Борька-танкист

Много интересных событий приходят к нам и надолго остаются в нашей памяти. Но то, что случается впервые, не покидает нас до конца жизни.  Я,  молодой лейтенант, заместитель командира танковой роты по технической части, первый раз на войсковых учениях. А какая снежная зима, кругом сугробы, напоминающие чудные видения. Ветки, на деревьях, радуются пушистому снегу, и время от времени сбрасывают этот нелегкий груз. Деревья поскрипывают и, как будто, разговаривают между собой. К вечеру такой красочный закат, что хочется долго-долго смотреть в эту мерцающую даль и мечтать.
- Ну что, лейтенант, любуешься красотой. Так всегда бывает, настоящая жизнь только начинается.  Готовьте танки, завтра, в шесть утра, идём домой.
- Есть, товарищ капитан, еще раз проверить готовность к маршу.
Какое это красивое зрелище: колонна боевых машин движется, рокочут моторы, выбрасывая шельфы дыма, повсюду белым-бело, а ты восседаешь на броне и    чувствуешь такую гордость. «Да, я танкист, мои мечты осуществились».
При подходе к посёлку Каменка, что находится у самого парка боевой техники, на одной   из машин заглох мотор. Было принято решение привести его в работу и своим ходом добраться до пункта технического обслуживания. С неисправным танком оставили опытного командира взвода, лейтенанта Кульнева.
Остальную технику сосредоточили в пункте постоянной дислокации, расставили по своим местам, проверили оружие, амуницию, а оставшегося танка всё нет и нет. Выяснилось, что машина окончательно застряла в небольшом горном ручье, с таким же названием.  Наступила ночь, темно, и командир батальона, подполковник Бакланов, принял решение оставить всё до утра. «Эвакуацию произведем рано утром».
Это оказалось ошибочным, роковым решением.  Ночью мороз достиг отметки - 42. Вода вокруг боевой машины продолжала накапливаться, и она оказалась в мощном ледяном панцире.  Весь следующий день прошёл в безуспешных попытках вырвать её из плена. Были изорваны три троса, тяжелое ранение получил механик-водитель, ефрейтор Оганесян. Были сказаны все маты, какими обладали офицеры, но танк стоял напрочь.  Наконец, старший лейтенант Дедушкин притащил тротиловые шашки. Решено взрывать. Но как подступиться, где готовить закладку тола?   Долго судили-рядили и приказали долбить отверстия под бортовыми передачами. Легко сказать «долбить», да там невозможно подступиться. Но отступать дальше некуда. Первый взрыв не принес результатов. Снова притащили взрывчатку и давай начинать сначала. А кругом вода, она уже дошла до башни. Люди по колено в той же холодной жиже. Вокруг понаехало много начальства, все командуют, дают советы, работать невозможно. Наконец, все тот же Дедушкин, послал всех куда подальше и принял на себя всю эту «военную операцию». Как рвануло, так рвануло! Расшевелили-таки эту махину. И сразу же было принято самое верное решение - разбивать гусеничные ленты. Разбили, соединили троса с тремя полиспастами, да с помощью двух танков  вырвали нашу страдалицу с плена.
Машина, словно после боя, вся израненная, катки не вращаются, ни один прибор не работает. Досталось и нам, все промокшие, простуженные, особенно потрудился и пропитался влагой командир танка сержант Кошкарёв.  Дальнейшее решение таково: оставить машину около парка, рядом с контрольно-техническим пунктом, и заняться отогревом. Командир батальона поставил передо мной конкретную задачу: «В кратчайшие сроки привести танк в движение, затем, поставить в строй».
 «Вот тебе, лейтенант, задачка, смогу ли?» - Так думал я на протяжении нескольких дней,   а костры горят, паяльные лампы в руках экипажа. Глаза боятся - руки делают.
В один из дней на наш огонёк пришёл мальчик лет 13-ти. Весь оборванный, голодный, не разговорчивый. С трудом выяснили, что зовут Борькой, сбежал с детского дома. Я сразу же увидел родную душу и потащил его домой. Там нагрел воды, подготовил нашу  «передвижную» ванную, отмыл пацана и покормил. Не сразу он рассказал, как воспитывали в детдоме, как убегал, но снова был возвращен.  «Теперь ни за что не вернусь туда» - было сказано в заключении.
Я предложил Боре остаться у нас, но он наотрез отказался.
«Хочу быть солдатом!» - это он повторял не единожды.
Почти месяц, пока мы отогревали машину, мальчик провёл с нами. За это время он освоился, помогал в работе, даже возмужал. Пропал страх, взгляд стал более открытым и приветливым. Весь батальон уже знал, что появился свой «сын полка».  Радости не было предела, когда Борьку переодели в военную форму. Всё было аккуратно  подшито, подогнано, только сапоги оказались великоваты. Наш маленький герой стал ходить в столовую, в едином солдатском строю. Но тут грянул гром. Заместитель командира батальона по политической части вызвал меня в кабинет и сходу:
- Кто вам позволил учредить должность «сына полка»? На каком основании мальчик в строю? Он же школьник, не учится, не развивается? Да его разыскивают, а вы скрываете, это же подсудное дело? Немедленно отправить в дет приёмник!
«Легко сказать «немедленно», - думал я. – Как  объяснишь Борьке? Он тут же сбежит». Пришлось поехать в Центральный отдел милиции и рассказать.  Миловидная девушка в лейтенантских погонах успокаивала меня:
- Вы сильно не печальтесь об этом мальчике. Он постоянно убегает, учиться не хочет, это наша головная боль. Напишите всё и давайте его сюда.
- А если в другой детский дом? Ведь я тоже убегал, но возвращали туда же, а там не гладили по головке.
- Значит, вы тоже прошли эту школу и знаете что такое дисциплина и ответственность?
- Да, прошёл, в конечном итоге меня спасла армия.
- Вот видите, армия, но до этого нужно закончить школу.
Этот разговор я продолжил с Борькой. Особый упор делал на армейскую службу.
- Тебе нравится в армии?
- Да, я люблю солдатиков и хочу здесь жить.
- Молодец, мы тебя тоже любим и заберём к себе, но только после школы. Все мы учились и тебе нужно пройти этот путь. Самое главное в жизни - победить себя, найти свою дорогу. Вот я поставил перед собой цель - стать офицером, написать о детском доме, где меня воспитывали. И буду идти к этой цели.
Когда есть мечта,  то легко жить и двигаться вперед. Поставь перед собой такую мечту и добивайся,  иди вперёд. Это удел настоящих мужчин. Ведь мы не имеем права плакать, постоянно распускать нюни, мы сильные. И ты сильный, Борька.
Два дня мы провели в таких педагогических беседах, и наш герой пообещал учиться.
«Но, - добавил он, - только тогда пойду в школу, если вы оставите мне военную форму и будете приходить ко мне, в детский дом. А еще я хочу на этом танке покататься».
Это было твёрдо обещано Борьке.
К весне машина была восстановлена, и мы радовались как дети, когда мотор издал такой знакомый и родной звук.  Я выкроил время и поехал в детский дом, который располагался на окраине города Улан-Удэ. До боли знакомое чувство, когда приезжали родные и близкие люди. Радости не было предела. Теперь же мне предстояло выступить в этой роли. Моё появление в офицерской форме, вызвало такую бурю восторга, что не описать. Малышня обступила со всех сторон и давай расспрашивать да щебетать, да таскать за портупею. Я оказался в родных пенатах и сразу же вспомнил свой Турковский детский дом. А когда поздоровался с Борькой, обнял его, он тут же стал героем. Мы поговорили с директрисой и приняли решение - показать армейскую жизнь,  наши танки, самым сильным ученикам. И в дальнейшем, взять шефство над этими замечательными пацанами.  Борька встретился со своим танком, научился водить и дал клятву-непременно стать танкистом и дойти до капитана. Мы смеялись: «Почему не до генерала?» Он отвечал, что это самое красивое звание. Вот так мы посеяли добрые семена в Борькино сердце, души многих мальчиков и девчонок. Они обрели крылья, и увидели цель в этой прекрасной, удивительной жизни.

24.12.2016г.


Рецензии