Подвижники веры

1. Княгиня Ольга показывает себя волевой и умной правительницей. Ольга испытывает горячую любовь к Богу. Она принимает святое крещение в Константинополе, при этом отказывается от брака с императором. С именем её связано начало христианского просвещения на Руси. Ольга строит первую церковь, мечтает, что вся Русь станет христианской. Не случайно её внук, Великий князь Киевский Владимир,  крестит русский народ. Благодарные соотечественники называют князя Владимира «Красное Солнышко», а княгиню Ольгу –  равноапостольной.

2. До крещения великий князь Киевский Владимир отличается жестокостью и мстительностью. После крещения – кротостью и добротой. Владимир вводит христианство на Руси, за что его называют святым равноапостольным.

3. Преподобный Феодосий Печерский проявляет особое усердие в служении Богу и милостиво относится к нищим.

4. Одной из центральных фигур русского православия выступает митрополит Московский Алексий, духовно окормляющий матушку-Русь перед решающей  Куликовской битвой.

5. Сподвижник Сергия Радонежского преподобный Димитрий Прилуцкий остаётся в памяти народа как покровитель нищих и убогих людей.

6. Преподобный Сергий Радонежский – духовный светоч русского народа.Он  оставляет о себе память как о подвижнике православной веры, защитнике Земли Русской, молитвеннике за русский народ.

С именем преподобного Сергия Радонежского связано понятие «Святая Русь».  Ученики Сергия основывают 25 монастырей при жизни преподобного и 70 после его смерти.

7. Не исключено, что богатырь происходит от слова Бог! Богатырь - телесно и духовно могучий человек. Таков инок Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет, сражающийся в смертном бою с татарским силачом Челубеем перед Куликовским сражением.

8. Из княжеского рода в юродивые – вот путь блаженного Михаила Клопского. Его духовный подвиг необъясним с житейской точки зрения.

9. На долю преподобного Максима Грека, защитника истины и правды, выпадает немало бедствий и страданий.Ни один раз несчастья обрушиваются на учёного-грамматика, борющегося за чистоту библейских текстов в русских книгах. Этой участи не избегает великий русский писатель Фёдор Достоевский.
 
10. Книги начинают печатать на Руси при Иване Грозном и митрополите Московском Макарии. Каждый из них отличается широкой образованностью и просвещённостью.

11. Какой силой духа нужно обладать, чтобы ослушаться царя Ивана Грозного! На это противостояние решается митрополит Московский Филипп, убитый по воле государя заплечных дел мастером Малютой Скуратовым.

12. Патриарх Филарет входит в русскую историю как отец и соправитель малолетнего Михаила, первого царя из династии Романовых, и как энергичный преобразователь России. Он удачно совмещает духовную и государственную деятельность.

13. Протопоп Аввакум Петрович несёт тяжкий крест мученика, радеющего за чистоту православной веры.

14. Симеон Полоцкий – богослов, поэт, драматург, педагог и одновременно царский угодник.

15. Григорий Сковорода – философ-скиталец с христианским Богом в душе.

16. Предшественником Серафима Саровского надо считать Тихона Задонского. У этих праведников много общего: отшельничество, молчальничество, уход в затвор, дар прозрения и целительства, пламенное религиозное чувство и постигающее тайны бытия глубокомыслие, готовность в любую минуту прийти на помощь к нищим, больным, осуждённым. Они выражают любовь и сострадание к несчастным и презренным. Эти святые остро чувствуют бренность жизни, отчего держат возле себя гроб на случай смерти. И ещё одна черта характерна им:они горячо стремятся в Царствие Небесное. Тихон Задонский пишет: «…Там житие наше – единожды начнётся, но никогда не скончается, будет непрестанно и непременно, тело наше не будет иметь немощи, старости, дряхлости, смерти и тленья, но будет тело духовное, нетленное, бессмертное, здравое, сильное, лёгкое, благоцветущее». Мечты о Божьем Царстве увлекают и Серафима Саровского, к которому 12 раз приходит Владычица небесная, его хранительница и заступница.

17. Преподобный Серафим Саровский с отроческих лет стремится к уединённой монашеской жизни. Он накладывает на себя тяжёлые обеты: питается крайне скудно(три года ест только траву), 1000 дней стоит на камне, пребывает в молчании, уходит в затвор, после чего у него проявляется дар прозорливости. Святой предсказывает скорбные времена для России. Не проходит столетия, как Российская империя рушится!

18. Епископу Игнатию Брянчанинову Бог ниспосылает дар живого христианского слова.

Святитель Игнатий призывает внимательно читать «великую книгу природы», чтобы увидеть в ней Божественную красоту. Эту идею несколько раньше выдвигает знаменитый русский учёный, поэт, художник Михаил Ломоносов, вопитывающийся среди величественной северной природы.

19. Болезни – сёстры смерти. Больному чаще открывается смысл жизни. Болезненным, но весёлым характером наделён Оптинский старец Амвросий. К нему за советом и помощью идут люди со всех концов России. Амвросия посещают Толстой, Достоевский, Соловьёв, Леонтьев, Страхов.

20. Тихой, созерцательной натурой отличается святитель Феофан Затворник, 22 года пребывающий в уединении. Перед этим он оставляет египетскую кафедру в духовной академии и высокое положение в обществе. Не каждый иерарх решится на это!

Святитель Феофан говорит: «Надо всячески хлопотать, чтобы минута смерти была минутой блаженства». Так будет у того, кто без устали духовно трудится и свершает добрые дела во имя Господа Бога.

Святитель Феофан – ангел с мечом в руках, охраняющий вход в Божье Царство. Он суров к людям из любви к ним.

Написав молодой девушке 80 писем, святителю Феофану Затворнику всё-таки не удаётся наставить её на путь отрешения от мира. Не каждому под силу совершать духовный подвиг во имя Бога.

21. Отец Иоанн Кронштадтский заслуживает любовь народа милосердием и добрыми делами: всякое подвижничество свято!

Предназначение священника состоит в том, чтобы быть по-отечески добрым и милостивым к каждому человеку. К этому идеалу стремится отец Иоанн Кронштадтский.

Отец Иоанн Кронштадтский – священник милосердия.

Отец Иоанн Кронштадтский – священник-народолюбец, идейный отпрыск от русского народничества.

Отец Иоанн Кронштадтский вращается в колесе благотворительности, распоряжается сотнями тысяч и миллионами рублей. Беличье занятие!

Нередко священники отличаются излишним красноречием. Иной раз в этой роли выступает Иоанн Кронштадтский.

Отец Иоанн Кронштадтский с одинаковым удовольствием вкушает сладость земную и сладость небесную: черствый хлеб и бисквиты с розочками из крема.

Иоанн Кронштадтский – «святой грешник», чей дух постоянно борется с соблазнами плоти.

Иоанн Кронштадский то и дело сокрушается, что угождает своей плоти «многогрешной». Иными словами, постоянно грешит и постоянно кается.

Иоанн Кронштадтский, как всякий истинный праведник, не без грехов! Тем не менее, его величают святым праведным Иоанном Кронштатдским.

Отец Иоанн Кронштадский проповедует учение Христа горячо, страстно, экзальтированно, порывисто, его дух, словно колючий балтийский ветер, врывается в дома верующих и неверующих людей. Иоанн Кронштадский будоражит все слои общества и каждого отдельного человека как святитель, как наставник и вождь. Кому-то покажется, что Отцу Иоанну недостаёт тихой святости и безмолвного величия духа. На самом деле эти бесценные качества христианина присутствуют в его глубоко страдающей душе.

 Отец Иоанн впитывает в себя ценнейшие черты трёх подвижников православия XIX века: это трепетное религиозное чувство, доверительная близость к Богу, дар живого слова, способность прозревать будущие события и ревностное служение православной церкви. На деяниях этих святителей держится русское религиозное сознание по сей день.

22. Владимир Соловьёв находит общие точки соприкосновения между православием и католицизмом. Философ выдвигает идею вселенской церкви, для аргументации которой пользуется словесной риторикой. Литературный талант позволяет назвать его русским Григорием Богословом!

23. Судьба отнимает у русского крестьянина Григория Журавлёва ноги и руки, но Бог наделяет талантом художника. Его иконы, рисованные зубами, вызывают восхищение у императора Николая II, который заказывает самородку семейный портрет. Человек с несокрушимой силой духа способен творить чудеса!

24. Чертой русского сердобольного священника отличается отец Алексей Мечев.

25. Верующие в Бога – это, по словам религиозного писателя Сергея Нилуса, скромные «труженики христианского духа». На их плечах держатся святая церковь, белое и чёрное духовенство.

26. Тяжкий крест жизненных испытаний христианин-подвижник несёт радостно, ибо чувствует, что скоро настанет день встречи с Отцом Небесным. Именно такой остаётся в нашей памяти настоятельница Марфа-Мариинской обители милосердия – матушка Елизавета. В миру она носит титул великой княгини Елисаветы Фёдоровны. Впоследствии её убивают большевики с особой жестокостью. Ей выпадает испытание, которому  мало кто из людей подвергается! И дух её нельзя сокрушить!

27. Верят в Бога многие, знают Отца Небесного – единицы. По этому поводу преподобный Силуан Афонский говорит следующее: «Иное дело веровать, что есть Бог, и иное – знать Бога».

Преподобный старец Силуан Афонский в молитвенном обращении к Богу, произносит: «Скучает душа моя по Тебе, и слёзно ищу Тебя». Эти слова могут принадлежать только человеку с глубоко страдающим сердцем и стремящимся к одному-единственному дорогому существу – любящему и милостивому Господу Богу. Удивительно, что малообразованному монаху удаётся выразить дух христианской веры лучше, чем многим высшим иерархам церкви.

Афонский старец Силуан сокрушённо внимает страданиям народа мира, молится обо всём человечестве! Перед нами православный подвижник со вселенским мироощущением, как Владимир Соловьёв в философии и Константин Циолковский в космонавтике.

28. Кажется, что старцу Григорию Распутину сам Бог предначертывает роль дьявола-искусителя, подводящего к роковой черте царскую семью и Россию!

29. Религиозный философ Николай Бердяев развивает соловьёвскую идею «богочеловечества»: Бог воплощается в человеке, человек – в Боге.

30. Архиепископу Луке Богом дано стать врачом-исповедником: он лечит больные тела и исцеляет страдающие души.

Только человек большой души может сказать: «Я полюбил страдание». Эти слова принадлежат архиепископу Луке, священнику и врачу Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому.

31. Святая блаженная Матрона Московская теряет зрение. Однако Бог наделяет её даром духовного видения, позволяющим прозревать события на расстоянии. Она творила  добро людям, исцеляла  и утешала  нуждающихся в  помощи.

32. Ревностный защитник православия митрополит Вениамин выступает в роли воина. Он стоит на страже божественного мира,предохраняя  веру от посягательств коварного ума. Он готов низвергнуть дерзкий интеллект в преисподнюю.

Своими многочисленными книгами митрополит Вениамин творит гимн Богу и Небесному Царству.

33. Павел Флоренский скорее поэт и мечтатель, нежели богослов, философ, лингвист, физик, математик, живописец. Он обращает взор к звёздам, восхищаясь красотой мироздания.

34. Иван Ильин – православный философ, для которого Бог – Создатель совершенного и прекрасного мира.

35. Из бездны, из мрака, из неминуемой смерти, из страха и отчаяния советского концентрационного лагеря выбивается поверх мёрзлой земли стебелёк высокого жертвенного подвига, чистой христианской любви, чувство долга и порядочности, о чём свидетельствует соловецкий заключённый Борис Николаевич Ширяев. Он издаёт православную по духу книгу «Неугасимая лампада» - книгу страдания, веры и надежды.

36. Владыка Илларион от природы наделён крепким телосложением, проницательным умом, редкими деловыми качествами, и, главное, огромной притягательной силой – властной в простоте своей и простой во власти, данной ему Богом. Владыка Илларион несколько лет проводит в соловецком концентрационном лагере, где вызывает невольное уважение к себе заключённых и начальства.

Сердечный, незлобивый и, вместе с тем, мужественный человек, владыка Илларион опекает беззащитных, немощных людей.

37. Архимандрит Иоанн Крестьянкин проповедует малые и добрые дела во имя Господа Бога. Совершая их каждый день, мы укрепляем нашу веру.

38. Как пишет архимандрит Рафаил Карелин, грешник – это богоубийца в своём сердце.

«Страсти – это не мы, это тень демонов, упавшая в душу», - говорит архимандрит Рафаил Карелин. Лучше сказать иначе: страсти – это тени нашей души, именуемые демонами.

Архимандриту Рафаилу Карелину принадлежит крылатое выражение: «Слово «моё» - это воровство у любви». «Моё» - это величайшее зло на Земле.

39. Для протоиерея Александра Меня, в чьих жилах течёт еврейская кровь, храмом выступает весь мир, он любит молиться в лесу. Священник широко толкует православную веру, активно занимается научными изысканиями и христианским просветительством. Он пишет множество книг. В конечном счете его убивают неустановленные лица. Александр Мень живёт на этой грешной земле лишь 45 лет! Энтузиастов не любят в России!

40. Иеромонах Владимир Шикин слывёт народным батюшкой. Он испивает до дна горькую чашу страданий русского народа, и в первую очередь – православных верующих, приезжающих к нему со всех уголков страны.

Быстрый, подвижный, ртутный священник-стрела, священник-ветер и священник-молния в одном лице – таким остаётся в памяти людей иеромонах Саровско-Дивеевского монастыря Владимир Шикин.

Ценнейшим душевным качеством отличается отец Владимир Шикин: чужое падение становится его личной трагедией. К сожалению, такое горячее радение за своих духовных детей – редкость среди церковных служителей.

41. Люди не могут не уважать в лице верующего добропорядочного человека, не ощущать в его облике благодать Божью, не понимать, что на него возложена миссия духовного подвижника. Именно таким является иеромонах Сергий, новомученик Оптинской пустыни, зверски убитый в день Пасхи в 1993 году.


Рецензии