Пятигорский Провал

     Кавказские Минеральные Воды – удивительнейший регион нашего Отечества! На равнине, на Предкавказье,  поднялись горы причудливой формы. Каждая гора получила свое имя по внешнему виду, по ассоциациям, вызванными очертаниями этих «неудавшихся вулканов». К каждой из семнадцати гор этой семьи лакколитов привязана своя таинственная история, в которой различить правду и вымысел можно лишь с большим трудом.

     На одном из «неудавшихся вулканов», на горе Машук образовался огромный  провал.  Это  явление природы долгое время сковывало страхом людские сердца. В глубокой пропасти на юго-восточном склоне горы бился ключ горячей воды, а из бездны  выносился жуткий запах тухлых яиц (запах сероводорода).
 История  Провала начинается в 1771 году. В «Каталоге  землетрясений Северного Кавказа» указано так: «Пятигорск (гора Бештау). Около горы ощущалось землетрясение. Провалилась часть горы Машук.»  (И.В.Ананьин «Сейсмичность Северного Кавказа». Из-во «Наука» 1977г. стр.72)

     В те времена на удобной равнине с плодородными землями располагались кабардинские аулы-селения, а в каменном коридоре между горами Бештау и Машук был сформирован военный лагерь русских. Очевидцев землетрясения 1771 года было много, однако кабардинцы первыми заинтересовались странным явлением, обнаружившимся после подземного удара. На склоне Машука в одном и том же месте постоянно лежало облачко. Была ли жара, дул ли ветер, шел ли дождь, был ли мороз – облачко не уходило. Любопытство  повело местных жителей по крутому склону Машука к этому загадочному месту. Отважные люди увидели, что облако висит над пустым местом – над пропастью, из которой выходил неприятнейший запах. Что-либо рассмотреть исследователям не удалось, горло пропасти было залито густым туманом. Они бросили камень в туман и, прислушавшись, поняли – камень упал в воду. Вернувшись домой, смельчаки рассказывали своим землякам, что внутри горы поселился страшный джин, исторгающий жуткий запах. Они предупреждали всех, что надо особо охранять дочерей, джин наверняка будет их похищать…

     Вскоре русские солдаты доберутся до провала, опустятся в таинственную бездну, зачерпнут воды из озера, что обнаружат на дне пропасти. Со временем они   дополнят своими рассказами версии первых исследователей-кабардинцев. Вода горячая и очень похожа на ту, что многочисленными родниками истекает по этому склону Машука, у его подошвы, по склонам горы Горячей и Михайловскому отрогу. Только в те времена еще не существовало таких географических названий. Запах же, источаемый этой пропастью, был схож с запахом близлежащих ключей.
Давным-давно, примерно от 8,25 до 7,79 миллионов лет назад в результате мощных тектонических подвижек, полагает одна из геологических версий, стали образовываться горы-лакколиты. (Поль И.Р., Хесс Ю.С., Кобер Б. и др. Происхождение и петрогенезис миоценовых трахириолитов (А-тип) из северной части Большого Кавказа // Магматизм рифтов и складчатых поясов. М.: Наука, 1993. С. 108-125.). Магматические массы, вероятно, были кислыми, вязкими, температурой примерно 700 градусов Цельсия. Поднимаясь из недр планеты, они приподнимали земную кору, придавая этим поднятиям причудливую форму. Из-за недостаточного давления лава не излилась, вулкан не образовался. Со временем магматические массы застыли в этих образованиях, но остались накрытыми осадочными породами. Отсюда и происходит название лакколит, по-гречески «камень в мешке». Иначе – неудавшийся вулкан. Однако, более поздние исследования этих гор обнаружили неодинаковость их строения.

Внутри горы Машук, там, где сложились прочные известняки, много времени пробивалась струя горячей, насыщенной сероводородом воды. Она растворяла тело Машука, разрушала его, вынося горные породы неизвестными нам подземными проходами. В результате длительного агрессивного воздействия этих вод внутри горы образовалась пустота. События 1771 года можно рассудить двумя версиями.   Может быть, землетрясение спровоцировало обрушение свода над подземным озером. Возможно, свод горных пород над пустотой рухнул под собственной тяжестью, вызвав землетрясение. Сегодня, пожалуй, не удастся восстановить геологическую истину. Провал – так назвали эту пропасть. На территории Кавказских Минеральных Вод распространены карстовые явления. Машукский  Провал – наиболее выразительный пример карстовых образований.
Большинству путешественников первой половины девятнадцатого века эта природная достопримечательность была недоступна, но с появлением туннеля сказочная красота Провала открылась. Людей привлекает подземное озеро, озеро внутри горы. Теплая вода (от 26до 42 градусов) насыщенная сероводородом принимает солнечный свет через огромное отверстие, расположенное прямо над озером. В водной среде, насыщенной сероводородом и присутствием микроорганизмов, свет преломляется, придавая ей  восхитительные цвета. В зависимости от угла падения света в разное время суток и в разное время года наблюдатель увидит воду то бирюзовой, то зеленой, то насыщенно-зеленой цвета бутылочного стекла, то голубой, то насыщенно-синей, а то цвета асфальта – серая,  невзрачная. Иногда  вода совсем прозрачная, а иногда на её поверхности  образуется тонкая хрупкая корочка, очень похожая на непрозрачный лед – глауберова соль. Иногда по краю водоема можно наблюдать кристаллические образования белого цвета - это происходит реакция между элементами, растворенными в воде, и атмосферным воздухом.
Уровень воды в подземном озере  не постоянен. Он зависит от осадков. Глубина озера не значительна: 1.5-2м, но под скалой, где в вырубленной нише расположена икона, находится глубокая, до 11 метров щель, по которой выходит основная струя воды, наполняющая озеро. Наблюдая за водной поверхностью можно заметить пузырьки, поднимающиеся со дна разной интенсивности и в разных местах. Бывает так, что озеро мелеет, а иной раз воды в нем так много, что приходится открывать устроенный у смотровой площадки шлюз и выпускать воду по трубе, проложенной под туннельным проходом. Вода сбрасывается на склон Машука и стремится в реку Подкумок. От поверхности воды до самой высокой точки провальского конуса 41 метр, а размеры самого широкого места озера около 15 метров. Первые исследователи увидели на дне пропасти два озерца, связанных между собою небольшим проливом. Но со временем их соединили и  несколько углубили. Теперь дно озера раз в год очищают от насыпающихся со стен пропасти камней.
Сегодня в каменном шатре запах сероводорода не очень ощутим, сквозняк выносит его, а вот тепло, исходящее от  воды чувствуется, особенно в холодный день. Температура этого источника не постоянна, впрочем, недра выдают воду всюду не постоянной температуры. Наблюдения за озером привели к выводу, что по состоянию его вод можно судить о состоянии  Пятигорского месторождения минеральных вод. Водонесущие слои между собою связаны, и это позволило назвать провальское озеро научным термином – пьезометр.
Провал находился значительно выше курортных лечебниц конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков. А желающих осмотреть эту достопримечательность было много. Тропинки, что протоптались любопытными курортниками, были узки и неудобны. О том, как трудна дорога, оставила свои заметки писательница Елена Ган в своей повести «Медальон»: «Пятигорск еще покоился глубоким сном, когда небольшое общество отправилось частью на лошадях, частью на дрожках к вершине Машука… Пока дорога пролегала внизу горы все ехали в одной толпе, но чем выше поднимались, тем уже и круче делалась тропинка; на всяком шагу мелкие камешки осыпались, и заставляли спотыкаться лошадей; наконец, общество спешилось, растянувшись длинной вереницей вдоль извилистой тропы». Есть воспоминания и М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени»: «Вечером многочисленное общество отправлялось к Провалу… К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал». Для облегчения выхода на вершину горы Машук, а значит и к Провалу в 1829 году по распоряжению Главнокомандующего Кавказкой линией генерала Г.А. Эмануэля строители Бернардацци получили задание: провести «на гору Машук удобнейшую тропинку для незатруднительного на вершину оной ходу». В 1851-52 годах строится колесная дорога по распоряжению Наместника Кавказа М.С. Воронцова. В 1916 году приступили к прокладке новой колесной дороги, речь идет о той дороге, которая существует сегодня.

     Если направляться к провалу от Михайловской галереи, предстоит пройти бульваром имени Гагарина. Великолепные дачи, построенные в конце 19 века и в начале 20, стали украшением Пятигорска, что в частности, позволило к 1914 году назвать Пятигорск одним из лучших курортов Европы. Удобный подход к Провалу в наши дни позволил всем желающим осмотреть это чудо природы. Подземное озеро доступно благодаря трудам Лазарика, филантропа, жителя Москвы, и Баталина, спроектировавшего подземный туннель со склона Машука к озеру. Поверья местных жителей о том, что это труднодоступное озеро обладает невероятной лечебной силой все больше и больше притягивало внимание отдыхающих. Однако, приём купания в этом озере был сопряжен с опасностью каменного обвала в любой миг. И, вскоре, купание в озере было запрещено. Под защитой каменного свода и мощной металлической решетки путешественник может любоваться озером, каменным сводом и  маленьким лоскутком неба.. В стенах этого шатра множество углублений, в них устроились ласточки, дикие голуби и летучие мыши
.
     Первым исследователем Провала стал российский учёный Иоганн-Антон Гильденштедт, изучавший Кавказ. 21 июня 1773 года путешественник добрался «до глубокой перпендикулярной пещеры в форме воронки» и выяснил, что «в ее глубине есть вода», «в которую сброшенный камень достигает через 9 секунд» это вероятно теплая серная вода, судя по запаху серной печени».

     Осенью 1793 ода другой исследователь Пятигорья – Петр-Симон Паллас отметил, что на склоне Машука находится «крутая провалина, имеющая в диаметре 6 сажень (13 метров), а в глубину до воды 12 сажен (25 метров)».
В июле 1803 года И.А. Иванов, путешествующий вместе с зодчим Н.А. Львовым, описал свое впечатление о Провале: «Страшная в горе бездна, смрадом дышащая, как адское жерло, как самое гнездо сатаниила, обитаемая чертовидными нетопырями».
Профессор А.П. Нелюбин, посетивший Горячие Воды летом 1823 года, внимательно осмотрел провал, определил размеры воронки и глубину, произвел химический анализ воды подземного озера. Ученый высказал предположение, что,  «Провал своим происхождением обязан не случаю, но сделан с некоторым намерением; правильное  очертание отверстия Провала, некоторая соразмерность  во всех частях оного и ровные стены, перпендикулярно опускающиеся вниз дают повод думать, что сей мнимый провал есть произведение  человеческих рук, и, если не ошибаюсь, был он некогда рудокопной  ямой.»

     Другие ученые того времени говорили о Провале как о жерле угасшего вулкана.
В июле 1837 года по инициативе и на средства богатого князя В.С.Голицина зодчие Бернардацци соорудили над Провалом прочный деревянный помост. При помощи блоков с помоста на канате в плетеных корзинах опускались и поднимались желающие осмотреть Провал. Отважные курортники, по воспоминаниям старожилов, на этом помосте танцевали кадриль в 6 пар. Среди танцующих был замечен и М.Ю.Лермонтов.  Но к 1841 году помост от агрессивных испарений пришел в полную негодность, и пятигорский комендант В.И. Ильяшенков распорядился 24 апреля 1841 года убрать «мост над Провалом». Позднее на южном краю пропасти была сооружена небольшая обзорная площадка, огражденная перилами. С этого места Провал представлялся во всем своем величии. Известно, что Провал посетили А.С. Пушкин (лето 1820 года), М.Ю. Лермонтов (лето 1837 года), А.Н Толстой (3 июля 1852 года).
Летом 1856 года граф Н.М. Муравьев исследовал пятигорские минеральные источники с комиссией, в которую входили офицеры Межевого Корпуса Кикин и Ставровский, топограф Чередеев и натуралист Ф.А.Баталин. Члены этой комиссии спустились в Провал 20-21 июня 1856 года и выяснили, что на дне находится целое озеро минеральной углекисло-серной воды, которая может быть использована больными для купания и питья. Первое же предложение об устройстве туннеля для доступности  целебного озера высказал ординарный профессор Харьковского университета П. Эйнбродт, который в 1842 году обследовал пятигорские источники. Баталин эту идею развил и  сделал предварительные расчеты, по которым работа по созданию провальского туннеля должна была занять около месяца при весьма небольших затратах. Известный московский миллионер и благотворитель Петр Алексеевич Лазарик, часто бывавший на КМВ и любивший здешние места, взял на себя обязательство пробить туннель к лечебному озеру за свой счет. Проект и смета были утверждены наместником Кавказским князем А.И Барятинским 14 сентября 1857 года.
Строительство провальского туннеля высотой и шириной в одну сажень (2 м 13 см) началось в октябре 1857 года. Руководили работами П.А.Лазарик и его старший сын Герман.

     Крупные скалистые массы у входа в туннель, угрожавшие падением, были взорваны порохом, затем  выбрано 600 м3 породы. При начальном углублении в тоннель встретились пласты известняка и кремнистого сланца, а затем – пласты черного мрамора, окаменелого ила, желтой глины и, наконец, синего мрамора с прожилками. Пробивка велась направленными пороховыми взрывами. Удушливый сернистый газ сильно затруднял работу – рабочие часто вынуждены были выходить на свежий воздух. За семь месяцев работы строители углубились внутрь горы на 16 сажен (34 м 14 см). Здесь случилось непредвиденное. После очередного взрыва хлынула вода. Пришлось поднимать дно тоннеля на один аршин (0,7 м), но теперь каменные пласты стали твердыми как сталь. Это обстоятельство вынудило изменить тактику взрывов. Последний пороховой взрыв открыл вход в подземный грот на 18 см выше поверхности озера. Рабочие сразу стали купаться, надеясь первыми получить исцеление. Все работы по сооружению туннеля длиной 22,5 сажени (47,3 м), который вел к площадке на дне Провала, длились 10 месяцев и обошлись П.А. Лазареву в 20 тысяч рублей серебром, что намного превышало первоначальные расчеты расходов.
В конце июля по Пятигорску пошли слухи о чудотворном действии купания в этом источнике. Местные жители, зная о легком пути по туннелю, устремились к провальскому озеру, желая испытать его действие на себе. Управляющий Дирекцией Вод барон Л.К. Унгерн-Штернберг распорядился устроить для тяжелобольных деревянную плавучую купальню на подземном озере.
23 августа 1858 года епископ Кавказский Игнатий (Брянчанинов), ныне почитаемый православным святым, произвел торжественное освящение провальского туннеля и грота с его подземным озером.  Тоннель был освящен в честь 15-летнего Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича. Затем в гроте началось освящение подземного озера, после чего на основной стене напротив входа в грот был водружен образ Скорбящей Божьей Матери, доставленный из Москвы П.А.Лазариком (доныне сохранилось углубление под эту икону в скале). За построенный туннель московский благотворитель был награжден Орденом Св. Станислава 3-й степени. А 2 июля 1859 года по случаю приезда в Пятигорск наместника кавказского князя А.И. Барятинского, в гроте Провала был дан удивительный концерт итальянских певцов. Они исполнили чудесную баркаролу, от которой публика пришла в восторг.
 В 1880 году купание в провальском озере было полностью прекращено. К этому времени были построены удобные лечебницы, в которых использовалась минеральная вода примерно такого же состава, что и в подземном озере. Обустраивать ванны в Провале не имело смысла – обрушение камней на  лечащуюся публику было постоянной угрозой.

     В конце девятнадцатого века на склоне Машука в районе Провала начинается активное строительство частных дач, предназначенных для сдачи в наем приезжим курортникам. Каждое из сооружений имело свое оригинальное архитектурное лицо. Эта часть города Пятигорска получила название элитной провальской курортной зоны. Для удобства отдыхающих в 1904 году Провал   соединили с центром города и железнодорожным вокзалом трамвайной линией.  Из-за сложного рельефа местности трамвай доставлял пассажиров от «Цветника» до Провала только в курортный сезон. По этому маршруту ходили открытые платформы, напоминающие летние веранды.
 Оформление подпорной стены и  входа в туннель было отдельной заботой архитекторов. Кирпичная кладка девятнадцатого века потеряла прочность, рыхлая горная порода – мергель – постоянно осыпалась. В середине двадцатого века возникла необходимость в новом оформлении этой части склона Машука. По проекту архитектора И.Г. Шамврицкого у входа в туннель сооружается мощная подпорная стена высотой шесть метров. Её украшают колонны с двух сторон от входа и пьедесталы с лежащими львами, стражами Провала, изготовленными по эскизу  замечательной пятигорской художницы И.Ф. Шаховской. Над входом на каменной стене укреплено слово «Провалъ» в старом его написании. На входе установлены решётчатые ворота, закрывающиеся на ночь. Здесь же установлена скульптура Остапа Бендера по сюжету романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Сегодня весь туннель освещается маленькими фонариками, установленными в полу прохода. Для путешественника это, возможно, удобно, но этот искусственный свет изменил восприятие уникального творения природы. В каменной нише напротив входа в грот, на том месте, где первоначально была икона Божьей Матери, установлена теперь икона Святого Великомученика Пантелеймона-целителя. На склоне горы Машук вокруг провальской воронки сделана изгородь, ограничивающая подход любопытных к опасному месту. В 2008 году перед Провалом обновили площадку. Теперь в подзорную трубу удобно наблюдать горизонты, разглядывать Кабардинскую равнину, скользить взглядом по причудливой линии  гор Большого Кавказа. Мне хочется еще раз войти во внутрь горы. Стены прохода сложены причудливо перемешанными слоями  горных пород. Касаешься их рукой, ожидаешь, что сейчас камешек отломится – а нет! Крепчайше держится! Медленно иду на свет, что в конце туннеля, и прислушиваюсь к едва уловимому треску – сквозняк тревожит древние горные породы. И вот открывается грот. Сегодня солнце стоит высоко – разгар лета. Полдень. Солнечный свет затопил собою всю огромную пустоту, осветил все выступы и щелочки  на отвесных стенах. Озеро прозрачно, все мелкие камни можно рассмотреть на его дне. Вода у моих ног имеет слабый голубой оттенок, а дальше отвожу взгляд – она мне видится бирюзовой. Озеро теплое, в жаркий день, стоя долго на смотровой площадке, удовольствия не испытаешь! Вдруг спокойствие водной глади нарушается цепочкой пузырьков, стремительно бегущих со дна! Вот ещё в одном месте, ещё в другом… Создается впечатление, что вода начинает кипеть… Вдруг с высоты падает камешек, другой, третий… Сначала мелкие, но завершает этот камнепад камень покрупнее. Встревоженные шумом, дикие голуби, выбираясь из своих щелей-убежищ, громко хлопают крыльями и звуком этим вызывают еще большее падение камней! Провальский шатер живет своей жизнью. Агрессивная вода продолжает грызть тело горы. Напротив входа заметны свежие разрушения скалы. Здесь же видна линия, оставленная минеральной водой в моменты высокого уровня. Камни падают в озеро, делая его все мельче и закрывая таинственные протоки, по которым поднимается целебная струя. Пренеприятнейший запах, так смутивший первых исследователей, подхватывает сквознячок и выносит через туннель на склон горы. Когда же этот проход наглухо закрыт дверями, запах скапливается над воронкой  пропасти.

    Я стою на дне огромного каменного шатра. Осматриваю четко очерченные слои древних горных пород ( их возраст достигает 130-135 миллионов лет) и пытаюсь представить грандиозность геологических событий. Пытаюсь соразмерить их с человеческой жизнью и человеческой  силой.


Рецензии
Солиден экскурс во
историю КМВ!!))
Поздравляю,- от души!
Всех благ во творчестве и
экскурсиях в века минувшие...

Евгений Бригиневич   23.03.2017 13:34     Заявить о нарушении