Как восточных славян Киевская Русь подмяла

       В своё время Маркс и Энгельс недооценили высказывание Бакунина, что свободная восточная славянская община держалась на принципах социальной справедливости и управление в ней выстраивалось демократически от общего собрания снизу вверх на основе равноправия.
       У германских народов преобладал властный иерархический принцип, а государство выстраивалось по принципу соподчинения сверху вниз от главы общины. К немецким монархиям Бакунин, помимо Пруссии и Австро-Венгрии, относил и российское самодержавие, совершенно чуждое основной массе российских народов, ибо правили в России, в основном, выходцы из западных стран.
    Территориальные свободные общинные хозяйства, в основе которых были демократические принципы управления при социальной справедливости от вклада в общинный труд, у русских оседлых земледельческих племен появились издревле и имеют многовековую историю.

    В Европе с бронзового века сосуществовали и противоборствовали разные типы общин. Многие племена исчезли в борьбе за господство, в том числе и друг с другом, другие порабощались завоевателями и утрачивали свою культуру и язык. К эпохе становления современных европейских государств и народов общинное устройство, где управление формировалось снизу вверх, сохранялась лишь у восточных славян, тогда как у западных и других народов континента преобладал иерархический принцип соподчинения сверху вниз, формируя феодальные государства с холопами и барствующими богатыми землевладельцами со своими карательными вооружёнными силами. Феодальное общество определялось многочисленными иерархиями на основе сословных, профессиональных различий,  территориальной обособленностью своих вотчин. Многое в организации становления феодального общества было плодами развития государственной власти в целях финансового, полицейского и административного контроля в общинах за основной массой населения.

    Свободная территориальная община, где не были ярко выражены кровнородственные связи, обычно была открыта для приема выходцев из иных народов на положении свободных и равных членов общины. Общины с чётко выраженными кровнородственными связями не допускали равенства как внутри семьи, так и выходцы из иных родов могли попасть в нее в качестве неполноправных. Именно открытость славянской общины с более свободными и справедливыми внутренними законами вызывает затруднение при определении особенностей славянского антропологического типа, а этническое самосознание изначально ослаблено на фоне племен с кровнородственной иерархической общиной. Зато социальный идеал в виде внутреннего равенства всех перед законами общины, коллективизма и взаимопомощи прочно удерживался в свободных общинах на протяжении многих веков.

    Однотипные свободные славянские общины могли существенно отличаться между собой масштабами территорий, подчиненных общему управлению. В VI–IX вв. на территории Восточной Европы складываются обширные этнополитические образования имеющие общее управление. Чаще всего и называются они по занимаемой территории (древляне, дреговичи, бужане или волыняне). Управление в них выстраивалось снизу вверх, путем делегирования, причем размеры образований явно превышали только хозяйственные потребности, и теперь всё формировалось уже на волостном уровне, когда земли и угодья распределялись справедливо между общинами и членами общины на основе взаимовыручки и взаимопомощи при неурожаях или стихиях. Право участия в делах имели все полноправные члены общины, которые выбирали старейшин (десятских, полусотских, сотских, тысяцких), на определенный срок. Наиболее важные дела решались на собраниях — вече разного уровня, которые проходили в определенном, довольно строгом порядке.


    Однако как такового государственного устройства ещё не было, ибо не было внутренних потребностей для этого, а борьба с внешней угрозой неизбежно требовала определённого иерархического устройства. Поэтому при частой внешней угрозе славянские племена так легко признали верховенство Киевской Руси, возглавившей большое государственное образование в Восточной Европе.   Претендуя на привилегированное положение, Киевская Русь, окрепнув, стала получать дань со славянских, балтских и угро-финских племен, освобождаясь от каких-либо обложений в пользу других народов, которые до этого были её союзниками и защитниками.

    Но иерархия внутри  славянских племён пока еще была выражена слабо, первые князья стали формироваться из предводителей дружин, наследственный принцип утвердился лишь в XI веке,  в итоге собственные князья славянских племен постепенно (в течение двух столетий) были заменены потомками князей Киевской Руси и их ставленников. Так Киевская Русь подмяла под себя более миролюбивые славянские и другие племена восточной Европы и постепенно общинная система равноправия и справедливости управляемая снизу вверх сменилась на иерархическую государственную структуру с управлением сверху вниз.

    Летописцы и автор "Слова о полку Игореве" с горечью обсуждают междоусобицы, вызванные нарастанием корыстных устремлений именно в высших сферах власти, а страшное разорение татаро-монголами в 1237–1240 гг. и последующее ограбление Руси воспринималось как Божье наказание за неспособность действовать согласно и сообща.  Так на Восточную Русь пришла государственная иерархическая цивилизация с классами и классовой борьбой между привилегированными управленцами и бедным трудящимся народом. А после реакции, наступившей после крестьянских бунтов и царских реформа, вольные общины полностью потеряли все свои права и организационные характеристики.
     В то же время такие объединения, как общины, до сих пор прогрессируют в скандинавских странах и даже в США, объединяя сторонников общин в определённые социальные образования с своими внутренними порядками. И даже в Китае стали возрождаться старые общинные принципы, ибо старики, у которых даже пенсии нет, выживают, благодаря общинно-духовным традициям народа по взаимовыручке и взаимопомощи, привитому усердию в труде от постоянного безденежья и традиционно жёстким законам в стране.

     Надеюсь, читатели уже поняли, откуда у некоторых русских людей такое стремление к равноправию и социальной справедливости, ибо это веками прививалось восточным славянам и отпечаталось на генном уровне.

    Общинное хозяйство - это совокупность производительных сил, находящихся в общинной собственности и обеспечивающих благополучную жизнедеятельность всей общины. Труд в свободных общинных хозяйствах основывался на коллективном труде при справедливом совместном распределении всего производимого ДОБРА общиной,  обмениваемого или  закупаемого в других общинах по старому русскому обычаю - "от сердца - к сердцу". Отсюда, как была помощь нуждающимся безвозмездной и сердечной, так и подарки стали дариться безвозмездно от сердца, и появились многие языческие традиции на основе взаимовыручки и взаимопомощи.
      
     Свободная крестьянская община - это единый хозяйственный организм, где труд каждого обеспечивает все потребности общины во всех необходимых средствах для благополучной жизни. Здесь каждый человек знает своё место в трудовых отношениях и знает свою долю необходимых благ для жизни, он не отчуждается от результатов своего труда, как в капиталистической системе, а будучи частью общины пользуется всем, что создаётся всеми членами общины для своего благополучия на принципах родственного или семейного братства и взаимовыручки. Дети имели всё необходимое для своего развития и получения профессии по своим стремлениям и наклонностям, старики имели всё необходимое для спокойной старости.

       Основные полномочия общины были хозяйственными по использованию пахотных земель, совместное использование лесов, лугов, водных угодий, а также управление общим имуществом (например, коллективно построенной мельницей).  Основными правами общины было традиционное согласие на прием новых переселенцев и вытекающее из него право наказывать или изгонять провинившегося из состава общины, тем самым для членов общины собрание было и судебно-правовой инстанцией. Другим важным направлением прав и обязанностей общины были хозяйственные и финансовые дела, когда утверждалась раскладка натуральных работ в общине, торговля и обмен с другими общинами. В свободных общинах общинники были обязаны участвовать в местном судах, а представители общины  в вышестоящем окружном суде, где разбирались более важные дела. Такое участие было не только правом, гарантирующим некоторые свободы общинникам, но и обязанностью некоторых выдвиженцев, ибо они  должны были помогать изобличать нарушителей и из этого вытекало, что общинам принадлежали и некоторые полицейские полномочия.

    При общинном способе хозяйствования уровень социального благосостояния каждой семьи мало отличался от уровня жизни других семей, поэтому несравнимо лучше были взаимоотношения людей, чем при феодальной или капиталистической системе, где каждый трудящийся отчуждается от продуктов своего труда, имея только долю от производимых продуктов труда или получал какие-то деньги.   

     Для этого и формировалась денежная система, главная цель которой - перераспределение доходов  на принципах феодальной или капиталистической иерархии,  в пользу хозяев. Но кто же в здравом уме захочет так жить - работать не на себя, а на чужого дядю только ради  зарплаты, которую этот дядя ещё и платить не хочет. И тут денежная система выполняет свою вторую функцию - как инструмент порабощения человека труда, когда создаётся общество потребления в котором всеми способами разжигаются все человеческие страсти: похоть, сребролюбие, алчность, блуд, чревоугодие, зависть, гордость, тщеславие, заставляя человека потреблять всё больше и больше, превращая свой труд в средство обогащения предпринимателей от капитала, производя часто огромное количество ненужных товаров для рынка, которые многим не нужны и которые сам он, обычно, никогда не покупает, но производит ради рыночного спроса и прибыли, а часто только ради разжигания зависти к достатку других и ненависти к ним...
     А это значит, что в то же время деньги стали и инструментом для борьбы между классами  за освобождение от угнетения трудящихся монополией капитала.

     Таким образом достигается как идеальное порабощение человека, ибо лучший раб не тот, который в кандалах, а тот который думает что он свободен и продолжает работать на буржуазную систему, полагая, что работает на себя. Так и создаются условия, которые со временем должны заставить трудящиеся массы понять угнетающую роль денег, и это понимание постепенно приведёт человечество к новым революционным социально-экономическим изменениям в обществе!  Как в своё время понимание необходимости в объединении рабов и крепостных не заставило правящую верхушку отменить рабство и крепостное право!
   
     Почему в одной из самой богатой природными ресурсами  стране мира народ живёт в нищете? Да потому, что все работают на эту паразитическую систему!  Каждый из нас должен выбрать: или рабский труд на эксплуататоров, или труд на своё благополучие,  получая всё необходимое из производимых благ от количества и квалификации своего труда от равенства рабочего времени и квалификации на своём рабочем месте в общественной экономике, сохраняя рынок вне социальной сферы. Но, похоже, у россиян рабский труд на барина за тридцать сребренников более почётен, предавая древние общинные принципы.

     Люди давно поняли, что одному человеку трудно обеспечить себя всем необходимым, в сообществе с такими же тружениками сделать это гораздо легче и создавая сообщество единомышленников каждый становится частью общины свободных людей, где труд каждого обеспечивает благополучие всей общины и каждый пользуется производимыми благами достойно труда без каких-либо привилегий, а не только богатая олигархическая прослойка. А поскольку  выдвигается принцип: один народ - одна община, то богатство российской общины - это богатство всего российского народа, живущего в ней. Тогда мы увидим торжество принципа новой жизни, когда не "каждый сам за себя", а "один для всех и все для каждого" и общинная жизнь в единстве,  любви и в труде на благо всех.  По сути - это альтруистическое общество, где не может быть эгоистического индивидуализма, ввиду того, что люди понимают: лучше жить и трудиться вместе, чем погибать по одиночке, тратя всю жизнь на погоню за иллюзорными и сомнительными наслаждениями.

     Важно понимать силу альтруизма. В нынешнем мире победит тот, кто сможет создать общество альтруизма - общество заботы каждого о благе всех. Должна возникнуть держава альтруистов и перед нею дрогнут силы зла и эгоизма, рухнет и рассыплется иго индивидуализма.  Идею общества, где каждый заботится о каждом, где «один для всех и все для каждого», втоптали в грязь. Пора прекратить эту постоянную войну с ближними за своё благополучие, где каждый сам за себя, любимого! 

     Счастье крепкой семьи, мужской дружбы,  любви к ближнему, счастье заботы о детях…  Существует ли все это на самом деле? Каким будет общество, где альтруисты разного рода составляют большинство или, по крайней мере, правящую элиту? Оказывается, не так уж трудно представить такой социум, особенно если взглянуть на современную жизнь социально развитых государств. Не труднее, чем вспомнить своих же собственных любящих родителей и крепкие семьи соседей. Родителей, правда, не выбирают, так что тут бывают и накладки.

      А вы представьте себе правителя, избранного не какими-то кланами или олигархами, не обывателями, мечтающими лишь о шмотках и набитом брюхе, а такими же как вы альтруистами, а среди них есть и талантливые ученые, и самоотверженные воины и простые работяги, которым «за державу обидно». Правителя, чьи помыслы только о том, как сделать жизнь людей своей страны благополучнее и счастливее. Нет ничего лучше и эффективнее крепкой рабочей семьи в любом деле, будь то производственное объединение, крестьянское хозяйство, научное объединение или войсковое соединение. Полюбопытствуйте, отыщите историю любой успешной творческой, воинской, рабочей или какой иной группы - везде вы найдете именно такие крепкие, братские и отеческие отношения.
   
     Поинтересуйтесь воспоминаниями этих людей: сквозь всю жизнь они проносят драгоценные для них воспоминания о великом счастье, выпавшем на их долю. Что это, сладкая удовлетворенность комфортом, чувством «защищенной спины»? Нет, это счастье бытия, счастье совместного, самоотверженного труда, поиска, сражения локоть к локтю с друзьями! Везде в таких группах альтруистов вы найдете харизматического лидера, пассионария. Преданного делу без остатка, истинного "отца", не щадящего ни себя, ни других - и, в то же время, искренне заботящегося о каждом, всегда готовом встать на его защиту. Вспомните хотя бы великого Суворова, "грозу врагам, отца солдатам",  разве не такие коллективы служат  прообразом искомого "общества справедливости", столь желанного для русского мироощущения? Ведь "русскость - это мировоззрение справедливого жизнеустройства", как в своё время правильно заметил польский писатель Станислав Лем.

    Личные умственные и физические способности истинно русских людей, их генная предрасположенность к таким духовным качествам, как сочувствие, сострадание, сопереживание обманутым, униженным, оскорблённым; стремление к равноправию и к социальной справедливости формировались веками, а пример отработанных навыков эффективной работы в общине - это залог победы русской общинности при развитии равноправия и социальной справедливости в будущем российском обществе! К сожалению, приспособить эти навыки в современном демократическом индустриальном обществе не каждому правителю под силу, но объединив достаточное количество населения это вполне возможно...

        Некоторые считают, что народ принимает ту модель социального устройства и развития, которая более органичная для него,  что  это не значит, что тот или иной народ плох - он просто другой.
       Немцы однажды приняли более органичную модель, как им казалось. После того, как набили шишек приняли другую, третью... Что дальше?
       Прогресс и процессы его развития не остановить...
       Мы вернулись, чтобы одуматься и идти дальше,  другие учатся на чужих ошибках,  есть страны, которые идут вперёд почти не останавливаясь в своём социальном развитии, опираясь на мудрость предков, есть такие,  которые убеждены в своей правоте и в своей непогрешимости. На какие народы  будем равняться?


       Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общим трудом на благо общества и общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучной жизни всех её членов, то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия все объединённые в единое государство общины самоуправления не меняют существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни. Всех ведет убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого и не может быть никакой свободы от этого ни у граждан, ни у правительства без всеобщей дисциплины и честности, без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права всех граждан своей страны от любого произвола, угнетения и эксплуатации.

       Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!!!

       Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей и народных мнений, задача правительства обеспечивать исполнение разумных законов принятых населением и действовать так, как действовал бы умный и грамотный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения потребностей при стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения в средствах для жизни. А для этого необходимо формировать их распределение по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере. А это при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…

        Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой народной экономики…

        Только россияне НИКОГДА такого про свою страну сказать не могли и долго ещё сказать не смогут...

        Сегодня многие в России считают, что сытно есть и сладко спать должны иметь право только буржуи, а рабочему люду достаточно комнатки в трёхэтажном бараке с туалетом и колодцем на улице и кефир с хлебом на завтрак и ужин...

        А мне больше нравится социально-экономическая позиция канадцев, шведов, финнов, норвежцев, которые своим организованным в свою партию большинством в парламентской борьбе получили от народа право установить для всех граждан своей страны относительно равные нормы социально-бытового и коммуникационного благополучия.  Когда всё это каждый имеет от количества населения и от общей массы производимых в обществе базовых средств для жизни в виде необходимых всем жилья с продуктами питания и фактурой для одежды по участию в общественно-необходимом труде для отдыха и развлечений, а также для обустройства своей жизни по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества общественно необходимого труда, по зарплате от его квалификации и по умению вести домашнее хозяйство. И социальные гарантии соблюдаются, и умение трудиться и жить каждого видно...

         Дети должны иметь всё необходимое для своего полноценного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом благополучную старость!

         А рынок сохраняется вне социально-коммуникационно сферы и на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества.

         Я полагаю, что так справедливее и честнее, что видно по рейтингу социального развития разных стран мира –

        http://www.proza.ru/2017/09/20/855


        А для более полного понимания можете ознакомится с этими статьями:

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641
 
      Если вас интересуют вопросы справедливости кроме буржуазной, базарной справедливости по капиталу, а не по труду на благо общества, чтобы иметь от общества необходимое для своей счастливой жизни.


 


Рецензии
Александр Борисович, хочется лучшего, может...опять перемен к хорошей жизни?
У меня сразу вспомнился моё стих-е "Ночь и День", сплошные вопросы.
http://stihi.ru/2013/08/04/7487
С уважением, Галина Александровна

Галина Белякова   24.05.2020 12:41     Заявить о нарушении
Это с таким народом и перемен к лучшему?

Здесь никакой бог не поможет... -

Мы у края Солнечной системы,
И до звёзд рукой почти достали.
Мним себя почти детьми богемы,
Но людьми пока ещё не стали.

Осознать всё это очень трудно,
Видит бог, что мы тупая паства.
Одни пить готовы беспробудно,
А другим на Марс слетать — и баста!

Многим наши принципы убоги,
Им понять всё это очень сложно,
А когда у всех есть свои боги,
То быть с ними надо осторожно!

Мы когда-то жить хотели дружно,
И дороги были все открыты,
Только очень многим стало нужно,
Чтоб еда всегда была в корыте…

Аникеев Александр Борисович   24.05.2020 14:24   Заявить о нарушении
Мне б из стада уйти бараньего,
Посмотреть бы на белый свет!
Уже нет кольца обручального
И невесты давно уж нет…

Сердца боль меня снова мучает,
Ночь которую не до сна...
Нет пути сквозь леса дремучие,
А за лесом вновь гор стена.

А потом опять степи тихие,
Разглядеть могу всё едва -
В дымке вдруг вижу стадо дикое,
Или может быть целых два...

Мне дождаться бы лучик солнечный
На родной своей стороне,
Но по-прежнему в часы полночи
Сны тяжёлые снятся мне.

Эту ношу делить бы поровну,
Упиваясь отравой всласть,
Но подруги мне нет по норову,
И нет брата в родную масть.

Уже осени солнце выплыло,
Сердце жмут холода зимы...
Отшумело тепло - и схлынуло,
Зимний сумрак укрыл холмы.

Как пройти мне по этой кашице?
Но судьба, как всегда, строга.
Лоб зудит, иногда мне кажется,
Что прорежутся вдруг рога...
Мне б из стада уйти бараньего,
К лучшей жизни направив взор,
Но не будет гудка прощального,
Да и Родину сдать - позор…

Аникеев Александр Борисович   24.05.2020 16:47   Заявить о нарушении
Да, Александр, Родину сдать -позор!
С уважением, Галина Александровна

Галина Белякова   25.05.2020 07:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.