Встреча со Христом

Вспомнить эти истории меня заставил вопрос одного молодого человека: «Что значит живая и реальная встреча со Христом. Как я узнаю, произошла, конкретно у меня, эта встреча или нет, и как я это пойму, в чем это проявится или может уже проявилось?»

…Конечно, встреча с Богом произошла в его жизни. С этого всегда начинается вера.

В начале нашего духовного пути всегда происходит таинственная встреча со Христом, когда Он, призывая нас к вечной жизни, благодатью касается наших сердец, показывая нам опытно и неотразимо, какая радость, и любовь, и блаженство сокрыты в общении с Богом.

Иным Он открывается наяву, входя в их жизнь неотразимым видением. Так, отец Георгий Максимов рассказывает о себе: «Я обратился, став свидетелем чуда. Я повстречался со Христом, Который спас меня, и явил мне полноту Своей любви в тот момент, когда по внешним обстоятельствам я был менее всего того достоин, но по внутреннему состоянию, наверное, более всего открыт для неё и более всего нуждался в ней.

Вера - это не то, что "принимают", вера - это то, что рождается в человеке. Таков мой опыт. Таково моё убеждение.

Моя вера выросла из факта встречи со Христом, и из чуда, явившего для меня Его любовь ко мне. Я не говорю сейчас аллегориями или образами, перетолковывая какие-либо стечения обстоятельств или свои психологические ощущения. Эта встреча была реальной, и чудо было настоящим» (Священник Георгий Максимов. Как я стал православным).

Одна моя подруга рассказывала мне, что однажды, выйдя из дома, увидела Иисуса Христа на другой стороне улицы - Он указал ей на видневшийся неподалёку храм. И так велика была сила омывшей её благодати, что она, нимало не усомнившись, тотчас же пошла в этот храм, повинуясь указующей руке явившегося ей Бога.

Другой мой знакомый открылся, что однажды ночью, едва смежив глаза, вдруг увидел себя у подножия Креста Христова, на Голгофе, позади верных Ему женщин. Видение было так сильно, страшно и неотразимо, что через мгновение он, бывший атеист, открыл глаза верующим человеком.

Другим людям Господь открывается не в видениях, а прикровенно,  в чувствах и помыслах, - каждому так, как для него будет лучше. В этом - тайна промысла. Но, если, однажды встретившись со Христом, человек внимает этой встрече и обретает веру, то вся его жизнь становится чередой таинственных, дивных, радостных встреч с любящим Богом. На самом деле мы ведь призваны к тому, чтобы и не отлучаться от Него никогда, и к этому стремится любое любящее сердце. И все наши встречи со Христом - это драгоценные зёрна чёток, создающих неразлучность с Возлюбленным...

Каждый христианин, если он приобщается Святых Таин в покаянии и смирении, встречается со Христом мистически в таинстве Евхаристии. Преп. Никодим Святогорец говорит: "Причастившись Тела и Крови Господа, Его Самого, по обетованию Его, приемлем, и Он вселяется в нас со всеми благодатями Своими, давая и сердцу, к тому готовому, ощущать сие. Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно". «Так тесно соединиться со Христом, как соединяется ветвь с своим стволом, мы можем только в евхаристическом Таинстве. Ясно, что как отломленная от дерева ветвь засыхает и погибает, так и мы погибнем и не только для сей, но и для будущей вечной жизни, если не пребудем в единении со Христом через Таинство Божественной Евхаристии», - пишет Святитель Серафим (Соболев) (Святитель Серафим (Соболев). О том, как мы должны причащаться, и о плодах этого великого Таинства, когда мы причащаемся в любви ко Христу).

Но, пишет преп. Никодим Святогорец, "причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как может и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день. Внутренно же, в духе, причащения Ему можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, т. е. пребывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать сие общение. ...Со сладостью вкушения Господа ничто сравниться не может, почему ревнители, ощутив оскудение ее, спешат восставить его в силе и когда восставят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа. Это и есть причащение Господа духовное. Оно имеет, таким образом, место между одним и другим причащением Его в Тайнах Святых. Но оно может быть и непрерывно - в том, кто всегда блюдет сердце свое чистым и непрерывным имеет внимание свое и чувство к Господу. При всем том, однако ж, оно есть дар благодати, даемой труженикам на пути Господнем, усердным и к себе безжалостным. Но и то, когда кто по временам вкушает Господа в духе, есть дар благодати".

По благодати, в каждой истинной, глубокой молитве, обращённой к Нему, мы непременно встречаемся с Ним. Мы встречаемся с Ним в храме Божием: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», - говорит нам Господь (Мф. 18, 20).

Мы встречаемся со Христом и тогда, когда переносим скорби и искушения без ропота, сохраняя надежду, веру и верность Ему. Не случайно наши предки называли любое искушение посещением Божиим.

Преп. Амвросий Оптинский рассказывал:

«Крест иногда бывает мысленный - смущают, случается, человека греховные помыслы, но человек в них не виновен, если не соизволяет им. Одна подвижница, говорил старец, долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему:

 - Где Ты был доселе, о Сладкий мой Иисусе?

Господь ответил:

- Был в твоем сердце.

Она спросила:

- Как же это могло быть, ведь сердце мое было наполнено нечистыми помыслами?

И сказал ей Господь:

- Потому разумей, что Я был в твоем сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а болезновала о сем и старалась избавиться от них, — этим уготовала Мне место в сердце твоем».

Мы встречаемся с Ним, когда благотворим ближним, потому что это Он приемлет нашу милостыню Своею рукой. Он Сам сказал творящим дела милосердия: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Святитель Василий Великий, следуя слову Господню, говорит: «Великое дело есть милосердие: ибо приемлет Сам Христос, на небеси сидящий, что получает от рук твоих бедный, на земле лежащий».

Церковь сохранила для нас несколько свидетельств того, что это действительно так и происходит всегда, хотя мы этого и не видим, и редко чувствуем. Бог даёт ощутить Свою благодать, осеняющую благотворящего, только когда это не повредит душе, пробудив тщеславие или другие страсти, а поддержит и утвердит в следовании Его заповедям.

…Некогда жил в Константинополе один человек, который был чрезвычайно милостив к нищим. Когда он ходил по городским улицам, за ним всегда следовало множество нищих, и он каждому из них влагал в руки милостыню. Ближайший из его друзей спросил как-то:

- Что заставило тебя быть столь милостивым?

Он отвечал:

- Когда я, будучи десятилетним отроком, вошел однажды в церковь, от старца, поучавшего народ, услышал, что кто дает нищему, тот свое подаяние влагает в руки Самому Христу.

Не поверил я этому и подумал: «Христос теперь на Небе сидит одесную Отца, как же может Он на земле быть и принимать то, что дают нищим?» С такими мыслями возвращаясь домой, я вдруг увидел нищего, над которым был Господь Иисус Христос. Я ужаснулся. И что же затем увидел? Когда один из проходивших подал нищему хлеб, то этот хлеб принял Сам Христос и благословил подавшего. Видя такое чудо, я уверовал, что, действительно, дающий нищему дает Самому Христу, и с тех пор по силе возможности раздаю милостыню.

…Некий монах имел одну новую, а другую ветхую одежду. Раз пришел к нему зимой нищий и попросил у него хоть какое-нибудь рубище. Инок принес ему что-то и сказал:

- Больше у меня ничего нет.

Но нищий не переставал плакать и говорил:

- Помилуй меня, мне совсем нечего надеть.

Монах сжалился, вошел в келлию, скинул с себя ветхую одежду и отдал ее нищему, а на себя надел новую. Отдав ветхую ризу, монах задумался: «А ведь я не сотворил совершенной любви, отдав нищему ветхую, а себе оставив новую одежду. Не Христа ли ради он просил у меня? Так почему же я Христу отдал худшее? Христос не лучше ли всех?» И с этими словами вернул нищего, взял у него старую одежду и отдал новую. Нищий продал потом ее в городе, и она, переходя из рук в руки, куплена была, наконец, одной женщиной.

Прошло довольно много времени. Как-то раз инок, придя в город, чтобы продать свое рукоделие, увидел, что в его ризу, которую он отдал нищему, была одета женщина. Очень он опечалился и, возвратившись домой, стал плакать: «Недоброе я дело сделал, лучше бы было не отдавать одежду».

Когда же, опечаленный, он, наконец, уснул, то увидел во сне Господа Иисуса Христа, облеченного в ризу, пожертвованную нищему. Господь коснулся его и позвал:

- Брат, брат!

Инок проснулся и спросил:

- Кто Ты, Господи?

Господь сказал:

- Я — Иисус, взгляни на Меня.

Инок взглянул и увидел Господа в одежде, поданной нищему. И свет разлился по келлии, и сказал ему Господь:

- Узнаешь ли эту одежду?

Он отвечал:

- Ей, Господи, она моя.

И сказал ему Христос:

- Не печалься и не скорби. Когда ты отдал ее нищему, Я принял ее.
(Прот. В. Гурьев. Пролог)

…Житие святого Петра, прежде бывшего мытарем, повествует, как однажды нищий попросил у него одежду. Петр снял с себя прекрасную верхнюю одежду и отдал ему. Но тот, стыдясь ходить в такой дорогой одежде, отдал ее для продажи одному купцу. Петр случайно увидел, что одежда его вывешена на торгу для продажи. Это так сильно его опечалило, что он вспомнил своё былое жестокосердие и, придя домой, зарыдал, говоря:

– Бог не принял моей милостыни; я не достоин того, чтобы убогий имел память обо мне.

Плача и скорбя таким образом, он немного уснул, и вот ему представился некий благообразный Муж, сиявший светлее солнца и одетый в ту самую одежду, которую Петр подарил нищему. Он сказал Петру:

– О чем ты, брат Петр, скорбишь и плачешь?

Мытарь же отвечал:

– Как мне не плакать, Господин мой, если я даю убогим из того, что ты дал мне, а они данное им снова продают на торжищах.

Тогда явившийся сказал ему:

– Узнаешь ли сию одежду, которую Я ношу?

Петр же отвечал:

– Да, Владыко, узнаю; она – моя; ею я одел нагого.

Явившийся сказал:

– Перестань же скорбеть, ибо одежду, данную тобою нищему, принял Я и ношу ее, как ты видишь; хвалю тебя за доброе твое дело, ибо ты одел Меня, погибающего от холода.

Всё это открыто нам, чтобы мы знали, что так происходит всегда, хотя мы этого и не видим. И что бы мы ни делали ради Христа, ради исполнения Его заповедей, ради следования Его воле и правде, - всегда мы при этом таинственно встречаемся с Ним. Не всегда Он даёт нам почувствовать факт этой встречи, потому что это не всегда полезно нашей душе.

Св. Феофан Затворник пишет: «Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим.

Но и въявь пришедши или воздействовав уже в сердце, благодать не вдруг являет всю силу свою или всю полноту своих действий, а постепенно, по частям, прерывчато. То подействует на одну сторону естества нашего, то на другую, то на одну силу, то на другую - то мысль просветит, то сердце усладит, то силы укрепит. …Когда в уме вообразится какая-либо святая истина, например: творение, промышление, искупление и прочее, или какое событие евангельское: распятие, воскресение, вознесение и прочее … то это плод благодати Божией. Когда сердце поражается страхом суда, или исполняется надеждою благ вечных, или чувствует сладость, умиление, сокрушение, отрешение от всего с такою силою, что оно будто переносится совсем в другую область из окружающего нас, - то это есть действие благодати. Когда душа ликовствует, благодушествует, готова на всякое добро, на всякий труд, на всякое лишение и даже смерть, все терпит, не страшится никаких препятствий в богоугождении - все сии и подобные состояния суть явления действующего в нас Духа Божия.

И недаром, когда побывает кто в каком-либо из сих состояний, именует его благодатным состоянием. В нем дается вкусить человеку то, чего ничто земное дать не может. Всякий бывает в сих состояниях, но не у всякого они бывают постоянны, а приходят и отходят, даются и отъемлются подобно тому, как в видимом мире бывает то светло, то облачно; то тихо, то ветрено; то тепло, то холодно. Так судила спасительная благодать для нашего ж блага, чтоб не связать свободы нашей, чтоб постепенно воспитать нас к благодатному пребыванию и научить ценить благо, которое дается не вдруг, а после многих опытов даяния рукою, как бы сокращенною. Благодать, говорит святой Диадох, иногда неизъяснимым каким-то ощущением открывает сердцу свое присутствие и потом опять скрывается, ожидает, чтоб душа ревностнее еще взыскала Господа, вкусив блага от стремлений к Нему.

…Больше всего не вдруг и не сполна осеняет душу благодать оттого, что Господь не верит нашей верности. Уверим Его в неизменной Ему верности постоянством в добре - тогда и Он вверит нам всю силу Своей благодати».

Святитель Николай Сербский советует тому, кто ищет встречи со Христом:

«Ты испытываешь непрестанное желание видеть Господа Христа. Воистину, нет желания похвальнее этого. Но трудно лицезреть царя, пока не войдешь в его чертог, а в чертоги царские впускают только тех, кто носит достойные одежды. О духовном одеянии говорит мудрый апостол Павел: “Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства” (Кол. 3, 12–14). Только в таких облачениях мы можем быть допущены в чертоги Царя Небесного и лицезреть Его лик, когда придет время. Ибо наш земной век – время приготовления к встрече с Ним: подобно тому как невеста готовится к венчанию с женихом своим, так и душа каждого христианина должна готовиться к встрече с Господом Иисусом Христом.

Но есть и было немало христиан, которым дал Господь уже в этом веке на миг узреть Его лик. Созерцали Его мученики, страдавшие за веру; созерцали Его верующие люди, которым были попущены большие страдания, ибо Он является тем, кто с верой в Него несет скорби. Когда друг великого русского писателя Гончарова, человека, преданного Христу и глубоко верующего, утешая его, тяжелобольного, говорил, что вскоре он поправится, писатель ответил ему: “Нет, нет, я умру: этой ночью явился мне Господь… И Он все простил мне!”

А ты, если не можешь узреть Господа, потрудись и почувствуешь Его присутствие в своем сердце. Ощущение Христа в самом себе важнее видения Его в этой жизни. Очисти сердце, и Господь вселится в храм твоего сердца, а ты в свое время войдешь в Его храм небесный» (Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма).

Да, «ощущение Христа в самом себе важнее видения Его в этой жизни» и поэтому, наверное, наши встречи с Ним сокровенны, и да, все, кто достигнет спасения, встретится со Христом в Царствии Небесном, где радости о Нём не будет конца. Чего да сподобит нас всех Господь.


Рецензии
прекрасно написано. хорошие подборки высказывания святых отцов. А те кто пытается найти что то неподобающее, то действительно они еще не имели встречи со Христом, но видимо с кем то другим.

Денис Трофимов   03.02.2017 00:12     Заявить о нарушении
Благодарю, Денис! Встретить единомышленника - это всегда счастье.

Валентина Ульянова   03.02.2017 09:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.