Статья по воспитанию, обучению и развитию детей 3

III Международная конференция
«Педагогика, психология и технологии  инклюзивного образования»
               
                Тема для обсуждения:
«Методы и технологии инклюзивного образования в общеобразовательных школах с  детьми ОВЗ »
"Methods and technologies for inclusive education in mainstream schools with children with HIA diagnosis of PCC"
Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой. Такая проблема возникла у меня  в сентябре 2012 года, когда ко мне в класс пришел ученик с ОВЗ. Изучив специальную литературу, индивидуально побеседовав с родителями, познакомив заранее других детей и их родителей, я стала строить свою работу в классе с этой спецификой. Ведь у большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения детей с ОВЗ является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ. Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются две классификации. Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.
В ней выделяются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• частично поисковый (эвристический);
• проблемное изложение;
• исследовательский.
• коммуникативный
• имитационно - ролевые
1.Объяснительно – иллюстративный. Внедрение современных компьютерных технологий в свою практику позволяло сделать работу более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы с детьми ОВЗ, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным для учеников с ОВЗ. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей с ОВЗ: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы у детей с ОВЗ.
2. Репродуктивный. Использование детей с ОВЗ сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней написаны примеры табличного умножения, с другой ответы). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале у детей с ОВЗ. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. Очень интересно детям работать в паре, в группе.
3.Частично – поисковый (эвристический). Активизировать мыслительные процессы ребенка с ОВЗ можно путем постановки перед ним следующих заданий:
1. Познавательного характера (соотнесите, перечислите, сформируйте, установите, опишите);
2. На понимание (расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, покажите взаимосвязь, объясните смысл);
3. На сферу применения (продемонстрируйте, объясните цель, воспользуйтесь этим, чтобы решить);
4. Аналитического характера (разложите на составляющие, объясните причины, сравните, классифицируйте, объясните почему);
5. Синтетического характера (создайте, объедините по признаку, что произойдет, если соединить, придумайте другой вариант);
6. Оценочного плана (определите, отберите и выберите, что вы думаете о…).
4.Проблемное изложение. Очень эффективный метод и для детей с ОВЗ, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя их умения постепенно, особенно у детей с ОВЗ. В одном случае их учат видению проблем, предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем — сделать выводы из представленных фактов; в четвертом — высказать предположение; в пятом - построить план его проверки и т. д.Так на уроках окружающего мира  по теме: «Какие предметы окружают людей в старину». Я даю творческое задание: Используя один из рисунков, сочини рассказ о хозяине этой комнаты: кто он, как его зовут. Богат ли, чем занимается? Другим вариантом этого метода является расчленение сложной задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи.
5.Исследовательский. Работа по развитию исследовательских умений на уроках окружающего мира  и литературы должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать экологический материал, с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем детям с ОВЗ. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, увидеть возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Пропедевтическая работа с детьми ОВЗ должна проводиться следующими средствами:
• проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
• уроком-исследованием (в начале урока постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы);
• кратковременными исследованиями – наблюдениями с описаниями.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на занятиях по исследовательской деятельности рекомендую использование:
1. Загадок, ребусов, шарад, кроссвордов, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
2. Игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);
3. Связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня как источника невесомости и т.п.;
4. Игр-исследований, фантастических исследований;
5. Ролевых игр, игр-путешествий в новые страны – пути Великих географических открытий.
Для проведения исследования учащимся предлагаю следующие темы: «Моя фамилия», « Что означает моё имя?», «Мой домашний любимец», «Кактусы», «Разные кошки – разные характеры», «Как вырастить цветок»,сочинить рассказ «Путешествие одной капельки» «Возникновение радуги», «История костюма», история по теме: «Моя кошачья жизнь», найти описание породы собак в книгах - справочниках или в Интернете и ответить на вопрос: Какие породы собак встретились в рассказе А.И.Куприн?  и т.п.
6.Коммуникативный. Коммуникативный подход известен ещё и как дискуссионный. Дискуссия - это «способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе детям с ОВЗ». В педагогике дискуссия применяется, как «метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт активного включения обучаемых в коллективный поиск истины». В процессе дискуссии ребенок с ОВЗ включается в организованную педагогом поисковую деятельность, участвует в коллективном обсуждении точек зрения, ищет и использует информацию для решения проблемно-познавательных задач. В своей работе при проектировании занятий с применением коммуникативного подхода я выбираю темы, в содержании которых заложена противоречивость. Это даёт возможность видеть разные стороны явления, процесса… Дискуссионность в обучении применяется мною и в процессе развёртывания содержания. Результативность  участия в дискуссии проявляется в трёх аспектах: эмоциональном, поведенческом, алгоритмическом. Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок с ОВЗ учится становиться на точку зрения другого. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения у детей с ОВЗ.
7.Имитационно – ролевой. Ролевая игра. Кавтарадзе Д.Н. выделяет несколько видов ролевых игр: ролевая игра в форме дискуссии и специальная ролевая игра, для проведения которой необходимо сформулировать и осознать смысл ситуации. Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие ученикам с ОВЗ на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих ученику с ОВЗ  решению проблем профессионального самоопределения. Во-вторых, ролевая игра предполагает подражание ее участников с ОВЗ действительности в речевом и неречевом поведении. В-третьих, взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога, наличие сотрудничества и партнерства между учениками и детьми с ОВЗ. Организация целесообразного взаимодействия в результате ролевой игры считается невозможной без соблюдения определенных ее правил: наличие ролей; доброжелательная, творческая атмосфера проведения; активное взаимодействие всех участников игры. Таким образом, при подготовке к игре у детей с ОВЗ совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения самостоятельно работать с дополнительной литературой. Мне очень нравиться работать этим методом. Я использую ролевые игры на уроках литературы, русского языка. На уроках математике во время устного счета  использую игру: «Магазин», распределяем роли: роль «Покупателя» и роль «Продавца» у доски выполняют 2 ученика. Они достаются пакет, в котором лежат продукты, а на них стоят ценники. Дети складывают цены продуктов, записывают решение на доске. В классе есть роль « Эксперта», который следит и пересчитывает сумму покупки за учениками у доски.
Мои ученики больше всего любят работать над проектами. Мы уже защитили проект «История костюма», «Фамилия моей семьи», «Кто ты кукла - петрушка», « Как вырастить растение?», « Сборник моих любимых стихов» и т.д. Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из учеников, особенно с ОВЗ. В практике мне чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых. Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая  реализация. Проектная деятельность учащихся с ОВЗ подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме. Это становиться очень доступно для детей с ОВЗ. От ролевой игры, дискуссии, в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.
Однако работа над проектом содержит определенные трудности и для детей с ОВЗ. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей. Неизбежны и ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с материалом. Это очень хорошо для детей с ОВЗ.
Литература:
1.Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974. - С. 40-41
2.Пахомова Н. Ю. Учебный проект: его возможности// Учитель. - №4. - 2000. - С.24.
3.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980
4.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990
5.Научная библиотека КиберЛенинка:


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Изольда. Я тоже когда-то имел отношение к педагогике.Работал научным сотрудником в одном из НИИ в Академии педагогических наук СССР. В АПН было 13 НИИ по всем вопросам педагогики, физиологии, содержания и методики обучения, разработки и применения средств обучения и т.д. Кроме того, НИИ подобные были и в союзных республиках. Наша система обучения, воспитания и профориентации школьников была лучшей в мире. К великому сожалению сегодня с ужасом наблюдаю уровень образования и грамотности молодых людей в соцсетях. Это просто кошмар.
Хорошо хоть есть в нашей педагогике люди, неравнодушные к нынешнему положению школьного ообразования и воспитания.
Успехов в труде Вашем! С уважением -

Латиф Бабаев   19.12.2017 20:01     Заявить о нарушении
Вы человек с большим и добрым сердцем. Ваши слова сегодня меня озарили и вдохнули порыв поделиться хорошим настроением с коллегами и детьми. СПАСИБО,ВАМ!!!Всех Благ!

Изольда Каушнэр   20.12.2017 16:04   Заявить о нарушении