3. Хрустальные лики предтеч. Череп-сложное устройс

С 1964 по 1970 годы «Череп Рока» находился на обследовании у Фрэнка Дорланда – известного американского реставратора. Он установил, что «череп» имеет по бокам отверстия, которые позволяют вывесить его в воздухе на растяжках. При этом пятикилограммовый объект так точно сбалансирован относительно оси подвески, что при соответствующем освещении глазницы «черепа» вспыхивают на его общем тёмном фоне. Не сложно представить себе, какое впечатление должен был бы производить подобный «огненный взгляд» и «речь» (последняя – конечно, не без помощи чревовещателя) на индейцев майя.

Гипотезу о подобном использовании хрустального черепа в магических ритуалах высказал ещё сам Митчелл-Хеджес, который и датировал находку своей дочери в 3600 лет (хотя теперь мы имеем другие сведения, если это не очередная «утка»). Подтвердить или опровергнуть эту цифру вряд ли кто-нибудь возьмётся в силу того, что, как уже было сказано выше, точная датировка предметов из горного хрусталя вообще весьма проблематична.

Определено, что «Череп из Лубаантума» вместе с подвижной нижней челюстью сделан из одного кристалла горного хрусталя.

С незапамятных времён сложились принципы обработки подобных кристаллов. Они не изменились и в наши дни и состоят в том, что движения резца должны совпадать с направлениями осей роста. Противные действия приводят к разрушению кристалла.
   
Однако создатели хрустальных черепов (и это-то при предположительной ручной обработке) умудрялись игнорировать эти правила.  «Череп Рока» не исключение в этом ряду. При этом объект характерен не только тщательностью шлифовки, но целенаправленной обработкой (создание соответствующей кривизны преломляющих поверхностей) для получения вышеописанного эффекта «горящих глаз».
Он создаётся за счёт собирающей и преломляющей линзы в затылочной части макета, естественно, получающейся в результате сочетания формообразующих и отделочных операций. Качество последних таково, что даже под микроскопом на поверхности кристалла не видно следов инструмента первоначальной обработки.

Не будем останавливаться на «эмоциональных» оценках Фрэнка Дорланда. В них он невольно пытается произвести прекрасно обработанный обычный кристалл природного кварца неизвестного назначения – неживой объект в нечто более значимое.
Однако необходимо признать сам факт уникальности технологии изготовления замечательного объекта. Дело в том, что встречающийся довольно часто в природе кварц (известны кристаллы горного хрусталя с массой более тонны) довольно сложен в обработке резанием. Его твёрдость по шкале Мооса – число 7. Только топаз (8), корунд (9), сам алмаз (10) твёрже. Поэтому обработка требует значительных трудозатрат.

Если исключить вмешательство «потусторонних» сил и предположить ручную обработку, то при подсчёте у Фрэнка Дорланда получалось, что мастера майя должны работать круглосуточно из поколения в поколение в течение нескольких веков. Точнее,  у него это выражалось цифрой около 7000000 часов, что соответствует 800 годам круглосуточной обработки, или при 12 часах в день процесс продолжался бы 1600 лет.
 
Эти цифры и заставили его обратиться к экспертам кристаллографической лаборатории «Хьюлетт-Паккард» из города Санта-Клара в Калифорнии, которая занималась разработкой кварцевых генераторов.

Исследования лаборатории поведали миру о необыкновенных свойствах центрально-американской находки и в общем подтвердили результаты Фрэнка Дорланда, с одной стороны уточнив их, а с другой, углубив и добавив некоторые подробности.
Итак, для ручной шлифовки с помощью тончайшей водяной взвеси из кремниевого песка, так как только она может обеспечить столь высокое качество поверхности (отсутствие неровностей, прозрачность) модели, необходимо триста лет непрерывной работы.

В итоге за «Черепом Рока» закрепилась слава не только уникального произведения искусства, но и сложного технического устройства, истинные цели создания которого до сих пор неизвестны. Гипотеза же Митчелл-Хеджеса очевидна и вряд ли исчерпывает возможные аспекты использования, отвечая на все вопросы, возникающие при этом.

Представляется, что в этой достаточно конкретной публикации нет необходимости останавливаться ещё и на необъяснимых с позиций современной науки свойствах ( мистических и чудесных), якобы по отзывам некоторых очевидцев, присущих «черепу», типа: спонтанное изменение температуры, цвета, прозрачности; возникновение видений, запахов, звуков и т.п. Оставим это на их совести. «Тумана» непонятности и так достаточно.
      
Надо сказать, что не добавило ясности в «освещение» этого вопроса и заключение профессора   Р. Дистельберга  из музея истории искусства в Вене, который, обследовав «Череп Рока» в 1982 году, объявил его подделкой. При этом «подделка» (только не ясно, какого прототипа) по его собственному признанию изготовлена на столь высоком уровне, какого не достигали даже флорентийские мастера – лучшие представители искусства обработки хрусталя в Европе.

http://www.proza.ru/2017/02/02/1526


Рецензии
Здравствуйте, Александр! Почитал про черепа, увлекло! Никогда не слышал о таких. Удивительно! Заходите в "гости". С уважением,

Иван Одинцов-Голицын   14.02.2017 09:37     Заявить о нарушении
Представляю, как череп, играя бликами, привлекает нимание. Рад, что и Вы, Иван,
уделили этому внимание. Всех благ АЧ

Александр Черенков   14.02.2017 12:57   Заявить о нарушении
Да я вообще люблю Вас почитывать. Сам пописываю не очень-то..

Иван Одинцов-Голицын   14.02.2017 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.