуд дает такую сравнительную характеристику: «Галилеянин любит честь, а иудей – деньги». Греческое образование, к которому с крайним недоверием относились иудеи, встречало среди галилеян горячих приверженцев. В некоторых городах Галилеи преобладающим языком был греческий. Галилеянами стали называть христиан. Произошел развод христиан с иудеями. Национальное высокомерие и нетерпимость иудеев столкнулось с тем, что проповедовал Христос. Отсюда и гонения иудейских первосвященников, и известное «кровь его на нас и на детях наших!». Иудаизм и христианство разошлись принципиально, и все попытки еврея апостола Павла изменить ситуацию ни к чему не привели. Итак, на этом этапе все менее значимым становится еврейский этнический фактор и очень резко и отчетливо проявляется новый галилейский фактор.
Четвертый этап прямо связан с окончательным оформлением и институционализацией христианства и мощным влиянием греческого этнического фактора. К IV веку христианство оформляется в мощную организацию со своей идеологией и учением. В первую очередь это заслуга вселенских отцов Церкви – греков Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Церковь становится организацией мировой и, значит, общечеловеческой религии, предельно непримиримо отринувшей спесь иудейской избранности и этнической нетерпимости. К этому следует добавить только одно: иудеи также определились в том, что христиане стали называть иудейским грехом гордыни. С III по V вв. к Священному Писанию выработалось весьма серьезное и принципиальное дополнение в виде Талмуда как особо и только иудейского учения. Этот этап добавляет нам фактор греческой этничности.
Пятый этап резко усложняет картину, поскольку христианство очень быстро становится мировой религией и включает в этот мир множество наций. Вопрос состоит в том, кто и насколько полно принял христианское учение. Множество христианских народов требует и особо детального рассмотрения, которое еще только предстоит исследователям. Нас в данном случае больше интересует русское православие.
Как известно, икона, нарисованная на столешнице божественной семьи евангелистом Лукой и получившая в дальнейшем известность как икона Владимирской Божьей матери, в 450 году была вывезена из Иерусалима в Византию, и это как бы символизировало утерю божьей благодати в этом географическом и этническом регионе. В середине XII века патриарх Лука Хризоверх дарит ее Юрию Долгорукому, а его сын Андрей Боголюбский, повинуясь знамениям, перевозит ее во Владимир. Икона становится знаком Покрова Богородицы, а значит, и ее покровительства и божьей благодати над русским народом. Народ-богоносец становится в конечном счете покровителем и выразителем православия, а с учетом искажения первоначального учения на Западе – и выразителем христианского пути.
Единственный народ, принявший самоназвание христиане (крестьяне) проявляет и особые характеристики. Во-первых, стоит отметить отсутствие у русского народа частнособственнической идеологии. Это особо отмечал потомок князей Долгоруких князь Петр Долгоруков и монархист В. Шульгин в книге последнего «Опыт Ленина». Исходная коммунистическая идеология христианских общин сохраняется как характерная русская черта. Во-вторых, явно русской национальной чертой является готовность русских принять в свою жизнь людей любой расы и любой этнической принадлежности при условии соблюдения ими «русского» принципа жизни – социальной справедливости. Ведь об этом принципе одинаково любовно пишут и русские коммунисты и русские антикоммунисты, например, И. Солоневич. Обратите внимание еще на один момент. Монархист и ярый антисоветчик И. Солоневич пишет о русском способе жизни, основанном на принципе социальной справедливости.. Интересно: монархист о социальной справедливости и коммунисты о том же самом!
 Поэтому и А.В. Суворов прощает французу – офицеру русской армии плохое знание русского языка тогда, когда узнает о его командирской доблести и воинской состоятельности  «Что ж делать, лишь бы воевал по-русски». Поэтому в русской истории вы встретите и генерала-эфиопа Абрама Ганнибала (предка Пушкина), и казаха-офицера Чокана Валиханова, и немца-писателя Фонвизина, и т.п.
Добавлю, что не очень многое поменяла в этой сфере и советская власть. Так, бывший проректор Арзамасского пединститута Г. Сагателян пишет в своих воспоминаниях о том, что он вырос в Баку и знал, как и все в национальных республиках, что представитель нетитульной нации не мог бы получить высшее образование, и только в России это возможно в силу чисто русской приверженности дружбе народов. Сагателян же получил высшее образование в Горьковском университете, так и не избавившись от акцента. Уживчивость и чувство социальной справедливости отмечается исследователями как русская национальная черта, впрочем, она же и явно христианская, ибо нет «ни эллина, ни иудея»...
Русский народ сохраняет свое представление о человеке как образе Божьем, явно сохраняет фантастическую доверчивость, считает труд основой жизни, а социальную справедливость единственно возможной схемой жизни.
Написал эти слова и встретил жесткую критику первого же читателя за то, что слишком хорошо я думаю о русском народе. Мне так не кажется и потому, что я указываю далее на вину русского народа в отступлении от правильного пути. И второе. Посмотрите сами. Сегодня при капитализме русскому человеку опять пришлось выбирать между трудом и капиталом. И он выбрал труд! Сходите на рынок. Кто стоит за прилавком? Русских мужиков там не найдете. А ведь нынешнее надтреснутое время уже привело к появлению практически невозможных в советское время мужчин-кондукторов в общественном транспорте. Но на рынке русских мужиков вы можете увидеть или подсобными рабочими, или рубщиками, или помощниками жены, и для них эта торговля только приработок и не самый главный. А вот нерусских сколько угодно! Сосед на участке вырастил огурцов море, девать некуда, но на рынок ему нести неудобно. Неудобно! А ведь он не перекупщик как большинство нерусских мужчин на рынке. Это нормальная русская реакция!. И мои наблюдения полностью совпадают с социологическими данными. Французы проанализировали положение в России и вывели итог: среди пяти национальных групп основных владельцев капитала в современной России русской группы нет!
Вспоминаю свои таджикские впечатления. В советское время школьников в Таджикистане вывозили собирать хлопок так же, как в России собирать картошку. И все поле было покрыто красными платьями таджичек. Мужчины – это раис (председатель), завскладом и т.п. или в чайхане. На восточном базаре восточных мужчин-продавцов было море. Сравните с нашими базарами и тогда, и сегодня! Нет, русское ощущение самоуважения прямо связано с трудом производительным, а не паразитическим. В национальной сетке ценностей это обозначено и не поменялось, может быть, чуть затушевалось. Ведь это очень христианское: «в поте лица своего будете добывать вы хлеб свой»!
Таким образом, отмечая 1025-летие принятия христианства на Руси мы имеем возможность отметить слияние национальных и православных черт в системе ценностей русского народа– это и межэтническая уживчивость и чувство социальной справедливости, и приоритет труда перед деньгами, отсутствие национального высокомерия вплоть до потери чувства национальной гордости, чувство всемирного болельщика и постоянное ощущение собственной и национальной недостаточности (греховности) вкупе с чувством ответственности. Это и позволяет надеяться, что народ-богоносец, соблазнившись и однажды, и дважды, всё же найдет в себе силы вернуться к голосу Бога и совести в качестве руководящей силы его жизни. Высокая планка задачи подразумевает и высокое напряжение при ее достижении и тем самым подготовку сил к ее достижению.
 


Рецензии