4-я промышленная революция

На днях в Давосе завершился Всемирный экономический форум (ВЭФ). Второй год подряд одной из основных его тем становится 4-я промышленная революция — глобальный процесс, связанный с переходом мировой экономики на принципиально новые технологии, основу которых во многом составляют искусственный интеллект и робототехнические решения.
Правда, нынешний форум не очень походил на прежние собрания. По мнению некоторых участников, его отличала атмосфера общественного страха. Его причина в изменениях правил игры, сложившихся в последние десятилетия на мировом рынке. Смена средств производства определяет изменение средств труда, и это происходит вне зависимости от какой-либо политической воли. Мы можем наглядно видеть, как процессы, связанные с роботизацией, меняют почти все без исключения сферы нашей жизни: образование, экономику, государство, социальную среду. Именно последнее направление было в числе наиболее дискутируемых на ВЭФе. Как изменится наша жизнь, если искусственный интеллект будет самостоятельно принимать решения? Как это отразится на росте социального неравенства? Каких других негативных последствий можно ожидать в ближайшее время?
Эти беспокойства основаны не на пустом месте. Эксперты McKinsey считают, что уже сейчас технологии могут автоматизировать 45% деятельности людей. И этот процесс идет полным ходом во всем мире. Показательным примером являются намерения Adidas по переносу производства из Китая в Германию, где будут трудиться роботы, что неминуемо повлечет сокращение до миллиона человек работающих. А также действия компании Foxconn, заменившей в прошлом году 60 тыс. человек роботами на заводе в китайском Куньшане. После этого, по данным Nanjing Ri Bao, количество самоубийств в провинции, где расположен один из его заводов, увеличилось на 217%.
Читайте еще:
 

Народные промыслы — достояние России

Министр Денис Мантуров — о том, почему сохранение и поддержка народных промыслов являются важнейшей государственной задачей
В среднем мировые аналитики прогнозируют увеличение безработицы в мире в связи с заменой рутинных процедур роботами на 36% в ближайшие 7–8 лет. В такой ситуации пугает то, что человечество не контролирует динамику этих процессов. Роботизация, в отличие от предыдущих промышленных революций, идет по экспоненте практически во всех сферах экономики. Так, присутствие роботов в финансовой сфере уже никого не удивляет давно. Сегодня до 80% операций на биржевом рынке совершается роботами. На этом фоне новость о возможной замене 3 тыс. сотрудников Сбербанка роботами-юристами, способными самостоятельно писать исковые заявления, выглядит, скорее, как само собой разумеющееся.
В числе процессов, которые активно захватывает роботизация, — рутинные процедуры. Если в производстве эта проблема решается достаточно давно, то в сферы, связанные с интеллектуальной деятельностью, например необходимостью принятия решений, роботизация пришла только сейчас. Причем в числе законодателей мод выступила наша страна. Российская разработка «Е1 Евфрат» компании Cognitive Technologies уже больше года назад смогла заменить человека при выполнении более 45% рутинных операций в офисном делопроизводстве. Представьте, что на рабочее место руководителя приходит до 200 сообщений в сутки по разным каналам. Умная программа способна самообучаться и по нескольким примерам заданных человеком маршрутов документов начинает понимать, как ей поступать в каждом из случаев. Такая система, в отличие от помощника или секретаря, видит всю цепочку согласований целиком. Именно такие решения и призваны преодолеть испокон веков существующую проблему секретаря, у которого свои понятия о месте каждого из авторов документов и соответственно своя система приоритетов, не всегда способствующая эффективному решению задачи. Более того, такие интеллектуальные системы, в отличие от человека, раз за разом повышают свое качество, обучаясь на ошибках, больше никогда их не повторяя.
На ВЭФе обсуждали последствия последующей стадии развития таких программ — полной замены руководителя роботом. По данным аналитиков Deloitte, ситуации, требующие высокой степени личного взаимодействия с руководителем, составляют 23%. Так что и у линейных начальников скоро будет причина для беспокойства.
Не исключено, что в будущем роботы смогут в какой-то степени заменять человека и в творческих профессиях. Появляются роботы — поэты и композиторы. А на прошлой неделе вышла новость, что робот-журналист смог написать статью за одну минуту.
Эксперты ВЭФа отмечали, что нашему обществу уже в ближайшем будущем предстоит серьезная сегрегация. Грубо говоря, человечество с высокой вероятностью разделится на умных и остальных. Те, кто сейчас имеет низкий уровень образования и трудится в сфере обслуживания и сосредоточены на потреблении, рискуют перейти в низшую расу. Чтобы чувствовать себя уверенно в революционный период времени, людям будет необходимо переквалифицироваться. Человечеству следует обратить внимание на образовательную систему — в условиях роботизации рутинных рабочих обязанностей нам придется научить детей быть креативными, уметь учиться и работать вместе. К тому же для успешного перехода к новому технологическому укладу бизнесу понадобятся новые квалифицированные работники, умеющие работать с новыми технологиями и сервисами.
Требования времени подтверждают и прогнозы аналитиков. Например, по мнению портала Futurism, к 2025 году среди востребованных профессий окажутся специалисты по нейроимплантации, мастера по обслуживанию «умных домов», дизайнеры виртуальной реальности, дистанционные преподаватели и наномедики. Сегодня в число самых востребованных входят инженеры, ИТ-разработчики, медики, специалисты в сфере рекламы и продаж.
К сожалению, сейчас многие наши руководители мыслят устаревшими категориями. При этом в России в меняющихся условиях не только можно, но и нужно строить экономику, основанную на новых технологиях. У нас много полезных ископаемых, малая плотность населения и исторически сложившаяся одна из лучших в мире математическая школа и школа искусственного интеллекта.


Рецензии