Речекон как лото и домино

Всем нам с детства знакомы такие игры, как лото и домино, при помощи которых можно расширять кругозор ребенка, а также успешно тренировать, например, таблицу умножения или арифметические действия.

Играя в такие игры, ребенок не только обретает новые знания, но и развивает необычайно важную способность, имеющую большое значение для дальнейшего развития и успешности обучения, – способность распознавать образы. Именно это умение человек использует в процессе понимания речи [2].

На существенную роль этого навыка указывает Дана Саскинд в своей книге «Тридцать миллионов слов»* [3]. Согласно описанным в ее работе исследованиям, скорость обработки мозгом речевой информации, имеющая важнейшее значение для развития речи и речевого мышления, напрямую связана со способностью распознавать образы.

«Скорость обработки речи, по утверждению профессора Фернальд, определяет, как скоро вы «схватываете» уже известное слово, то есть насколько быстро оно становится узнаваемым и понятным. Например, если я покажу вам фотографии птицы или собаки, попросив посмотреть на птицу, как быстро вы переведете взгляд именно на нее?

Этот процесс имеет решающее значение для обучения. По сути, он ценен вдвойне: если вы с трудом опознаете знакомое слово, следующее можете упустить, а это делаете обучение чрезвычайно затруднительным.

Ярким примером может служить разговор на иностранном, но вроде бы знакомом языке. Энн Фернальд приводит в пример американскую студентку, которая приехала во Францию, окончив курс французского – на отлично, между прочим. И вот она познакомилась с неким парижанином, они разговаривают. Беседа идет с естественной для беседы скоростью (вместо простого и привычного диалога с преподавателем), и девушка обнаруживает, что «цепляется» за каждое полупонятное слово, чтобы «ухватить», но, когда «схватывает», разговор уже переходит на следующую фразу. Это, отмечает профессор Фернальд, яркий пример «издержек медленной обработки информации». Если вы концентрируетесь на извлечении смысла из одного слова, все последующие будут упущены [2].

В трудности общения на иностранном языке есть элемент юмора, но в плохих способностях ребенка к обучению нет ничего смешного. Работая с малышами в лаборатории, Энн обнаружила, что из-за секундной задержки понимания значения слова в предложении ребенку гораздо труднее опознать следующее. Простейшее преимущество в сотую долю миллисекунды, по ее словам, «обеспечивает вам возможность учиться». Для тех же, у кого такого преимущества нет, потери могут быть непредсказуемыми и затяжными – на всю жизнь» [4].

Речекон как методика развития навыков разговорной речи и речевого мышления на родном и иностранном языке также можно использовать в форме лото или домино.

В чем же принципиальное отличие Речекон-Лото и Речекон-Домино от аналогичных игр, позволяющих, например, ребенку связать образ предмета или явления с его названием?

Речевой конструктор Речекон исходит из положения о том, что минимальными единицами речи является высказывания, которое объединяются затем в семантико-структурные блоки.

Выделяя в качестве минимальной единицы именно высказывание (которое может совпадать или не совпадать с предложением), Речекон позволяет тренировать в процессе игры способность у играющих ощущать коммуникативную преемственность между составляющими диалога [1], уместность того или иного высказывания в данной ситуации (прагматическую пресуппозицию).

Описания примеров использования методики Речекона в виде лото и домино вы найдете в разделе, посвященном описанию правил.


* Книга Даны Саскинд посвящена роли правильного речевого окружения ребенка в раннем возрасте для его дальнейшего интеллектуального развития. Важность развития у ребенка умения распознавать образы – это лишь одна из составляющих успеха, подробно описанных в этой книге, заслуживающей внимательного изучения.


Литература:

1. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. – М., Логос, 2003.
2. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: Астрель; 2007. – 318 с.
3. Саскинд Д. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 288 с.
4. Anne Fernald, “Why efficiency in processing language is important”, видео на YouTube, 2:24, опубликовано Treeincement 11 июня 2010 года.


Рецензии