Полковник Копейкин

                «От героев былых времён
                Не осталось порой имён.
                Те, кто приняли смертный бой,
                Стали просто землей, травой…»
                (Песня к кинофильму «Офицеры»)


                Из воспоминаний полковника Копейкина:   
          
«Весна 1945 года. Кенигсберг. Этот оплот Восточной Пруссии явился самым крепким орешком за последние два годы войны. Мы были уже на подступах к городу, а дальше не смогли продвинуться ни на шаг. После небольшой передышки поступил приказ готовить танки к штурму фортов, которые опоясывали всю прусскую столицу. Перед нами стояли грозные сооружения, с так называемой башней Der Dona. Штурмовые отряды, которые были тут же сформированы, состояли из двух танков Т-34, 4-5-ти орудий и 2-х стрелковых рот. Мы начали подготовку и сделали первую вылазку вдоль железной дороги. Но не тут-то было. Форт номер два, «Бронзарт», оказал такое сопротивление, что нам пришлось отойти на прежние позиции, дабы не потерять людей и наши пушчонки. Отряды усилили еще одной ротой, мощными пушками, и мы снова пошли вперед. На первом кольце обороны немцев, загорелся танк Кулагина.  Я пытаюсь выручить друга, поворачиваю свою машину и ставлю под огонь противника, пехота тут же кидается к горящему  танку.
И вот, мы уже на окраине города. Первое кольцо обороны прорвано. На моей машине командир штурмового отряда капитан Васильев. Он отдает команду саперам готовить мостовую переправу через противотанковый ров. И в это время мой танк загорается, ранен капитан, я пытаюсь вытащить его с горящей машины. Успеваю  заметить, что весь ров заполнен водой, и нам его сходу не преодолеть. Пламя на танке удалось сбить, мы снова атакуем и прорываем второе кольцо. Вот он, город. Всё в огне, дыму, грохочут пушки, продолжается артиллерийская канонада. Только на третьи сутки нам удалось подойти к центральным бастионам. Здесь, немцы оказали самое ожесточённое сопротивление. Им удалось поджечь много танков, так как мы двигались на 1-й передаче и попадали под прицельный огонь. На четвертые сутки боёв, 9 - го апреля 45 года, город-крепость Кенигсберг сдался. На этой самой центральной башне было водружено победное Знамя».
1975 год. День Победы. Мы, офицеры штаба 11-й общевойсковой армии, собрались у памятника «1200 гвардейцам» и поклоняемся павшим героям.
Вечная Слава доблестным воинам!
Мой непосредственный начальник бронетанковой службы полковник Копейкин, приглашает меня на празднование этого Великого праздника. Я сопротивляюсь, так как не воевал, пороха не нюхал. Но он настойчив.
- Ты, капитан, родился той самой весной, когда мы брали это город. И должен знать, что такое война.  Да и у тебя первое ранение на реке Неман. Разве не штопали твою голову в больнице города Юрбаркас?
- Так это были учения.
- Вот видишь, ты уже побывал в переделке. Так что собирайся. Побываешь на местах сражений, познакомишься с моим фронтовым другом, который выжил после тяжёлого  ранения.  Послушаешь воспоминания нашего командира.
Да, я видел эти светлые, добрые лица, эти обгорелые руки полковника Кулагина. Слушал генерала Васильева, смотрел на фронтовиков и завидовал. Мне хотелось быть там,  рядом с ними, прорываться сквозь огонь и кричать «ура!». Взойти на башню со знаменем в руках.  Я, как будто, был там…
Полковник Копейкин всё рассказывал: о последних боях за Прибалтику, о Курляндском котле, в котором пришлось сражаться до середины лета, и о  подвигах танкистов.
«Это стоило нам много жизней. Только на Куршской косе полегли тысячи солдат, - вспоминал он. - В бухте и прибрежных водах плавали сотни черепов и костей, повсюду трупы людей, лошадей, разбитых орудий. Вот такая она, наша победа. Медаль «За взятие Кенигсберга», которую нам вручали, равна боевому ордену».
После воспоминаний о войне, наши танкисты объявили, что я назначен «послом» для передачи подарка Герою Советского Союза, Главному маршалу бронетанковых войск Ротмистрову Павлу Алексеевичу. Это был прекрасный автопортрет, выполненный мозаикой на  глянцевой деревянной основе. Вскоре, поезд «Янтарь» доставил меня в столицу. Портрет передан, и я был горд, выполнив такую удивительную миссию.
   С фронтовиками я служил до июля 1979 года. Затем, был вызван в отдел кадров
к полковнику Кулагину.
- Заканчиваете университет?
- Да, в конце июня.
- Мы пошлём вас в штаб Центральной группы войск, к генералу Язову Дмитрию Тимофеевичу. Он тоже воевал здесь, рядом с нами. У него многому научитесь.А нам, старикам, пора на пенсию. Мы свой долг выполнили, сполна.
Я с грустью расставался с фронтовиками, ставшими мне такими родными.  Полковнику Копейкину дал обещание, что буду совершенствовать свои знания и обязательно стану преподавателем военно-учебного заведения.

1985 год. Состоялась наша встреча в стенах Харьковского высшего танкового училища.
- Здесь я учился,- рассказывает Владимир Александрович. - Часто слушал нашего знаменитого конструктора танка Т-34, Александра Морозова. Бывал на тракторном и танковом заводах. Очень рад, что мы посвятили свою жизнь одному великому делу.
- А я до конца жизни буду благодарен Вам.  Детям и внукам буду рассказывать о Великой Победе и прекрасных людях - фронтовиках.

29.11.2016г.


Рецензии