1. Моя программа - какими вырастут наши дети

НА СНИМКЕ: Доктор ф.-м. наук (впоследствии член-корр.) профессор Алексей Андреевич Ляпунов


А.И. Щербаков сказал мне, что корреспондент газеты «Вечерний Новосибирск» хочет встретиться в Академгородке с людьми, занимающимися внешкольной работой с детьми. Он хочет понять, какими в Академгородке вырастут дети и что у нас предусмотрено для того, чтобы они были всесторонне развиты.

Я в ту пору был председателем сразу четырех комиссий в Академгородке – бытовой (часто называемой комиссией общественного контроля), жилищной, детской и строительной.

Больше всего времени отнимала бытовая комиссия, – где ключевой была работа по общественному контролю за деятельностью предприятий торговли, общественного питания.

Мы контролировали также и всевозможные мастерские по ремонту бытовой техники, а также пункты обслуживания населения, – кассы, сберкассы, пункты приема белья в стирку и проч.

Второе место по времени занимала строительная комиссия, – прием жилых домов от строителей, размещение новых предприятий соцкультбыта в приспособленных помещениях, разработка предложений по ускорению строительства детских учреждений, школ, всевозможных предприятий торговли и бытового обслуживания и, главное, весьма трудная работа по претворению в жизнь наших предложений.

Жилищная комиссия не отнимала много времени, – там, кроме меня, работали серьезные неподкупные люди, строго следившие за соблюдением законодательства при распределении жилья и за очередностью предоставления квартир.

А вот детская комиссия, хоть там и было много людей из месткомов различных институтов, занималась только распределением мест в садики и ясельки, коих тогда почти не было. Потребность же в них в тот год зашкаливала за красную черту.

Сказалась политика главного инженера УКСа А.С. Ладинского, откладывавшего их строительство на более поздний период, так как ему казалось, что в первые годы потребность в них, а также в школах будет минимальной.

На самом деле, так было только до середины 1959 года, а уже к осени этого года появилась острая потребность в яслях, а в начале 1960-го, уже образовались очереди и в садики, и в ясельки. Младшие школьники уже начали заниматься в две смены, а старшие ездили в школу в микрорайон «Д». В последнем случае сказалось то, что значительная часть школьного здания оказалась занятой университетом.

Проблемой был и досуг школьников после школы. Группам продленного дня из-за 2-й смены заниматься в школах было негде. Клубных помещений не было. Дома Культуры не было.

Мы отвоевали одну квартиру в д.№1 по Обводной ул. для работы с детьми, после того, как оттуда выехал хлебный магазин, и туда детишки ходили с удовольствием. Мы теперь пытались открыть в каждом микрорайоне по одной такой квартире, но выделение жилья под эти цели каждый раз требовало специального решения Президиума СО АН. Нам же уже не раз и не два отказывали.

Обосновывая необходимость внешкольной работы с детьми для Президиума, я прочитал много книг выдающихся педагогов и практиков, а также инструктивных профсоюзных пособий и книг, где делились опытом работы с детьми.

По мере такого чтения у меня вначале в голове была полная каша, но, когда я начал раскладывать ее «по полочкам», возникла достаточно стройная система.
Подготовка к встрече с корреспондентом «Вечернего Новосибирска» ускорила этот процесс, и к моменту встречи, я уже был готов представить свое видение проблемы внешкольного воспитания детей.

Кроме того, я пригласил на встречу профессора А.А. Ляпунова, поскольку, как я знал, он часто выступал со своим видением поиска талантливых детей, будущих ученых, их отбора на олимпиадах, собеседованиях, а затем и работы по их всестороннему развитию.

На встречу мы пригласили всех, кто имел отношение к детям всех возрастов, и в большой комнате президиума СОАН было человек сорок.

В кратком вступительном слове сверхвежливый корреспондент рассказал, что он хочет. Я встал, представил корреспонденту аудиторию и предоставил слово Алексею Андреевичу Ляпунову. Он начал говорить. Но не по теме, а о том, чем он занимался и что ему близко. О поиске талантливых ребят и том, как распознавать таланты и как их растить.

Пару раз корреспондент попытался увести его от талантов к обычным детям, но профессора Ляпунова остановить было невозможно.

Он увлёкся, и ничто на свете не могло ему помешать высказать все, что он хочет.

Ляпунов говорил не меньше часа. Наконец он закончил. Его речь была блестящей, и я подумал, что корреспондент все-равно может ее поместить в газету, только предварять эту речь будет другой вопрос.

Потом выступил я и изложил свою концепцию внешкольного воспитания детей. Я говорил примерно полчаса. Спокойно, не торопясь. Внешне бесстрастно, но, на самом деле, сильно волнуясь. Это было моё первое публичное выступление, да ещё для прессы. Был и ещё один фактор, который меня волновал? Передо мной выступал известный титулованный учёный, я же не был даже кандидатом наук.

Я сказал, что каждый ребенок, помимо общих школьных знаний, должен получить художественно-эстетическое воспитание (1) – живопись, скульптура, музыка, театр, танцы, балет, должен попробовать свои силы в техническом творчестве или в выращивании и воспитании объектов живой природы – растений или животных (2), и быть физически здоровым, крепким и закаленным, т.е. постоянно заниматься каким-либо видом спорта (3).

Я хотел бы видеть каждого ребенка, играющим на каком-либо музыкальном инструменте, даже если у него не очень хороший слух. Чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в живописи или ваянии. Человек завтрашнего дня должен понимать музыку, поэзию, живопись и театр.

Я хотел бы, чтобы каждому была предоставлена возможность выбрать спортивную секцию, куда бы он мог прийти и где бы он мог заниматься независимо от его спортивных результатов.

Человек завтрашнего дня, – думал я, – должен быть физически крепким, закаленным, здоровым и целеустремленным.

Я хотел бы, чтобы каждый мальчик мог попробовать себя в конструировании ракеты или самолета, чтобы он научился токарному и слесарному делу, чтобы он стал мастером, и девочкам там найдется место, если они захотят. Надо уметь создавать полезные и красивые вещи. А если захотят посадить растение и вырастить его или воспитывать животных, ухаживать за ними – честь им и хвала. Такую возможность детям тоже надо предоставить. Так что Клуб юных техников и Станция юных натуралистов нам необходимы. Это залог того, что у нас будет много изобретателей, и мы будем беречь природу.

Эти три основные цели, которые я поставил в своем выступлении, вызвали вопросы у корреспондента, который хорошо знал, что возможности у нашего общества ограничены. Что только ничтожное число детей может поступить в музыкальную школу. Что художественных школ вообще нет. Что Клубов юных техников – раз-два и обчелся, и они плохо оснащены и ютятся в подвалах. Дома пионеров, хоть и есть в каждом районе города, но возможности их крайне ограничены. Юннаты иногда трудятся при школах, но их очень мало. А в спортивные секции записаться невозможно. Но если сумел записаться, – показывай результаты, а то отчислят. Все это знал корреспондент, знал и я. Но на его прямой вопрос, заданный с некоторой иронией:

– И всё это у Вас будет?

Я спокойно ответил:

– Мы будем над этим работать. Да, мы хотим, чтобы все это у нас было.
«Мы» – это было громко сказано. Пока что это был один я. И сидящие в зале это знали. Знал и корреспондент. Но видно было, что мое выступление ему понравилось своей продуманностью и полнотой. А, может быть, – мечтой и верой в то, что это будет.

Через несколько дней отчет об этой встрече появился в газете вместе с фотографиями Ляпунова и моей.

Часовое выступление Ляпунова было сильно сокращено, но главные идеи сохранились.
Мое выступление было изложено более подробно. Иронии там не было никакой. Все было по-деловому. И подано в таком духе – как ученые СО АН думают о детях. О будущем детей, живущих в Академгородке. Но я-то знал, что, кроме меня, так никто не думал. И я понял, что я очень хочу выполнить ту программу, которую изложил на встрече.

Огорчало только одно: под моей фотографией в газете было написано, что я кандидат технических наук, а я им не был.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/30/675   


Рецензии